Дело № 2-3289/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Березники Пермский край 05 декабря 2012 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Баязитовой К.С.,
с участием прокурора Аксеновой Н.А. (служебное удостоверение ......),
представителя ответчика Вылегжаниной Л.Н., действующей на основании доверенности от ......,
представителя третьего лица Ануфриева С.А.,
при секретаре Варламовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березники Пермского края гражданское дело по иску прокурора г.Березники в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Березники Пермского края о возложении обязанности обеспечить пос.Легино источниками наружного противопожарного водоснабжения,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Березники в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.Березники Пермского края о возложении обязанности обеспечить пос.Легино источниками наружного противопожарного водоснабжения. В обоснование иска указано, что прокуратурой г.Березники была проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в ходе которой установлено, что пос.Легино Березниковского городского округа не соответствует требованиям норм противопожарной безопасности. Пожарный пирс на р.Яйва в пос.Легино не оборудован, забор воды на противопожарные нужды из р.Яйва возможен только в летнее время. Забор воды из искусственного водоема на территории фельдшерско-акушерского пункта с помощью пожарного насоса невозможен, поскольку горловина водоема расположена на отметке 11 метров, при максимально допустимой высоте всасывания пожарного насоса 7,5 метров. На существующем в пос.Легино водопроводе имеются два пожарных гидранта, которые находятся в неисправном состоянии. Забор воды для целей пожаротушения из водонапорной башни невозможен. Таким образом, в нарушение требований законодательства, пос.Легино не обеспечен источниками противопожарного водоснабжения. Обеспечение населенных пунктов первичными мерами пожарной безопасности относится к компетенции органов местного самоуправления, однако Администрация г.Березники уклоняется от обеспечения пос.Легино источниками наружного противопожарного водоснабжения, что нарушает права жителей пос.Легино, может привести к негативным последствиям и невозможности органов пожарной охраны своевременно и в полной мере оказать помощь населению в тушении пожара, угрожает жизни, здоровью и имуществу жителей поселка. Просит признать незаконным бездействие Администрации г.Березники по обеспечению пос.Легино источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Обязать Администрацию г.Березники оборудовать пожарный пирс на берегу р.Яйва пос.Легино; оборудовать искусственный водоем, расположенный на территории фельдшерско-акушерского пункта пос.Легино, для возможности забора воды с помощью пожарного насоса с установлением уровня горловины водоема на отметке допустимой высоты всасывания пожарного насоса 7,5 метров; привести два пожарных гидранта, расположенных на существующем водопроводе пос.Легино, в исправное состояние; восстановить искусственный источник противопожарного водоснабжения пос.Легино - водонапорную башню - в рабочее состояние.
Помощник прокурора г.Березники Аксенова Н.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила возложить на Администрацию г.Березники обязанность оборудовать пожарный пирс на берегу р.Яйва пос.Легино в срок до ......; оборудовать искусственный водоем, расположенный на территории фельдшерско-акушерского пункта пос.Легино, для возможности забора воды с помощью пожарного насоса с установлением уровня горловины водоема на отметке допустимой высоты всасывания пожарного насоса 7,5 метров в срок до ......, решение суда в части приведения двух пожарных гидрантов в исправное состояние и в части восстановления водонапорной башни в рабочее состояние обратить к немедленному исполнению.
Представитель ответчика Вылегжанина Л.Н., действующая на основании доверенности от ......, в судебном заседании с иском согласна частично. Пояснила, что необходимости приведения в рабочее состояние всех имеющихся в пос.Легино источников наружного противопожарного водоснабжения нет. Пожарный пирс на берегу р.Яйва имеется, забор воды из него для целей пожаротушения возможен в летнее время.
Представитель третьего лица Ануфриев С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил, что в летнее время пожарные службы осуществляют забор воды из р.Яйва с берега, пирса с твердым покрытием, который необходим для подъезда к реке пожарных машин, не имеется. Отсутствие каких-либо источников наружного противопожарного водоснабжения создает непосредственную угрозу жизни и здоровью жителей пос.Легино.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В силу п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских и сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Согласно ст.21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Судом установлено, что пос.Легино относится к границам населенного пункта Березниковского городского округа Пермского края.
Органами надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю выявлено, что пос.Легино не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (л.д.7, 8).
