Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-56/2022 ~ М-17/2022 от 11.01.2022

                   Копия к делу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                       а. Хакуринохабль

    Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе председательствующего Воитлева А.Н., при секретаре судебного заседания Хажоковой А.В., с участием заместителя прокурора <адрес> Республики Адыгея Хагурова Л.В., представителей ответчика администрации МО «Хатажукайское сельское поселение» по доверенности Лямова З.Н. и Калашаов Х.М., заинтересованного лица индивидуального предпринимателя Батметов А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Хатажукайское сельское поселение» о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права на скважины в <адрес>, провести инвентаризацию скважин в <адрес> и принять меры по их постановке на учет в качестве бесхозных и дальнейшей регистрации права собственности, в случае отсутствия потребности в их эксплуатации принять меры по их консервации и разработать проект зоны санитарной охраны на скважинах,

У С Т А Н О В И Л:

    <адрес> Республики Адыгея обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> во исполнение задания прокуратуры Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства при добыче, производстве, транспортировке и реализации упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду в администрации МО «Хатажукайское сельское поселение, в ходе которого выявлены нарушения в указанной сфере. На территории МО «Хатажукайское сельское поселение» расположены следующие 11 скважин, из них 8 скважин находятся на балансе администрации МО «Хатажукайское сельское поселение», 2 скважины заброшенные. Скважины расположены по адресу: <данные изъяты> Указанное имущество (скважины) переданы <данные изъяты> используются в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения населения. На территории МО «Хатажукайское сельское поселение» находятся объекты, а именно: скважина в <адрес> с кадастровым номером . Фактически скважинами пользуется (распоряжается) администрация сельского поселения, какие-либо правоустанавливающие документы на указанные скважины отсутствуют. Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства указанные объекты бесхозяйными не признавались, право собственности администрацией МО «Хатажукайское сельское поселение» на указанные объекты недвижимого имущества не зарегистрировано. Отсутствие государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости препятствует выделению бюджетных средств на содержание указанного объекта, в связи с тем, что расходные обязательства бюджета могут быть предназначены только для содержания имущества, находящегося в муниципальной собственности, право на которое оформлено в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем, на территории МО «Хатажукайское сельское поселение» выявлены заброшенные скважины в <адрес> скважина кадастровым номером , какая-либо документация на указанные объекты отсутствует. Скважины самоизливаются. Органом местного самоуправления не принимаются меры для рационального использования и охраны недр, меры по постановке их на учет в качестве бесхозяйных, вопросы консервации или ликвидации объектов не рассматривались. <адрес> по результатам проверки на имя главы МО «Хатажукайское сельское поселение» ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений». Из ответа главы поселения на представление от ДД.ММ.ГГГГ не устранены. Дополнительного ответа на представление об устранении ранее выявленных нарушений в прокуратуру не поступило. Просили суд обязать администрацию МО «Хатажукайское сельское поселение» осуществить государственную регистрацию права на скважины, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровым номером ; обязать администрацию МО «Хатажукайское сельское поселение» провести инвентаризацию (обследование) - скважин расположенных по адресу: в <адрес> с кадастровым номером при наличии потребности в их функционировании принять меры по их постановке на учет в качестве бесхозяйных и дальнейшей регистрации права собственности, в случае отсутствия потребности в их эксплуатации принять меры по их консервации; обязать администрацию МО «Хатажукайское сельское поселение» разработать проекты зон санитарной охраны на следующих скважинах расположенных по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>; <адрес> с кадастровым номером ; <адрес> с кадастровым номером ; <адрес> с кадастровым номером : <адрес>, с кадастровым номером

    Заместитель прокурора <адрес> Республики Адыгея Хагурова Л.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд удовлетворить их.

    Представители ответчика администрации МО «Хатажукайское сельское поселение» Лямова З.Н. и Калашаов Х.М. в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований прокурора <адрес> и просили суд предоставить срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

    Заинтересованное лицо ИП Батметов А.Х. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований прокурора <адрес>.

Заместитель прокурора <адрес> Республики Адыгея Хагурова Л.В. в судебном заседании не возражала предоставить срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, судья приходит к следующему.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства часть 3 статьи 35 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации N 2202-1 от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения

Согласно п.п. 3, 22 ч. 1 ст. 14, ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч.ч. 3, 4, 5 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

По смыслу указанных норм, при отсутствии государственной регистрации соответствующего права, такое право не признается и не подтверждается государством.

Согласно ст. 2 Закона, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

На основании ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в нарушения санитарно-эпидемиологические требования ст. ст. 2, 11 ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», -1.11 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения на всех водозаборах отсутствуют проекты зоны санитарной охраны.

Согласно ст.1.2 Закона «О недрах» установлено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Соответственно добыча подземных вод, в соответствии со ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», должна осуществляться в пределах нормативов допустимого их изъятия, с учетом ограничения добываемого объема в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечение устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 94 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены «Правила охраны подземных водных объектов".

Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления мероприятий по охране подземных водных объектов.

Охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя:

Ликвидация аварийных и непригодных к дальнейшему использованию скважин, а также консервация неиспользуемых скважин осуществляются пользователями недр в соответствии с проектной документацией на ликвидацию или консервацию указанных скважин.

Выявленные нарушения могут вызвать тяжелые последствия- прекращение работы артезианских скважин, и как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения. Несоблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства может привести к распространению инфекционных заболеваний.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости препятствует выделению бюджетных средств на содержание указанного объекта, в связи с тем, что расходные обязательства бюджета могут быть предназначены только для содержания имущества, находящегося в муниципальной собственности, право на которое оформлено в соответствии с действующим законодательством.

Отсутствие права собственности на указанные объекты препятствует его использованию, в части заключения договоров аренды и обеспечение населения водоснабжением в соответствии с действующим законодательством.

Дальнейшее бездействие со стороны администрации может вызвать наступление тяжелых последствий- прекращение работы артезианских скважин, и как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения; невыполнение производственного контроля за качеством питьевой воды, к распространению инфекционных заболеваний.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> в полном объеме.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Хатажукайское сельское поселение» о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права на скважины в а. Хатажукай, провести инвентаризацию скважин в а. Пшизов и принять меры по их постановке на учет в качестве бесхозных и дальнейшей регистрации права собственности, в случае отсутствия потребности в их эксплуатации принять меры по их консервации и разработать проект зоны санитарной охраны на скважинах, удовлетворить.

    Обязать администрацию МО «Хатажукайское сельское поселение» осуществить государственную регистрацию права на скважины, расположенные по адресу: скважина в <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию МО «Хатажукайское сельское поселение» провести инвентаризацию (обследование) - скважин расположенных по адресу: <данные изъяты> при наличии потребности в их функционировании принять меры по их постановке на учет в качестве бесхозяйных и дальнейшей регистрации права собственности, в случае отсутствия потребности в их эксплуатации принять меры по их консервации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

     Обязать администрацию МО «Хатажукайское сельское поселение» разработать проекты зон санитарной охраны на следующих скважинах расположенных по адресу: <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий                                                п/п                             А.Н. Воитлев

Верно:

Судья

Шовгеновского районного суда

Республики Адыгея                                                                          А.Н. Воитлев

2-56/2022 ~ М-17/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шовгеновского района РА
Ответчики
Администрация МО "Хатажукайское сельское поселение"
Другие
ИП Батметов А.Х.
Суд
Шовгеновский районный суд Республики Адыгея
Судья
Воитлев Адам Нуриевич
Дело на странице суда
shovgenovsky--adg.sudrf.ru
11.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2022Передача материалов судье
17.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2022Подготовка дела (собеседование)
03.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее