Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-149/2013 (2-2690/2012;) ~ М-2722/2012 от 29.11.2012

Дело № 2-149/13

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

14 февраля 2013 года                          город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Степанова П. В.,

при секретаре судебного заседания Кромм Е. В.,

с участием    прокурора                         Желудовской Т. В.,

представителя третьего лица

Межмуниципального отдела МВД России «Соликамский» Шушаковой О. Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Соликамска Пермского края, управлению имущественных отношений администрации г. Соликамска, муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства г. Соликамска» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Соликамский городской прокурор (далее – прокурор) обратился в суд с вышеназванным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации города Соликамска Пермского края, управлению имущественных отношений администрации г. Соликамска, муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства г. Соликамска», просил обязать ответчиков устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов на стоянке транспортных средств, расположенной у въезда на территорию МБМУ «Городская больница № 2» - выделить не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и установить знак дополнительной информации 8.17 «Инвалиды».

В обоснование своих требований указал, что проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены факты ненадлежащего исполнения администрацией города Соликамска мер по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры города.

Полагал, что на территории города Соликамска не созданы необходимые места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов с применением дорожного знака 6.4 "Место стоянки" и табличкой 8.17 "Инвалиды".

Сослался на то, что стоянки транспортных средств являются частью автомобильной дороги, находящейся на территории населенного пункта города Соликамска, следовательно, ее обустройство относится к обязанности администрации города Соликамска. Отсутствие оборудованных стоянок нарушает социальные права неограниченного круга лиц, имеющих инвалидность, на доступ к объектам социальной инфраструктуры города.

В частности, в рассматриваемом исковом заявлении идет речь о стоянке транспортных средств, расположенной у въезда на территорию МБМУ «Городская больница № 2», на которой прокурор просит установить информационную табличку 8.17 "Инвалиды" и оборудовать на ней места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов - не менее 10 процентов мест (но не менее одного места).

Протокольным определением суда от 26 декабря 2012 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено муниципальное бюджетное медицинское учреждение «Городская больница № 2».

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила об их удовлетворении.

Суду пояснила, что отсутствие информационной таблички 8.17 "Инвалиды" и необорудование мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на стоянке возле медицинского учреждения ограничивает права инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями на беспрепятственный доступ к данному объекту социальной инфраструктуры города.

Ответчики, будучи извещёнными о времени и месте рассмотрения дела представителей в судебное заседание не направили, об отложении разбирательства дела не просили, в связи с чем суд находит возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие ответчиков.

Администрация города Соликамска свое мнение по иску не выразила, предыдущее судебное заседание просило провести в свое отсутствие.

В отзыве от 25.12.2012г. управление имущественных отношений администрации г. Соликамска указало, что возражений против удовлетворения требований прокурора не имеет, в отзыве от 13.02.2013г. дополнительно сослалось на то что, финансирование мероприятий, направленных на социальную защиту прав инвалидов не входит в компетенцию управления.

МКУ «УКС г. Соликамска» в своем отзыве с требованиями прокурора не согласилось.

Представитель МБМУ «Городская больница № 2» в предыдущем судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель третьего лица Межмуниципального отдела МВД России «Соликамский» исковые требования поддержала.

Суд, выслушав участников процесса, изучив доводы иска и возражения относительно него, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Установив в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Статьей 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Одним из средств конкретизации указанной нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в выделении на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

Согласно положениям вышеназванных норм закона субъектами данных правоотношений являются должностные лица и юридические лица - организации независимо от организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание (строительство), эксплуатация автостоянок (остановок, парковок), контроль за их эксплуатацией.

Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Это пассажирский транспорт, коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга и т.д. Деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан.

Согласно статье 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».

Из материалов дела следует, что проведенной Соликамской городской прокуратурой и ОГИБДД МО МВД России «Соликамский» проверкой выявлен факт ненадлежащего исполнения администрацией города Соликамска мер по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, выразившиеся в отсутствии оборудованных парковочных мест для бесплатной стоянки транспортных средств инвалидов около МБМУ «Городская больница № 2» по адресу: <...>.

Фактическое наличие стоянки (остановки) автотранспортных средств, около вышеназванного медицинского учреждения, обозначенной информационным знаком 6.4 «Место стоянки» подтверждается актом от <дата> (л.д.6) и ответчиками не опровергнуто.

