РЕШЕНИЕ
ИФИО1
23 июня 2015 года город Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи: Рощупкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания: Лебедевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1366/2015 по исковому заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Салехарду Ямало-Ненецкого автономного округа к ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО3 о прекращении права собственности на охотничьи огнестрельные оружия и разрешении их принудительной реализации с передачей бывшим собственникам вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат, связанных с отчуждением оружия,
УСТАНОВИЛ:
Истец отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Салехарду Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту ОМВД РФ по г. Салехарду ЯНАО) обратился в суд с исковым заявлением к ФИО7 о прекращении права собственности на охотничье огнестрельное оружие модели <данные изъяты>, <данные изъяты>, № и на охотничье огнестрельное оружие модели <данные изъяты> № и разрешении их принудительной реализации через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с передачей бывшим собственникам вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат, связанных с отчуждением оружия. В обоснование заявленных требований указал, что 07 января 2005 года умер ФИО2, являющийся на основании разрешения на право хранения и ношения оружия <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ владельцем охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия модели №, на основании разрешения на право хранения и ношения оружия серии РОХа № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ и владельцем охотничьего гладкоствольного огнестрельного оружия модели №. Указанные охотничьи огнестрельные оружия сотрудником полиции ДД.ММ.ГГГГ были по акту изъяты у наследника ФИО7 в связи со смертью владельца и находятся на хранении в ОМВД России по г. Салехарду. Поскольку с момента принятия наследства после смерти наследодателя ФИО7, предусмотренные Законом "Об оружии" сроки истекли и на момент изъятия оружия ответчик, являющийся собственником спорных оружий в порядке возникшего в силу наследования правопреемства, не произвел отчуждение охотничьих огнестрельных оружий ввиду отсутствия соответствующего разрешения, ссылаясь на положения ч.5 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №150-ФЗ "Об оружии", ч.2 ст.238 ГК РФ, просил прекратить право собственности ФИО7 на охотничье огнестрельное оружие модели №, № и на охотничье огнестрельное оружие модели №, а также разрешить их принудительную реализации через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с передачей бывшим собственникам вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат, связанных с отчуждением оружия.
Определением судьи Салехардского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФИО3, ФИО4 и ФИО5.
В судебном заседании представитель истца ФИО10, действующая на основании доверенности, на уточнённых исковых требованиях настаивала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Просила с учетом уточнений требований иска прекратить право собственности ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО3 на охотничье огнестрельное оружие модели №, № и на охотничье огнестрельное оружие модели №, а также разрешить их принудительную реализацию через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с передачей ФИО3 вырученной от продажи оружий денежных средств за вычетом затрат, связанных с отчуждением оружия, путём перечисления на расчётный счёт <данные изъяты>., открытый в Салехардском отделении № <данные изъяты>" на имя ФИО3.
Ответчик ФИО3, с исковыми требованиями согласилась в полном объеме и просила перечислить денежные средства, вырученные от реализации охотничьего огнестрельного оружия модели №, № и охотничьего огнестрельного оружия модели № № на её расчётный счёт, представив копию сберегательной книжки. Отвечая на вопрос суда пояснила, что за оформлением наследственных прав на оружие не обращались, полагая о фактическом их принятии в собственность ввиду нахождения их в квартире, право собственности на которую в порядке наследования оформлено в установленном законом порядке.
Ответчики ФИО7, и ФИО5, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимали. В заявлениях, поступивших в адрес Салехардского городского суда, просили денежные средства, вырученные от реализации охотничьего огнестрельного оружия модели №, № и охотничьего огнестрельного оружия модели №, перечислить в пользу их матери ФИО4 и ее расчетный счет.
Ответчик ФИО4, содержащийся по стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается соответствующей распиской, представил письменное заявление, в котором просил вырученные от реализации охотничьего огнестрельного оружия модели №, № и охотничье огнестрельное оружие модели № № денежные средства перечислить в пользу его матери ФИО3 на ее расчётный счёт.
Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Спектр", будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимали направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 129 ГК РФ, ст. 6 и 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ "Об оружии" (далее Закон об оружии) огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте, то есть могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых органами внутренних дел.
Положения ст.28 Закона об оружии органы внутренних дел относят к государственным органам, осуществляющим контроль за оборотом оружия.
