Дело № 2-1233/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2014 года город Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Ракутиной Т.О.,
при секретаре Ишмухаметовой Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Рассадникова С. А. и Русса Н. А. об оспаривании приостановления государственной регистрации,
у с т а н о в и л:
Рассадников С.А. и Русс Н.А. обратились в суд с заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ими на государственную регистрацию перехода права собственности были представлены документы на земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по <адрес>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала, кадастровый №. Однако, государственная регистрация была приостановлена на основании решения регистратора на 1 месяц на срок до ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для приостановления госрегистрации, по мнению Управления Росреестра по Пермскому краю, явились положения ст. 11 ФЗ-74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. На основании указанных положений госрегистратором сделан вывод о том, что предоставляться и приобретаться земельные участка для ведения КФХ могут только в целях создания и осуществления его деятельности, либо возможно отчуждение таких земельных участков в случае смены разрешенного использования. Приостановление государственной регистрации считаем неправомерным, поскольку положения ст. 11 Закона «О КФХ» регламентируют порядок предоставления и приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения исключительно в целях создания КФХ и осуществления его деятельности. При этом вышеназванная норма права не содержит каких-либо ограничений отчуждения земельных участков, изначально предоставленных для ведения КФХ. Противное означало бы ограничение прав собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим имуществом, регламентированное ст.209 ГК РФ. Просят признать решение госрегистратора Пермского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по <адрес>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, земельный участок расположен в северозападной части кадастрового квартала, кадастровый №, не соответствующим требованиям закона и препятствующим в реализации права заявителей на государственную регистрацию перехода права собственности по договору купли-продажи. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю произвести на имя Рассадникова С.А. государственную регистрацию права собственности на земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по <адрес>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала, №.
Заявители в судебное заседание не явились, извещались.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен. В ходе предварительного судебного заседания представила отзыв.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.19 Закона РФ от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
В соответствии с п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Как следует из п.п. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ правовой режим земельного участка определяется, исходя из принадлежности его к той или иной категории земель и разрешенного использования земельного участка, установленного в соответствии с зонированием территорий и градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
В п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ установлено, что указанные в п. 1 ст.7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно п.п. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства.
В судебном заседании установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Русс Н.А. является собственником земельного участка для ведения крестьянского и фермерского хозяйства на землях поселений общей площадью -S- расположенного по <адрес>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала (л.д. 5).
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю представляться и приобретаться земельные участки для ведения крестьянского фермерского хозяйства могут только в целях создания и осуществления его деятельности, либо возможно отчуждение таких земельных участков в случае смены разрешенного использования. Таким образом, в случае обращения в регистрирующий орган с заявление о государственной регистрации права на земельные участки, предоставленные для ведения крестьянского фермерского хозяйства либо с заявлением о переходе права на такие участки, устанавливается правоспособность субъектов, являющихся сторонами договора, то есть, зарегистрирован ли субъект на момент подписания указанного договора в качестве индивидуального предпринимателя в целях ведения фермерского хозяйства. С учетом этого регистрирующим органом был сделан запрос в ИФНС России по Пермскому краю, а заявителями предложено представить необходимые документы (л.д.4).
Из толкования вышеизложенных норм действующего законодательства следует, что использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не установленных ст.78 Земельного кодекса РФ, не допускается. Правообладателями земельных участков с разрешенным использованием для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть только граждане, являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства. Иные лица в силу приведенных положений не могут являться субъектами, осуществляющими ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, соответственно, земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не может быть приобретен гражданином в отсутствие соответствующего правового статуса без предварительного изменения разрешенного использования такого земельного участка.
Исходя из этого, сделка по отчуждению земельного участка с разрешенным использованием для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданину, не являющемуся членом крестьянского (фермерского) хозяйства, противоречит действующему законодательству и не может являться основанием для осуществления государственной регистрации перехода, права собственности, что обоснованно в рассматриваемом случае явилось основанием для приостановления государственной регистрации.
Кроме того, как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ и представителем заявителя не оспаривалось ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП внесены изменения в разрешенное использование земельного участка с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на "под жилую застройку индивидуальную". Следовательно, основания для приостановления в регистрации на данный момент устранены.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
То есть, для удовлетворения требований заявителя необходимо установить одновременно наличие двух фактов: оспариваемое решение (действии) принято в нарушении закона и принятием оспариваемого решения нарушены права гражданина.
При таких обстоятельствах, исходя из анализа действующего законодательства, защите в судебном порядке подлежит реально нарушенное право гражданина.
В связи с тем, что сделка по отчуждению земельного участка с разрешенным использованием для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданину, не являющемуся членом крестьянского (фермерского) хозяйства, противоречит действующему законодательству, следовательно, у госрегистратора Пермского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю имелись законные основания для приостановления государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
Кроме того, на день вынесения решения изменен вид разрешенного использования земельного участка, поэтому суд приходит к выводу о том, что права заявителя ничем не нарушены, предмет спора в этой части отсутствует.
Таким образом, суд считает, что оснований для удовлетворения требований заявителей о признании решения госрегистратора Пермского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок не имеется.
Требования заявителей о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю произвести на имя Рассадникова С.А. государственную регистрацию права собственности на спорный земельный участок также не подлежат удовлетворению, так как производны от требований, в удовлетворении которых судом отказано.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Рассадникову С. А. и Руссу Н. А. в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья – Т.О. Ракутина