Дело № 2-4402/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 мая 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Горбаконенко А.В.,
при секретаре Каспирович И.А.,
с участием истцов Чернецова В.В.,
Чернецовой Ю.Б.,
Чернецовой Д.В.,
представителя ответчика Бобоедова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернецовых В. В., Чернецовой Ю.Б., Чернецовой Д.В. к ТСЖ «Уютный дом» об обязании исключить долг, заключить договор, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с настоящим иском, в обоснование указав, что они проживают в кв. *** по ул. *** г. Благовещенска. Указанный дом с 19.02.2015 года перешел на обслуживание ТСЖ «Уютный дом». С января 2015 года по настоящее время ТСЖ «Уютный дом» выставляет квитанции на оплату обслуживания, содержания и ремонта общедомового имущества с указанием задолженности. Считают данную задолженность незаконной, поскольку с ними с момента обслуживания многоквартирного дома (19.02.2015 года) и по настоящее время не заключен договор на оплату обслуживания общедомового имущества многоквартирного дома.
Неправомерными действиями ответчика ТСЖ «Уютный дом», выразившимися в направлении квитанций на оплату обслуживания общедомового имущества без предварительного заключения договора, истцам причинен моральный вред, который истцы оценивают в сумме 50 000 рублей каждому.
Просят возложить на ТСЖ «Уютный дом» обязанность исключить долг, выставляемый истцам без заключения договора с 01 января 2015 года по настоящее время, возложить на ТСЖ «Уютный дом» обязанность заключить договор, взыскать с ТСЖ «Уютный дом» в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.
В судебном заседании истцы настаивали на удовлетворении заявленных требований, привели доводы, аналогичные изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал, в обоснование представил письменные возражения, согласно которым Чернецов В.В., Чернецова Ю.Б., Чернецова Д.В., являются нанимателями на условиях договора социального найма жилого помещения расположенного по адресу: ***, которые в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 67, ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны в солидарном, порядке оплачивать жилищно-коммунальные услуги в соответствии со ст. 154 ЖК РФ, в том числе оплачивать услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников в данном многоквартирном доме по адресу: ***. Итсцы не производят данную оплату.
В соответствии с нормами, обозначенными в главе 6, 12 и разделе 8 ЖК РФ, а также согласно, протоколу № 6 от 22.08.2014 года, собственниками многоквартирного дома по адресу: ***, был выбран способ управления многоквартирным домом - товарищество собственников жилья в многоквартирном доме.
Исполняя содержание ч. 6 ст. 155 ЖК РФ ответчик неоднократно, что подтверждается приложенными к возражениям документами, направлял в адрес истцов оферты с приложенным проектом договора на содержание и ремонт общего имущества МКД, однако истцами, данные предложения заключить соответствующий договор были проигнорированы. Намеренно, безосновательно, под надуманными предлогами, в целях уйти от ответственности по оплате ЖКУ истцы отказывались подписать указанный договор. Так, 19.08.2016 года истцами ответчику был возвращен договор № *** от 11.08.2016 года об оказании услуг по техническому обслуживанию жилого дома, вывозу ТБО и пользованию лифтом. При этом истцами не соблюдены нормы главы 28 ГК РФ и обычаи делового оборота в части внесения изменений сторонами в проект договора, т.е. не составлен протокол разногласий, договор возвращен ответчику под необоснованными предлогами. До настоящего времени договор на содержание и ремонт общего имущества МКД истцами подписан.
На основании устава и норм ЖК РФ, ТСЖ «Уютный дом» обладает функциями по начислению и по сбору платежей за ЖКУ с собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений в доме, расположенном по адресу: *** в период с 01.01.2015 года по настоящее время.
Истцами заявлены суммы взыскания с ответчика компенсации за причиненный моральный вред. Однако, оснований удовлетворять данное требование нет, ввиду отсутствия факта нарушения прав истцов. Кроме того, истцами не представлено доказательств о причинении им морального ответчиком. Заявленная сумма морального вреда является завышенной.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что истцы являются нанимателями жилого помещения – квартиры № *** по ул. *** г. Благовещенска на условиях договора социального найма жилого помещения.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № *** по ул. *** г. Благовещенска от 22 августа 2014 года, проводимого в форме заочного голосования, избран способ управления многоквартирным домом - товарищество собственников жилья в многоквартирном доме, создано ТСЖ «Уютный дом», утвержден устав ТСЖ, решен вопрос об утверждении с 20 февраля 2015 года размера обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества дома на 2015 года с приложением перечня услуг и работ ТСЖ.
