Дело № 2-1426/21
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2021 года г.Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Цукерман С.Ю.,
при секретаре Самойловой В.К.,
с участием истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 к администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «<адрес>» <адрес>, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> о признании права на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения в связи повреждением вследствие чрезвычайной ситуации, обязании включить в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации и обязать произвести выплату на осуществление капитального ремонта жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истцы, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, обратились в суд с иском к ответчикам, ссылаясь на то, что они фактически проживают в принадлежащем им на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, иного жилья в пользовании и распоряжении не имеют. Вышеуказанный жилой дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории <адрес> в июле 2021 года, в результате наводнения дом был поврежден и для дальнейшей эксплуатации требуется проведение капитального ремонта. При обращении в установленном порядке с заявлением в администрацию городского поселения «Шилкинское» о включении истцов в список граждан, жилое помещение которых повреждено в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес> в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское», им отказано в связи с наличием у истца ФИО2 на праве общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, мкр.Аргунь, <адрес>, а также в связи с отсутствием у ФИО5, ФИО3, ФИО4 права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>. С данным решением истцы не согласны, так как фактически в пользовании и распоряжении у них находится одно жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, мкр.Аргунь, <адрес> их пользовании и распоряжении не находится. Истцы просят суд признать за ними право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения в связи с повреждением в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района «<адрес>» <адрес> в 2021 году. Обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» включить истцов в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес>, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. Обязать ответчиков произвести истцам выплату на осуществление капитального ремонта жилого помещения в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями".
Истец ФИО2 в судебном заседании иск поддержала, дополнений не имела, просила иск удовлетворить. Не отрицала, что в ее собственности находится жилое помещение по адресу: <адрес>, мкр.Аргунь, <адрес>, однако которым она и ее семья не пользуются, так как там проживают ее родственники. Указала, что ее муж является инвалидом второй группы.
Истец ФИО5, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.
Представители ответчиков администрации городского поселения «Шилкинское», Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст.18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 "О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями" утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Как следует из подп.3 п.3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, предоставляются выплаты гражданам, указанным в подпункте 4 пункта 4 настоящих Правил, жилые помещения которых повреждены, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.
Согласно подп.4 п.4 Правил, право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Порядок формирования списков определен Главой 2 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
При этом порядок предоставления выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения, определен Главой 4 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Как следует из п.19 Правил, для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список, гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации представляет в администрацию документы.
В соответствии с п.22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам отказывается во включении в соответствующий Список в случае, к которым относится, в том числе, несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил.
Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки по Забайкальскому краю и в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения Губернатором Забайкальского края направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 34-36 Правил).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).
Постановлением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 22.07.2021 №262 на территории городского поселения «Шилкинское» введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 24.07.2021 №266, (с Постановлениями о внесении изменений от 26.07.2021 №267, №270, от 29.07.2021 №271, от 02.08.2021 №272, от 07.08.2021 №278), определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городском поселении «Шилкинское», куда вошли дома, в том числе дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Как установлено в судебном заседании, собственником ? доли в праве общей долевой собственности жилого помещения по адресу: <адрес>, является истец ФИО2
Вышеуказанное жилое помещение оказалось в зоне чрезвычайной ситуации.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного на основании акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано подлежащим для капитального ремонта с целью приведения утраченных характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках <адрес> и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, введенной в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, вследствие затопления жилых домов на территории <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 обратилась с заявлением на имя главы городского поселения «Шилкинское» о включении ее с членами семьи в Список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории <адрес> в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское» на осуществление капитального ремонта жилого помещения.
Распоряжением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории <адрес> в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское» на осуществление капитального ремонта жилого помещения отказано на основании подп.1 п.23 Правил (несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил) - в связи с наличием в собственности иного жилого помещения.
Как следует из уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2, последняя не включена в Список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории <адрес> в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское» на осуществление капитального ремонта жилого помещения, поскольку у ФИО2 в собственности имеется иное жилое помещение на день введения режима чрезвычайной ситуации, ФИО5, ФИО3, ФИО4, ФИО8 не являлись на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденного жилого помещения.
Судом установлено, что истцы ФИО2 и ФИО5 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 является их сыном, ФИО3 является дочерью истца ФИО2 от предыдущего брака.
Как следует из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, в том числе и на день введения режима чрезвычайной ситуации, принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, мкр.Аргунь, <адрес>.
Согласно уведомлениям Россреестра от ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО5, ФИО3 и ФИО4, объектов недвижимости, находящихся в собственности, не имеется.
Не отрицала данный факт в судебном заседании и сама истец ФИО2
При этом доводы истца ФИО2 о том, что она с семьей проживает по адресу: <адрес> жилым помещением по адресу: <адрес>, мкр.Аргунь, <адрес> ее семья не пользуется, поскольку им фактически пользуются и в нем проживают родственники, не могут быть приняты во внимание, поскольку сведения, предоставленные Россреестром, свидетельствуют об обратном, то есть о наличии доли в праве общей долевой собственности истца ФИО2 иной жилой площади, пригодной для проживания, что исключает право граждан претендовать на получение выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан, в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес>, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Довод истца ФИО2 о наличии у ее мужа истца ФИО5 второй группы инвалидности не является основанием для включения последнего Список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории <адрес> в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское» на осуществление капитального ремонта жилого помещения, поскольку ФИО5 не являлся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственником поврежденного жилого помещения.
Таким образом, проанализировав и оценив доказательства в их совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что истцы не подлежат включению в Список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории <адрес> в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское» на осуществление капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с наличием у них оснований, предусмотренных вышеуказанными Правилами, для отказа гражданам во включении в соответствующий Список.
При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения искового заявления истцов, у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО5, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 к администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения в связи повреждением вследствие чрезвычайной ситуации, обязании включить в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации и обязать произвести выплату на осуществление капитального ремонта жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Мотивированное решение суда составлено 10.12.2021.
Председательствующий С.Ю. Цукерман