В пос.Легино имеется четыре источника наружного противопожарного водоснабжения: естественный источник противопожарного водоснабжения (река Яйва); искусственный водоем на территории фельдшерско-акушерского пункта; два пожарных гидранта на существующем водопроводе; искусственный источник противопожарного водоснабжения - водонапорная башня.
Вместе с тем, судом установлено, что забор воды из р.Яйва на противопожарные нужды возможен только в летнее время. Забор воды из искусственного водоема на территории фельдшерско-акушерского пункта с помощью пожарного насоса невозможен, т.к. горловина водоема расположена на отметке 11 метров, при максимально допустимой высоте всасывания пожарного насоса 7,5 метров. Два пожарных гидранта находятся в неисправном состоянии. Забор воды из водонапорной башни для целей пожаротушения в настоящее время также невозможен (л.д.14). Данные обстоятельства также подтверждаются пояснениями представителя третьего лица и не оспаривались представителем ответчика в судебном заседании.
Из сообщения начальника ФКУ «1 отряд ФПС по Пермскому краю» от 15.08.2012г. следует, что в пос.Легино в 2011г. был построен пожарный резервуар, воспользоваться которым не представляется возможным (геометрическая высота всасывания пожарного насоса 7,5 метров, а высота горловины резервуара до уровня воды составляет 11 метров). Забор воды из р.Яйва возможен в летний период, но пирс не оборудован. На существующем водопроводе имеется два пожарных гидранта, которые находятся в неисправном состоянии. На водонапорной башне имеется соединительная головка для заправки автоцистерн, но доступ ограничен (л.д.9).
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу ст.2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со ст.3 Закона Пермского края от 24.11.2006г. № 31-КЗ «Об обеспечении пожарной безопасности в Пермском крае» порядок обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории поселений и городских округов Пермского края устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии со ст.63 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст.62 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к источникам наружного противопожарного водоснабжения, которые должны быть на территориях поселений и городских округов, относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Кроме того, поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом.
Согласно ст. 80 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390, органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В нарушение указанных требований закона Администрация г.Березники не исполняет требования пожарной безопасности при содержании и обслуживании имеющихся на территории пос.Легино объектов наружного противопожарного водоснабжения, не обеспечила надлежащее состояние искусственных и естественных источников противопожарного водоснабжения. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Администрация г.Березники неоднократно уведомлялась о наличии вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности, однако меры к устранению данных нарушений ответчиком предприняты не были.
Доводы представителя ответчика о том, что подъезд пожарных машин к реке Яйва для забора воды обеспечен в летнее время, суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с п.9.4 Свода правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. Доказательств оборудования р.Яйва подъездом с пирсом размером, установленным законодательством, ответчиком не представлено.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора г.Березники в интересах неопределенного круга лиц обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Суд считает, что заявление прокурора об обращении к немедленному исполнению решения суда в части возложения на Администрацию г.Березники Пермского края обязанности привести два пожарных гидранта, расположенных на существующем водопроводе пос.Легино, в исправное состояние; восстановить искусственный источник противопожарного водоснабжения пос.Легино - водонапорную башню - в рабочее состояние, обоснованно, поскольку в настоящее время в пос.Легино не имеется ни одного источника наружного противопожарного водоснабжения, непринятие мер по обеспечению данного населенного пункта источниками наружного противопожарного водоснабжения ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей пос.Легино.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным бездействие Администрации г.Березники Пермского края по обеспечению пос.Легино источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Обязать Администрацию г.Березники Пермского края оборудовать пожарный пирс на берегу р.Яйва пос.Легино в срок до ......; оборудовать искусственный водоем, расположенный на территории фельдшерско-акушерского пункта пос.Легино, для возможности забора воды с помощью пожарного насоса с установлением уровня горловины водоема на отметке допустимой высоты всасывания пожарного насоса 7,5 метров в срок до ......; привести два пожарных гидранта, расположенных на существующем водопроводе пос.Легино, в исправное состояние; восстановить искусственный источник противопожарного водоснабжения пос.Легино - водонапорную башню - в рабочее состояние.
Решение в части возложения на Администрацию г.Березники Пермского края обязанности привести два пожарных гидранта, расположенных на существующем водопроводе пос.Легино, в исправное состояние; восстановить искусственный источник противопожарного водоснабжения пос.Легино - водонапорную башню - в рабочее состояние обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца с момента составления мотивированного решения (......).
Судья /подпись/ К.С. Баязитова
Копия верна. Судья