Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-540/2021 ~ М-589/2021 от 31.08.2021

№ 2-540/2021

              З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

              именем Российской Федерации

г. Покровск                                                                                     27 октября 2021 года

Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей судьи Копыриной З.В., единолично

при секретаре Гольдеровой Е.А. с участием помощника прокурора Хангаласского района Луковцевой А.Б.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Хангаласского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Мальжагарский 1-й наслег» о возложении обязанности по ликвидации свалок и рекультивации земельных участков,

                                                    У С Т А Н О В И Л

Заместитель прокурора Хангаласского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Мальжагарский 1-й наслег» с иском о возложении обязанности в течение 3-х лет ликвидировать свалки, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 14:32:080201:386, 14:32:080202:0062 на территории МО «Мальжагарский 1-й наслег», путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обеззараживания, обработки, захоронения или утилизации, разработать проект рекультивации указанных земельных участков и произвести их рекультивацию, указав, что свалки не включены в ГРОРО и являются несанкционированными, непринятие органом местного самоуправления мер по ликвидации свалок нарушает права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Администрация МО «Мальжагарский 1-й наслег» извещена о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах с учетом согласия прокурора судом определено рассмотреть дело в порядке заочного производства.

В судебном заседании прокурор Луковцева А.Б. исковые требования поддержала и просила удовлетворить.

Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ (далее Закон) запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2.1 ст. 29.1 Закона до 1 января 2023 года запрет, установленный ч. 7 ст. 12 настоящего Федерального закона, не распространяется на объекты, указанные в ч. 8 настоящей статьи.

Согласно ч. 8 ст. 29.1 Закона до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 14.05.2019 г. № 303 утверждены «Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации» и «Порядок подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов (далее Порядок)».

Согласно п. 5 «Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ» юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельного участка, на котором расположен Объект, и которые планируют осуществлять деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на Объекте (далее - Заявитель), направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении Объекта в Перечень. В случае, если Объект расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и пользователь земельного участка не определен, в качестве Заявителя выступает орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен Объект.

Собственником земельного участка с кадастровым номером 14:32:080202:62 с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, а также земельного участка с кадастровым номером 14:32:080201:386 с видом разрешенного использования: земельные участки объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов является МО «Мальжагарский 1-й наслег».

В силу п. 7.8 Межгосударственных стандартов «Ресурсосбережение. Обращение с отходами» ГОСТ 30772-2001 собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся, если лица, производящие отходы, в собственности которых они находятся, не установлены.

01.06.21 г. прокуратурой района ответчику вносилось представление об устранении нарушений законодательства, а именно об инициировании подачи заявки в орган Росприроднадзора по РС(Я) для включения свалки в государственный реестр размещения отходов.

Вместе с тем, из письма ответчика от 30.06.21 г. на представление прокурора следует, что согласно территориальной схеме обращения с отходами в Республике на территории МО «Мальжагарский 1-й наслег» Хангаласского района полигон не предусмотрен, предусмотрены только пункты временного хранения отходов, в связи с чем на территории муниципального образования будет образован пункт временного накопления отходов, где отходы будут храниться в течение 9 месяцев, после чего будут вывозиться на свалки п. Мохсоголлох либо г. Покровск, а далее на полигон временного хранения ТКО г. Якутск, в удовлетворении заявления о включении свалок в ГРОРО Росприроднадзором по РС(Я) было отказано, в настоящее время планируется создание Пункта временного хранения отходов, изыскивается участок для размещения ПВХО.

Таким образом, органом местного самоуправления, как правообладателем земельных участков, на которых размещены объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 01.01.19 г., не планируется осуществление дальнейшей деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на указанных объектах.

По данным Управления Росприроднадзора по РС(Я) от 18.08.21 г. на территории Хангаласского района объекты, размещения отходов, внесенные в ГРОРО, отсутствуют.

По сведениям Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) от 04.10.21 г. в рамках актуализации Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО в РС(Я), в Перечень объектов размещения отходов предлагается включить 50 объектов размещения отходов, не учтенных в ГРОРО, но используемых региональными операторами для предоставления услуги для населения. В настоящее время региональным оператором используются объекты: свалки ТКО п. Бестях, п. Мохсоголлох, г. Покровск.

Согласно п. 2.1 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обеззараживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.

При таких обстоятельствах объекты размещения ТКО, расположенные на земельных участках ответчика, подлежат обустройству и рекультивации.

В силу ч. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить в том числе мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее Правила) разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В силу п. 8 Правил рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Возражений по иску, а равно доказательств в их подтверждение в порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не предоставлено.

Таким образом, оценивая в совокупности вышеприведенные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что непринятие администрацией муниципального образования- собственником земельных участков, на которых размещены объекты ТКО, введенные в эксплуатацию до 01.01.19 г., мер по их обустройству и рекультивации, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и создает угрозу санитарно-эпидемиологической безопасности населения.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковое заявление заместителя прокурора Хангаласского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Мальжагарский 1-й наслег» удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального образования «Мальжагарский 1-й наслег» в течение 3-х лет ликвидировать свалки, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 14:32:080201:386, 14:32:080202:0062 на территории МО «Мальжагарский 1-й наслег», путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обеззараживания, обработки, захоронения или утилизации, разработать проект рекультивации указанных земельных участков и произвести их рекультивацию.

      Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

              Судья                             З.В. Копырина

Решение изготовлено в окончательной форме

28.10.21 г.

2-540/2021 ~ М-589/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Хангаласского района
Ответчики
администрация МО "Мальжагарский 1-й наслег"
Суд
Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Копырина Зоя Васильевна
Дело на сайте суда
pokrovsk--jak.sudrf.ru
31.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2021Передача материалов судье
06.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.09.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2021Подготовка дела (собеседование)
23.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2021Судебное заседание
21.10.2021Судебное заседание
27.10.2021Судебное заседание
28.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
11.11.2021Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
29.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2022Дело оформлено
26.07.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее