РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2022 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Осьмининой Ю.С.,
при секретаре Власове В.А.,
с участием представителя административного истца пом.прокурора Зоричевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4977/2022 по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г. Тольятти, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г.Тольятти обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование требований указав, что по результатам проведенных контрольных мероприятий в отношении ООО «МАНЕЛЛА» за период 01.07.2019г. по 30.09.2019г. установлено: неуплата НДС за 01.07.2019г. по 30.09.2019г. в результате неправомерного предъявления к вычету НДС от «недобросовестных» контрагентов, при отсутствии реальных хозяйственных отношений, то есть налоговое правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена п. 3 ст.122 НК РФ. Руководитель ООО «МАНЕЛЛА» является «формальным» руководителем, организацию открыл по просьбе знакомого за вознаграждение (протокол допроса от 05.02.2020). У ООО «МАНЕЛЛА» ИНН №, КПП № и ООО «РЕФРИЖЕРАТОР 163» ИНН №, КПП № установлено совпадение ip-адрес: 31.173.81.41, что свидетельствует о согласованности действий и подконтрольности группы организаций. ООО «МАНЕЛЛА» являясь «транзитной» компанией, получение денежных средств не было направлено на какие-либо хозяйственные цели, а было направлено исключительно на уклонение от налогообложения. При этом получение налоговых преференций не должно являться основной целью совершения сделки (операции), тогда как «транзитность» в совокупности с установленными в ходе выездной налоговой проверки фактами, является основанием для признания сделок мнимыми. Соответственно в налоговых декларациях по НДС за 3 квартал 2019 года ООО «МАНЕЛЛА» ИНН № отражены недостоверные сведения об операциях, не связанных с реальной экономической деятельностью организации. То есть данные налоговые декларации не соответствуют положениям норм НК РФ. Однако данные налоговые декларации приняты Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области. Общая сумма схемных вычетов составляет: 48 341 362,04 рублей.
Административный истец с учетом уточненных требований просит суд признать действия Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области по принятию налоговой декларации по НДС за период 3 квартал 2019 года в отношении ООО «МАНЕЛЛА» ИНН № незаконными.
Обязать Межрайонную ИФНС России № 15 по Самарской области исключить из обработки налоговую декларацию, представленную ООО «МАНЕЛЛА» ИНН № по НДС за период 3 квартал 2019 года. Обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Центрального района г. Тольятти — Зоричева Е.С. уточненные требования поддержала, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Также просила обратить решение к немедленному исполнению.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России №15 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в адрес суда письменный отзыв на заявление, в котором административные исковые требования прокурора Центрального района г. Тольятти признал в полном объеме, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель заинтересованного лица - УФНС по Самарской области, в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, предоставил отзыв на иск, в котором просит заявленные прокурором г.Тольятти требования удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - ООО «МАНЕЛЛА», Нестеров М.С. в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 - 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 - 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что 16.11.2005 г. в ЕГРЮЛ внесены сведения о регистрации юридического лица ООО «МАНЕЛЛА» ИНН №, КПП №.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица является Нестеров М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №, который также является учредителем данного юридического лица.
24.09.2020 г. деятельность юридического лица ООО «МАНЕЛЛА» прекращена, в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ.
Из материалов дел следует, что за 3 квартал 2019 года за период с 01.07.2019 по 30.09.2019 юридическим лицом ООО «МАНЕЛЛА» в Межрайонную ИФНС России № 15 по Самарской области была подана налоговая декларация по НДС, которая принята в обработку налоговым органом.
Прокуратурой Центрального района г. Тольятти при проведении проверки информации, изложенной в поручении прокуратуры Самарской области от № выявлены нарушения в деятельности должностных лиц Межрайонной ИФНС России №15 по Самарской области, при соблюдении требований законодательства о регистрации юридических лиц, налогового законодательства.
В налоговой декларации по НДС ООО «МАНЕЛЛА» ИНН №, КПП № за период 3 квартал 2019 года, принятой налоговым органом 07.12.2019, отражены недостоверные сведения об операциях, не связанных в реальной экономической деятельностью организации. Так, данные налоговой декларации не соответствуют положениям Налогового кодекса РФ. Вместе с тем, данные налоговые декларации приняты Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области (в настоящее время – Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области).
В рамках мероприятий налогового контроля в отношении ООО «МАНЕЛЛА» налоговым органом установлена неуплата сумм НДС за 3 квартал 2019 в результате неправомерного предъявления к вычету НДС от «недобросовестных» контрагентов при отсутствии реальных хозяйственных отношений, то есть совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п. 3 ст. 122 НК РФ.