Согласно позиции истцов, ТСЖ «Уютный дом» незаконно выставляются квитанции на оплату обслуживания общедомового имущества без предварительного заключения договора с 01 января 2015 года по настоящее время с указанием долга.
Проверяя законность и обоснованность заявленных истцами требований, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно положениям ч. 1 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 4 ст. 155 ЖК РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Частями 5-6 ст. 155 ЖК РФ установлено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Указанным нормам ЖК РФ соответствуют положения пункта 7.6 Устава ТСЖ «Уютный дом», согласно которым наниматели по договору социального найма или договору найма государственного жилищного фонда вносят обязательные платежи в порядке, установленном правлением Товарищества, если иное не установлено в договоре о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственником государственного жилищного фонда.
На основании ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Анализируя приведенные положения закона, суд приходит к выводу о наличии у ТСЖ «Уютный дом» права по начислению и сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги с собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений в доме, расположенном по адресу: ***.
Вместе с тем, судом установлено, что решением общего собрания от 22 августа 2014 года обязательные платежи ТСЖ «Уютный дом» установлены с 20 февраля 2015 года, до этого времени управляющей организацией являлось ООО «Евросервис Д/У № 12».
Таким образом, требования истцов о возложении на ТСЖ «Уютный дом» задолженности подлежат частичному удовлетворению, исключению подлежит долг, выставляемый истцам за техническое обслуживание общего имущества многоквартирного жилого дома по ул. *** г. Благовещенска, за период с 01 января по 19 февраля 2015 года.
Требование истцов о возложении на ТСЖ «Уютный дом» заключить договор также не подлежит удовлетворению по следующим обоснованиям.
В соответствии с ответом на вопрос 4 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2(2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015) (Извлечение), по смыслу чч. 4, 6 и 6.1 ст. 155 ЖК РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги соответствующему исполнителю коммунальных услуг, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 названной статьи.
Поэтому, если иное не установлено законом, по общему правилу при передаче квартир, находящихся в собственности муниципального образования, гражданам по договору социального найма обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе.
Как следует из части 1 статьи 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Из положений Жилищного кодекса Российской Федерации не следует, что на нанимателя по договору социального найма и по договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме возлагается обязанность заключить с управляющей организацией (товариществом собственников жилья) договор на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг.
Незаключение собственниками помещений многоквартирных жилых домов договоров с управляющей организацией (товариществом собственников жилья) не освобождает их от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством либо решениями общего собрания собственников помещений.
Положениями статьи 161 ЖК РФ обязанность заключить соответствующие договоры, обеспечивающие исполнение договора управления, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, возлагается на управляющую организацию.
Материалами дела подтверждено, что ответчиком предложен к подписанию истцам договор от 08 августа 2016 года, на который ими представлено заявление от 19 августа 2016 года с возражениями на п.5.2, которым действие договора распространено с 01 января 2015 года, при этом, как указали истцы в судебном заседании, они готовы вносить плату за техническое обслуживание только со дня заключения договора. Для этого и заявлено соответствующее требование в исковом заявлении. Помимо этого, ими указано, что данный договор надлежит заключить с наймодателем (администрацией г.Благовещенска.)
Принимая во внимание, что истцы обязаны вносить плату за техническое обслуживание с 20 февраля 2015 года, их возражения нельзя признать обоснованными, как и требования к понуждению ответчика к заключению подобного договора.
Рассматривая требование истца о компенсации морального вреда, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как указано в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10, суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Пунктом 2 названного Постановления установлено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В силу ч. 2 ст. 1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Истцы просят компенсировать моральный вред, связанный с обращениями к ответчику за разъяснением его действий, а так же в иные контролирующие органы (прокуратуру, Амуржилинспекцию) и мировой суд, переживаниях истцов, которые они испытывали, получая квитанции на оплату и выслушивая устные угрозы в свой адрес.
При этом истцы каких-либо доказательств причинения им морального вреда действиями (бездействием) со стороны ответчика не представили.
При таких обстоятельствах, требования истцов о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Чернецовых В. В., Чернецовой Ю.Б., Чернецовой Д.В. к ТСЖ «Уютный дом» об обязании исключить долг, заключить договор, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Обязать ТСЖ «Уютный дом» исключить долг, выставляемый истцам за техническое обслуживание общего имущества многоквартирного жилого дома по ул. *** г. Благовещенска, за период с 01 января по 19 февраля 2015 года, отказав в удовлетворении остальной части требований.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.В. Горбаконенко
Решение в окончательной форме принято 26 мая 2017 г. А.В. Горбаконенко