Дело № 2-14/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2018 года п.г.т. Шаля Свердловской области
Шалинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Ярославцева В.Е.,
при секретаре Чикуновой Е.С.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Синельниковой М.Д.,
представителя ответчика - Администрации Шалинского ГО по доверенности Сюкосева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Киневой Л.В. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности провести обследование жилого дома
у с т а н о в и л
Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в суд с иском в интересах Киневой Л.В. к Администрации Шалинского городского округа - о возложении обязанности провести обследование жилого помещения соистицы. Свой иск прокурор обосновал тем, что прокуратурой Шалинского района проведена проверка по заявлению Киневой Л.В. о нарушении ответчиком её жилищных прав. При её проведении установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кинева Л.В. обратилась в Администрацию Шалинского Городского Округа с заявлением об обследовании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с целью признания помещения непригодным для проживания.
В ответе на данное обращение (№ 2951 от 15.07.2014) Администрация указала, что жилое помещение в реестре муниципального имущества не числится, находящиеся в частной собственности квартиры комиссией не обследуются. Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии со статьями 1 и 15 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, его безопасности. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.1 Положения). Оценка и обследование в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются создаваемой в этих целях (в том числе органом местного самоуправления) межведомственной комиссией (Комиссия), на основании заявления собственника помещения, либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции (пункты 7 и 42 Положения). Поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) Комиссия рассматривает в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения):
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункты 46 и 47 Положения).
Следует отметить, что действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации, Комиссия, оценивает жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда (пункты 2 и 7 Положения).
Как установлено, по поступившему заявлению Киневой Л.В. о признании её квартиры непригодной для проживания Администрацией не организовано проведение межведомственной комиссией оценки и обследования жилого помещения и принятия решения в соответствии с Положением.
Таким образом, по мнению прокурора отказ Администрации в обследовании жилого помещения Киневой Л.В. со ссылкой на то, что это помещение находится в частной собственности, противоречит указанным выше требованиям жилищного законодательства и существенно нарушает жилищные права Киневой Л.В.
Просит суд возложить на администрацию Шалинского городского округа обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение межведомственной комиссией оценки и обследования в целях признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> пригодным (непригодным) для проживания граждан и принятия решения в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым, либо непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
В ходе рассмотрения дела определением суда от ДД.ММ.ГГГГ у к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Кинёв С.В., Кинёва Е.С., Возяков С.А..
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Шалинского района Свердловской области Синельникова М.Д. заявленные исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по вышеуказанным в иске основаниям.
Соистец Кинева Л.В. в судебное заседание не явилась, от нее имеется заявление, согласно которому она просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает (л.д.39).
Представитель ответчика администрации Шалинского городского округа Свердловской области по доверенности Сюкосев А.В. иск не признал, поддержав доводы, указанные им в отзыве на исковое заявление и пояснив следующее.
Межведомственная комиссия юридическим лицом не является, она создается органом местного самоуправления. На момент обращения заявителей с просьбой об обследовании жилья действовало постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», пункт 8 которого указывал на то, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям, и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. В настоящее время данный пункт действует в редакции от 02.08.2016 N 746, действие редакции началось с 13.08.2016, в соответствии с которым орган местного самоуправления обязан обследовать и жилые помещения частного жилищного фонда, однако расширен перечень документов, предоставляемых заявителем а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания – по усмотрению заявителя. В этом случае орган местного самоуправления должен обследовать. Доказательств обращения нет. Верховным Судом Российской Федерации рассматривалось дело № АКПИ16-366, решение вынесено 15.06.2016, рассматривался иск граждан о признании недействующим подпункта «д» пункта 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сосу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, суд решил в удовлетворении иска отказать, поскольку в соответствии с ЖК РФ Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Досудебный порядок не соблюден, поэтому просит в иске отказать.
Третье лицо Возяков С.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против иска не возражал (л.д.47).
Третьи лица - Кинева Е.С., Кинев С.В. надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания не явились по неизвестной суду причине. Возражений, отзыва в суд не предоставили, ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии от них не поступало.
Выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Из представленных документов видно, что жители <адрес> Возяков С.А., Кинев С.В., Кинева Л.В. обращались в администрацию Шалинского городского округа с заявлениями об обследовании принадлежащих им жилых помещений в <адрес> по вышеуказанному адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 57,59,61,63).
