Дело № 2-2412/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 апреля 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Луговцовой С.А.,
При секретаре судебного заседания Голубевой К.С.,
С участием представителя ответчика Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району – Представитель1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б. к Государственному казенному учреждению Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району о возложении обязанности по постановке на учет в качестве получателя социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору,
У С Т А Н О В И Л:
Б. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району о возложении обязанности по постановке на учет в качестве получателя социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, в обоснование которого указано, что в соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
*** года между Банком и истцом заключен кредитный договор № ***, по условиям которого Кредитор предоставляет Заемщику кредит в размере *** сроком на *** месяцев, считая с даты фактического предоставления кредита, на условиях, установленных настоящим Договором. Кредит предоставлен для инвестирования в строительство квартиры, расположенной по адресу: ***
Обеспечением исполнения обязательств Заемщика по настоящему Договору является ипотека в силу закона квартиры. За пользование кредитом Заемщик уплачивает Кредитору проценты из расчета *** % годовых, переменной годовой процентной ставки.
Истец обратилась в Государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору, в связи с действием на территории Амурской области подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области № 617 от 23.11.2011 года.
Факт невыплаты ответчиком Государственным казенным учреждением Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району Б. компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года за период с *** года подтверждается справкой № *** от *** года.
Отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012- 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области № 617 от 23.11.2011 года.
Постановлением Правительства Амурской области № 519 от 24.10.2013 года Постановление Правительства Амурской области № 617 от 23.11.2011 года признано утратившим законную силу с 01.01.2014 года.
Постановлением Правительства Амурской области № 446 от 25.09.2013 года утверждена программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», в рамках которой разработана подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа вступила в законную силу, и действует с 01.01.2014 года.
В число программных мероприятий, наряду с другими, включено мероприятие по оказанию государственной поддержки гражданам путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
Истец соответствует условиям указанной программы, введенной в действие с 01.01.2014 года, а поэтому вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области».
На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, Б. просит суд возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району обязанность по постановке на учёт Б., как получателя социальных выплат (компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** г.).
В судебном заседании *** года представитель истца Б. – Представитель2 настаивал на заявленных требованиях, пояснил об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, в дополнение указал, что истец узнала о подпрограмме в *** году из СМИ, но ни номер подпрограммы, ни на кого она распространяется, она не знала. Она узнала о программе поддержки ипотечного кредитования, и несколько раз обратилась к ответчику в *** году по телефону, ей сказали, что она не попадает под действие подпрограммы. Истец приходила в Управление социальной защиты в *** году, чтобы взять бланк для написания заявления, ей сказали, что бланков нет. В *** году истец обратилась к ответчику с письменным заявлением.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика возражала против исковых требований о возложении обязанности по постановке на учет в качестве получателя социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, в обоснование возражений пояснила, что предоставление социальной выплаты носит заявительный характер. Б. в период действия подпрограммы к ним с заявлением не обращалась. Решение о принятии расходов к компенсации до *** года в отношении истца не принималось.
В настоящее судебное заседание не явились: истец Б., третье лицо ТретьеЛицо1, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. С учетом мнения представителя ответчика, не возражавшей против рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц, в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В силу ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ и Постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 года № 28 «Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», в целях развития ипотечного кредитования на территории Амурской области Постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617 была утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы», в которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы».
В соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519 Постановление Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617 утратило силу с 1 января 2014 года.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Амурской области от 29 июля 2013 года № 329 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 446 была утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», в которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», сроки реализации подпрограммы предусмотрены - 2014-2020 годы.
Указанная государственная программа была введена в действие с 01 января 2014 года.
В числе подпрограммных мероприятий обеих программ была предусмотрена выплата компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации.
Как следует из материалов дела, *** года между ОАО «***» (Кредитор) и Б., ТретьеЛицо1 (Созаемщики) был заключен кредитный договор № ***, по условиям которого Кредитор обязуется предоставить Созаемщикам кредит по программе «Приобретение строящегося жилья» в сумме *** под *** процентов годовых на инвестирование строительства однокомнатной квартиры № ***, общей площадью *** кв.м., расположенной по адресу: ***
*** года Б. обратилась в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» с заявлением, в котором просила выплатить ей уплаченные проценты по кредитному договору № *** от *** года за период с *** года по *** года.
Из ответа Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району от *** года № ***, направленного истцу, следует, что произвести выплату уплаченных процентов по кредитному договору № *** от *** года, а также выдать копию решения о принятии расходов к компенсации не представляется возможным, так как Б. не состоит на учете в управлении, как получатель социальных выплат: в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 26; в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2012 года № 20.
Рассматривая требования истца о возложении на ответчика обязанности по постановке ее на учет в качестве получателя социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года, суд приходит к следующему.
В обоснование наличия права на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечному кредитному договору истец в исковом заявлении ссылается на Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденное Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26.
В соответствии с п. 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Согласно п. 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.
Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Расходы на предоставление социальной выплаты, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета получателей осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий финансовый год.
По смыслу приведенных положений, решение о предоставлении гражданину социальной выплаты принимается один раз, в последующем по заявлению гражданина на основании указанного решения производится расчет компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору за определенный период.
Указанный документ (Положение, утвержденное Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26) утратил силу с 1 января 2015 года, в связи с принятием Постановления Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 года № 784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области», пунктом 2 которого было установлено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, указанными в пункте 1 настоящего Постановления (в том числе Постановлением № 26 от 25 января 2012 года), до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными Постановлениями порядке. Данный пункт утратил силу с 01 января 2016 года, в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 11 декабря 2015 года № 593.
Таким образом, в связи с прекращением действия вышеназванных правовых норм с 01 января 2015 года Государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району прекратило прием заявлений граждан с целью принятия решений об их участии в подпрограммных мероприятиях по предоставлению социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным на приобретение (строительство) жилья, которые являются основанием для предоставления указанной социальной выплаты, а с 01 января 2016 года прекратилось осуществление данных социальных выплат.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела судом установлено, следует из искового заявления и объяснений представителя истца, что до 01 января 2015 года истец в установленном Положением, утвержденным Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26, порядке в Государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району с заявлением о принятии расходов к компенсации, и предоставлении социальной выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, не обращалась. Таким образом, своим правом на получение компенсации в период действия указанного Положения истец не воспользовалась.
В настоящее время законных оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности по постановке ее на учет в качестве получателя социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору не имеется.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований Б. о возложении обязанности по постановке на учет в качестве получателя социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований искового заявления Б. к Государственному казенному учреждению Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району о возложении обязанности по постановке на учет в качестве получателя социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – *** 2017 года.
Председательствующий судья: С.А.Луговцова