В соответствии с пунктом 1 ч.1 ст.26 Закона об оружии в случае смерти собственника оружия лицензия на приобретение оружия и разрешения на его хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими лицензию и (или) разрешение.
Системное толкование требований ч.4 ст. 20, п.1 ч.1 и ч.5 ст. 27 Закона об оружии определяют, что в случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие незамедлительно изымается для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими, на срок не более одного года. По истечении одного года органом внутренних дел принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению оружия.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2, являющийся на основании разрешения на право хранения и ношения оружия РОХа № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ владельцем охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия модели №, № и на основании разрешения на право хранения и ношения оружия серии РОХа № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ владельцем охотничьего гладкоствольного огнестрельного оружия модели №.
Указанные охотничьи огнестрельные оружия сотрудником полиции ДД.ММ.ГГГГ были на основании протокола изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10) изъяты у наследника ФИО7 в <адрес> по <адрес> в г. Салехарде в связи со смертью владельца и находятся на хранении в ОМВД России по г. ФИО6, что подтверждается копией квитанции № (л.д.11).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 238 Гражданского кодекса РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на это имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п.1 ст. 238 Гражданского кодекса РФ, такое имущество, с учётом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определённой судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
В соответствии с п. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чём бы оно не заключалось и где бы оно не находилось.
При этом, в соответствии со ст. 1180 ГК РФ наследование оружия производится на общих основаниях и специального разрешения для вступления в права наследования оружием не требуется.
Исходя из представленной нотариусом по нотариальному округу г. ФИО6 ФИО13. информации к имуществу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, заводилось наследственное дело, в котором наследниками, фактически принявшими наследство в виде <адрес> по <адрес> в г. ФИО6, по 1/4 доли за каждым, числятся супруга ФИО3, сын ФИО4, сын ФИО5ётр ФИО8 и сын ФИО7.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.07.1998 года № 814 " О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", гражданин при получении по наследству оружия обязан предоставить в соответствующий орган внутренних дел по месту учёта оружия заявление по форме, а также иметь лицензию на приобретение соответствующего оружия, его коллекционировании или экспонирование либо разрешение на хранение или хранение и ношение такого оружия.
Вместе с тем, наследники, ошибочно полагая об отсутствии необходимости оформления наследственных прав на охотничьи огнестрельные оружия в виду вступления в наследство в виде квартиры, в которой они фактически находились на день смерти наследодателя, с момента принятия наследства и до настоящего времени вопрос о приобретении права на хранение, ношение охотничьего оружия или о реализации оставшегося после смерти ФИО2 оружия не решили.
В ходе производства по делу ответчики ФИО7, ФИО4 и ФИО5 отказались от наследования спорных оружий в пользу своей матери, написав заявления о перечислении денежных средств, вырученных от реализации охотничьего огнестрельного оружия №, № и охотничьего огнестрельное оружия модели №, на расчетный счет расчётный счёт №., открытый в Салехардском отделении № <данные изъяты>" на имя их матери ФИО3.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеназванными правовыми нормами и учитывая письменные согласия ответчиков, являющийся собственниками спорных оружий в порядке возникшего в силу наследования правопреемства, на принудительную реализацию охотничьих огнестрельных оружий с перечислением на расчётный счёт ФИО3 вырученной от реализации оружия денежной суммы за вычетом затрат, связанных с отчуждением (реализацией) оружия, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения права собственности ответчиков на спорные охотничьи огнестрельные оружия и удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, п.8 ч.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд полагает необходимым освободить от несения судебных расходов ответчиков ФИО7, ФИО4 и ФИО5, отказавшихся в пользу своей матери ФИО3 от наследования оружий, являющихся предметом рассматриваемого спора.
Поскольку ст.333.36 НК РФ истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, а также ответчик ФИО3, являясь инвалидом 2 группы, в соответствии с положениями п.2 ч.2 ст.333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Прекратить право собственности ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО3 на охотничье огнестрельное оружие модели №, № и охотничье огнестрельное оружие модели №
Разрешить Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Салехарду реализацию охотничьего огнестрельного оружия модели №, № и охотничьего огнестрельного оружия модели № № через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с перечислением вырученной от реализации оружия денежной суммы за вычетом затрат, связанных с отчуждением (реализацией) оружия на расчётный счёт №, открытый на имя ФИО3 в Салехардском отделении №1790 ОАО "Сбербанк России".
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья И.А. Рощупкина