То обстоятельство, что на указанной стоянке (остановке) автотранспортных средств не выделено не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства, ответчиками не оспаривается.

В судебном заседании установлено и из содержания планового материала, вопреки письму управления имущественных отношений от <дата> следует, что земельный участок около МБМУ «Городская больница № 2» по адресу: <...>, на котором расположена стоянка ТС, не входит в состав земельного участка, переданного в постоянное (бессрочное) пользование МБМУ «Городская больница № 2», а относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

Пунктом 8 части 1 статьи 31 Устава Соликамского городского округа дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Соликамского городского округа, обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Соликамского городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к полномочиям администрации города Соликамска.

Принимая во внимание то обстоятельство, что надлежащие меры к беспрепятственному доступу лиц с ограниченными возможностями к МБМУ «Городская больница № 2», администрацией города Соликамска не принимаются, отсутствие выделенных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, что противоречит основным целям и задачам законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов и влечет за собой вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора, с возложением данной обязанности на администрацию города Соликамска.

Доводы прокурора в исковом заявлении о необходимости возложения обязанности по обеспечению доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями на орган, осуществляющий полномочия собственника имущества в отношении МБМУ «Городская больница № 2» - управление имущественных отношений администрации г. Соликамска и как указывает, прокурор – непосредственного исполнителя работ (МКУ «УКС г. Соликамска) являются необоснованными в силу следующего.

Исходя из содержания пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу пункта 5 статьи 3 названного Закона стоянки транспортных средств являются элементом обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.

Определение парковочного места с 06 мая 2011 года представлено и в пункте 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Таковым признается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо соответствующей части здания, строения или сооружения.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно статье 21 названного Федерального закона мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу положений пункта 7 статьи 3 названного Федерального закона владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 6 вышеприведенного Закона автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа.

При таких обстоятельствах, обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями следует возложить на администрацию города Соликамска Пермского края.

Непосредственного исполнителя работ администрация вправе избрать самостоятельно.

К МБМУ «Городская больница № 2» требования прокурором не предъявлялись.

В соответствии с пунктами 5.7.5, 5.9.21 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004г. № 120-ст, следует обозначить места стояночной площадки, отведенные для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов, дорожными знаками 6.4 "Место стоянки" и табличкой 8.17 "Инвалиды".

В нарушение указанных требований законодательства администрацией г. Соликамска места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов не выделены и не обозначены, знак дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» отсутствует, что нарушает гарантированные нормативно-правовыми актами права указанной категории лиц на социальную защиту и ограничивает принимаемые государством меры социальной поддержки, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления и компенсации ограничения жизнедеятельности.

При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению частично.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для совершения данных действий ответчику должен быть установлен срок. Исходя из конкретных обстоятельств дела и погодно-климатических условий Пермского края, такой срок устанавливается судом, как не позднее двух месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Руководствуясь статьями 194 – 198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Соликамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Соликамска Пермского края, управлению имущественных отношений администрации г. Соликамска, муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства г. Соликамска» об обязании совершить определенные действия, удовлетворить частично.

Возложить обязанность на администрации города Соликамска Пермского края устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов на стоянке (остановке) транспортных средств, расположенной у въезда на территорию муниципального бюджетного медицинского учреждения «Городская больница № 2» - выделить не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и установить знак дополнительной информации 8.17 «Инвалиды», не позднее двух месяцев, со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

В иске к управлению имущественных отношений администрации города Соликамска, муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства г. Соликамска» отказать.

На настоящее решение сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Председательствующий                 П.В.Степанов

2-149/2013 (2-2690/2012;) ~ М-2722/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Соликамский городской прокурор
Желудовская ТВ
Ответчики
Управление имущественных отношений Администрации города Соликамска
Администрация города Соликамска
МКУ Управление капитального строительства
Другие
МО МВД России Соликамский
МБМУ Городская больница № 2
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Степанов Петр Валентинович
Дело на странице суда
solikam--perm.sudrf.ru
29.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2012Передача материалов судье
29.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2012Судебное заседание
14.02.2013Судебное заседание
20.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2013Дело оформлено
17.04.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее