РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Балтийск 10 августа 2016 года
Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Дуденкова В.В.
при секретаре Черновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Балтийского гарнизона в интересах Российской Федерации и войсковой части 06017 к Лютоеву Олегу Валерьевичу о прекращении права на регистрацию по месту жительства по адресу дислокации воинской части,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Балтийского гарнизона обратился в суд в интересах Российской Федерации и войсковой части 06017 с иском к Лютоеву О.В. о прекращении права на регистрацию по адресу дислокации войсковой части: <...>. В обоснование заявленного требования указал, что ответчик проходил военную службу по контракту в войсковой части 06017, в связи с чем 09 апреля 2014 года был зарегистрирован по месту жительства по адресу дислокации этой воинской части. На основании приказа <...> Балтийского флота от 13.06.2015 № Лютоев О.В. был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта. Несмотря на утрату статуса военнослужащего, ответчик до сих пор не снялся с регистрационного учёта по месту жительства по адресу дислокации войсковой части 06017. Войсковая часть 06017, находящаяся по адресу: <...>, не относится к жилым помещениям, а регистрация Лютоева О.В. по месту жительства произведена формально, без фактического вселения в помещения по указанному адресу. Законных оснований для сохранения за ответчиком права состоять на регистрационном учёте по адресу места дислокации войсковой части 06017 в настоящее время не имеется. Наличие у Лютоева О.В. регистрации при войсковой части 06017 неправомерно возлагает на командование этой воинской части обязательства по реализации его прав и исполнению им обязанностей, а также даёт ответчику право на беспрепятственный доступ на территорию объекта Минобороны России, чем создаётся реальная угроза разглашения сведений, составляющих государственную тaйну, нарушения контрольно-пропускного режима в воинской части и сводятся к минимуму принимаемые командованием меры по противодействию терроризму. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения военного прокурора Балтийского гарнизона в суд с иском в порядке, предусмотренном частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – "ГПК РФ").
В судебном заседании представитель истца – помощник военного прокурора Балтийского гарнизона Куринной Н.С. настаивал на удовлетворении иска, пояснив, что не представляется возможным снять Лютоева О.В. с регистрационного учёта по месту жительства по адресу дислокации войсковой части 06017 во внесудебном порядке.
Врио командира войсковой части 06017 А. подал письменное заявление от 08.08.2016, в котором полностью поддержал иск военного прокурора Балтийского гарнизона и просил рассмотреть дело в отсутствие представителя войсковой части 06017 (л.д. 35).
Начальник ОУФМС России по Калининградской области в г. Балтийске Б. в письменном заявлении от 08.08.2016 просила провести судебное разбирательство в отсутствие представителя этого органа и оставила разрешение дела на усмотрение суда (л.д. 34).
Ответчик Лютоев О.В. был извещён надлежащим образом по последнему известному месту жительства, однако в судебное заседание не явился и каких-либо возражений относительно иска не представил.
Выслушав объяснения представителя истца и исследовав письменные доказательства, суд находит иск военного прокурора Балтийского гарнизона подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью первой статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из части первой статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее по тексту – "Закон РФ № 5242-1") в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учёт граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу части второй статьи 3 Закона РФ № 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым статьи 2 Закона РФ № 5242-1 предусмотрено, что регистрационный учёт граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учёт по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвёртый статьи 2 Закона РФ № 5242-1).
Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим – гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Как следует из пункта 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (далее по тексту – "Правила от 17.07.1995") регистрация военнослужащих по месту их жительства осуществляется на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву).
Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учёта по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 106 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённого приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288, при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учёта прибытия по форме № 12П (приложение № 12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на её номер (наименование).
Абзацем третьим пункта 10 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что для граждан, поступивших на военную службу по контракту, началом военной службы считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы.
В силу абзаца первого пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключёнными ими контрактами, с учётом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населённом пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (пункт 3 статьи 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237, военнослужащий может быть переведён к новому месту военной службы из одной воинской части в другую (в том числе находящуюся в другой местности) в пределах Вооружённых Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов, воинских подразделений федеральной противопожарной службы).
В силу пункта 1 статьи 14 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность, перевода, увольнения с военной службы, а также в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 15 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрено, что военнослужащий в случае перевода к новому месту военной службы направляется туда после сдачи дел и освобождения от воинской должности.
Анализ приведённых выше норм материального права в их системной взаимосвязи позволяет суду сделать вывод о том, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, и члены его семьи имеют право на регистрацию по месту жительства по адресу дислокации конкретной воинской части только в период прохождения военнослужащим военной службы по контракту в этой воинской части и нахождения военнослужащего на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При рассмотрении дела судом установлено, что войсковая часть 06017 дислоцируется в числе прочего по адресу: <...>.
Из материалов дела (л.д. 8–10, 11, 12, 21, 22, 26–28), следует, что Лютоев Олег Валерьевич проходил военную службу по контракту в войсковой части 06017.
07 ноября 2012 года на основании ходатайства командира войсковой части 06017 военнослужащий Лютоев О.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу дислокации войсковой части 06017: <...>.
Приказом <...> Балтийского флота от 13.06.2015 № Лютоев О.В. был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.
18 июля 2015 года Лютоев О.В. был исключён из списков личного состава войсковой части 06017 на основании приказа <...> Балтийского флота от 08.07.2015 №.
Таким образом, с 19 июля 2015 года ответчик утратил статус военнослужащего и окончил военную службу по контракту в войсковой части 06017.
Письменное сообщение Отдела № 4 (г. Калининград) ФГКУ "Западрегионжилье" от 22.07.2016 № (л.д. 23–24) подтверждает, что на момент увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части Лютоев О.В. не состоял на учёте нуждающихся в служебном жилом помещении, не участвовал в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих и не имел оснований к получению субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Регистрация по месту жительства по адресу дислокации войсковой части 06017 сама по себе не повлекла возникновение у Лютоева О.В. жилищных прав, поскольку жилые помещения государственного жилищного фонда, пригодные для постоянного проживания, на территории войсковой части 06017 отсутствуют, служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, расположенные по адресу: <...>, ответчику в установленном порядке не предоставлялись.
В настоящее время Лютоев О.В. не проживает в каком-либо жилом помещении по адресу своей регистрации по месту жительства.
У войсковой части 06017 не имеется предусмотренных законом обязательств по обеспечению ответчика жилым помещением, влекущих возможность сохранения регистрации Лютоева О.В. по месту жительства по адресу: <...>.
С учётом установленных обстоятельств дела, оценивая исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к окончательному выводу о том, что Лютоев О.В. утратил право на регистрацию по месту жительства по адресу дислокации войсковой части 06017: <...>, и удовлетворяет иск военного прокурора Балтийского гарнизона.
Применительно к статье 7 Закона РФ № 5242-1, подпункту "е" пункта 31 и пункту 33 Правил от 17.07.1995, ответчик подлежит снятию с регистрационного учёта по месту жительства на основании настоящего решения после вступления его в законную силу.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить иск военного прокурора Балтийского гарнизона в интересах Российской Федерации и войсковой части 06017.
Прекратить право Лютоева Олега Валерьевича на регистрацию по месту жительства по адресу дислокации войсковой части 06017: <...>.
Настоящее решение является основанием для снятия Лютоева Олега Валерьевича с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2016 года на пяти страницах.
Судья Балтийского городского суда
Калининградской области Дуденков В.В.