В ходе проведенных Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области мероприятий установлено, что ООО «МАНЕЛЛА» имело признаки «транзитной» организации, не осуществлявшей реальной финансово-хозяйственной деятельности.
У налогоплательщика отсутствовали средства, необходимые для осуществления указанного вида деятельности: отсутствие имущества, земельных участков в собственности, аренде, работников. В ходе проведения анализа книги покупок установлено, что реальные поставщики отсутствуют, отсутствие оплаты от покупателей, оплаты налогов, отсутствие хозяйственных расходов.
Таким образом, Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области установлен факт создания ООО «МАНЕЛЛА» фиктивного документооборота без реального совершения операций, отраженных в представленной декларации по НДС за указанный период.
Из административного иска следует, что по результатам проведенных контрольных мероприятий в отношении ООО «МАНЕЛЛА» ИНН № за период с 01.07.2019г. по 30.09.2019г. установлено: неуплата НДС за период с 01.07.2019г. по 30.09.2019г. в результате неправомерного предъявления к вычету НДС от «недобросовестных» контрагентов, при отсутствии реальных хозяйственных отношений, то есть налоговое правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена п. 3 ст.122 НК РФ.
В ходе анализа расчетного счета за период с 01.07.2019г. по 30.09.2019г. ООО «МАНЕЛЛА» установлено отсутствие расходов на ведение финансово-хозяйственной деятельности, такие как выплата заработной платы, налоги, оплата коммунальных услуг. Денежные средства, поступающие на расчетные счета ООО «МАНЕЛЛА» впоследствии перечисляются на счета ИП с назначением платежа «оплата по счету за транспортные услуги Без налога (НДС)» для дальнейшего обналичивания в сумме 1 748 000 рублей.
Общая сумма схемных вычетов составляет: 48 341 362,04 рублей, <данные изъяты>.
Таким образом, ООО «МАНЕЛЛА» является «транзитной» компанией, получение обществом денежных средств направлено не на хозяйственные цели, а на получение необоснованной налоговой выгоды, уклонение от налогообложения. В налоговых декларациях по НДС за период 3 квартал 2019 года ООО «МАНЕЛЛА» отражены недостоверные сведения об операциях, не связанных с реальной экономической деятельностью организации. То есть данные налоговые декларации не соответствуют положениям норм НК РФ.
Вместе с тем налоговым органом необоснованно приняты в обработку налоговые декларации ООО «МАНЕЛЛА» по НДС за период 3 квартал 2019 года.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В соответствии с разъяснениями Высшего арбитражного суда в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», представление в налоговый орган первичных документов не влечет автоматического применения налоговых вычетов, а является лишь основанием для подтверждения факта реальности хозяйственных операций и уплаты налогов, поэтому при решении вопроса о правомерности применения налогоплательщиком налоговых вычетов учитываются результаты проведенных налоговыми органами проверок достоверности и непротиворечивости представленных документов, а также предприятий-контрагентов.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). О необоснованности налоговой выгоды, в том числе, могут свидетельствовать: подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.
Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике-покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками (п.3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 № 93-О). Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов лежит на покупателе, поскольку именно он является субъектом, который применяет вычет.
Таким образом, налоговые декларации по НДС за период 3 квартал 2019 года в отношении ООО «МАНЕЛЛА» приняты в обработку МИФНС России № 15 по Самарской области необоснованно. Доказательств обратного представителем ООО «МАНЕЛЛА» суду не представлено.
Принимая во внимание изложенное, требования прокурора Центрального района г.Тольятти подлежат удовлетворению в полном объеме.
Административным истцом заявлено ходатайство об обращении решения к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным интересам. В этой связи суд, руководствуясь ст. 188 КАС РФ, полагает указанное ходатайство подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 114, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Центрального района г. Тольятти - удовлетворить.
Признать действия Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области по принятию налоговой декларации по НДС за период 3 квартал 2019 года в отношении ООО «МАНЕЛЛА» ИНН № незаконными.
Обязать Межрайонную ИФНС России № 15 по Самарской области исключить из обработки налоговую декларацию, представленную ООО «МАНЕЛЛА» ИНН № по НДС за период 3 квартал 2019 года.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через суд Центрального района г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03.11.2022 г.
Председательствующий: Ю.С. Осьминина