При этом, по их заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в обследовании жилого помещения им было отказано письмом заместителя главы данной администрации от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на то, что жилой дом, расположенный по адресу <адрес> в реестре муниципальной собственности не значится. (л.д.11).
В обследовании жилого помещения по заявлению Возякова С.А., Кинева С.В., Киневой Л.В., Киневой Е.С. от ДД.ММ.ГГГГ им было отказано письмом заместителя главы данной администрации от ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на отсутствие заключения, акта соответствующего органа государственного надзора (контроля) и заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, поскольку в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации они являются собственниками жилых помещений, подлежащих обследованию (л.д.58,60,62,64).
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
В силу ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации - к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений прямо отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 Положения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение) действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В силу пп. 7, 8 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
При этом суд учитывает, что данные нормы Положения действовали ещё на момент первоначального обращения Киневой Л.В. к ответчику с заявлением о проведении обследования её жилого помещения в 2014 году в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2013. Это опровергает доводы ответчика о том, что на момент обращения Киневой Л.В. с заявлением в 2014 году в вышеуказанном Положении отсутствовали основания для проведения обследования квартиры соистицы Межведомственной комиссией Шалинского городского округа Свердловской области.
Из приведенных норм Положения следует, что межведомственная комиссия должна по заявлению гражданина, независимо от того является ли он собственником квартиры или нанимателем, провести обследование жилого помещения и многоквартирного дома в целом на предмет его аварийности и непригодности (пригодности) для проживания, поскольку никакой другой орган на территории Шалинского городского округа Свердловской области не наделен такими полномочиями.
На это, в частности указывает представленное ответчиком Положение о межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Шалинского городского округа.
Как отмечено выше, судом установлено, что соистица неоднократно обращалась в администрацию Шалинского городского округа с заявлениями о проведении оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признании жилого помещение пригодным (непригодным) для проживания. Ответчиками факт не проведения оценки жилого дома на соответствие требованиям, установленным Положением, не оспаривается.
Из п. 7 Положения следует, что деятельность межведомственной комиссии организует и контролирует Администрация Шалинского городского округа. Этот вывод также вытекает из п. 49 Положения, в силу которого на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Отсутствие решения межведомственной комиссии, принятого в соответствии с п. 47 Положения, нарушает права соистицы, поскольку она в отсутствие соответствующего решения не имеет возможности выбора способа защиты своих жилищных прав: не может заявить требования о сносе квартиры как аварийной, либо принять решение о необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
Поскольку установлено, что Администрацией Шалинского городского округа не предприняты действия, направленные на проведение оценки соответствия жилого помещения занимаемого соистицей установленным в Положении требованиям, признании помещения пригодным (непригодным) для проживания, суд находит возможным, возложить на ответчика данную обязанность.
Доводы представителя администрации Шалинского городского округа о несоблюдении Киневой Л.В. требований п. 45 Положения - в части представления с заявлением заключения специализированной организации, основаны на субъективном толковании закона.
Действительно, п. 45 Положения предусматривает, что для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным заявителю необходимо представить в комиссию вместе с заявлением, в том числе, и заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома. В то же время, указанное положение не содержит норм, исключающих обязанность межведомственной комиссии провести обследование при отсутствии такого заключения. Напротив, из п. 46 Положения следует, что заключение, представленное собственником (нанимателем), не является для комиссии обязательным, поскольку межведомственная комиссия в любом случае вправе назначить дополнительные обследования и испытания.
Суд также отмечает, что формальное требование Шалинского городского округа к соистице Киневой Л.В. о предварительном представлении заключения специализированной организации, по своей сути противоречит основному положению жилищного законодательства о необходимости обеспечения органами местного самоуправления безопасности жилища (ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет бюджета Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку ответчик, как и истец при подаче иска подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Киневой Л.В. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности провести обследование жилого дома удовлетворить.
Возложить на администрацию Шалинского городского округа обязанность - в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение межведомственной комиссией оценки и обследования в целях признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> пригодным (непригодным) для проживания граждан и принятия решения в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым, либо непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и (или) принесено апелляционное представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 19.02.2018.
Председательствующий судья В.Е. Ярославцев