Дело №2-2798/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Смоленск 02 октября 2018 года
Промышленный районный суд г. Смоленска в составе председательствующего судьи Яворской Т.Е., при секретаре Редько А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сладковской Оксаны Анатольевны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Смоленска о досрочном назначении страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Сладковская О.А. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Промышленном районе г.Смоленска о признании права на досрочное назначение пенсии, в обоснование заявленных требований указала, что решением № от 01.03.2017 ей было отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа. Считает, что ответчик необоснованно не включил в стаж для назначения пенсии период ее работы с 29.10.1996 по 23.11.2000 в должности медсестры Мглинской специальной общеобразовательной школы для детей сирот; периоды нахождения в вынужденном отпуске, в связи с простоем (закрытие санатория) с 01.06.2001 по 31.08.2001, с 01.06.2004 по 09.08.2004, период нахождения на курсах повышения квалификации с 16.03.2015 по 29.04.2015, период нахождения на учебе (подтверждение сертификации) с 01.04.2005 по 30.04.2005. С данным отказом не согласна, считает его незаконным, просит отменить и обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж, назначить ей пенсию с момента возникновения права, т.е. с 04.12.2016.
В судебном заседании представитель истицы – Морозова Т.В., исковые требования поддержала, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ в Промышленном районе г.Смоленска –Ярославцева А.В., иск не признала поддержала представленные письменные возражения, дополнительно суду пояснила, что период работы истицы с 29.10.1996 по 23.11.2000 в должности медсестры Мглинской специальной общеобразовательной школы для детей сирот не может быть зачтен истице в специальный стаж, так как специальная общеобразовательная школа для детей сирот не предусмотрена Списком №781 в разделе «Наименование учреждений» и не является учреждением здравоохранения. Также в соответствии с Правилами, в специальный стаж не включаются периоды нахождения на курсах усовершенствования, в учебном отпуске и периоды простоя. Просит в иске отказать.
Выслушав представителей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что решением № от 01.03.2017 ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Смоленска Сладковской О.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, из-за отсутствия требуемого стажа работы 30 лет (л.д.).
В стаж работы истицы не был включен периоды ее работы с 29.10.1996 по 23.11.2000 в должности медсестры Мглинской специальной общеобразовательной школы для детей сирот; периоды нахождения в вынужденном отпуске, в связи с простоем (закрытие санатория) с 01.06.2001 по 31.08.2001, с 01.06.2004 по 09.08.2004, период нахождения на курсах повышения квалификации с 16.03.2015 по 29.04.2015, период нахождения на учебе (подтверждение сертификации) с 01.04.2005 по 30.04.2005.
При этом на 22.11.2016 стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 25 лет 03 месяца 01 день.
При разрешении заявленных требований суд исходит из следующего.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2003 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно пп. 20 п. 1 ст. 30 которого страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно пп. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Вышеперечисленные Списки содержат исчерпывающий перечень должностей, структурных подразделений и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, и расширенному толкованию не подлежат.
В соответствии с действующим законодательством (Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781), так и в соответствии с ранее действующим законодательством (Постановление Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066) право на пенсию предоставляется медицинским работникам при наличии одновременно двух условий: работа в определенных должностях и определенных лечебных учреждениях.
Таким образом, в стаж лечебной деятельности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, может быть включена не всякая лечебная и иная работа по охране здоровья населения, а лишь та, которая протекала в соответствующих должностях и соответствующих учреждениях, поименованных в Списках.
Неодинаковый подход законодателя к решению вопроса об определении права на досрочную пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности обусловлен различным характером деятельности в зависимости от определенной должности и определенного учреждения.
В период с 29.10.1996 по 23.11.2000 истица работала в должности медсестры Мглинской специальной общеобразовательной школы для детей сирот.
Названное учреждение не относится к учреждениям здравоохранения и не поименовано в соответствующих разделах Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Как следует из Устава Мглинской школы-интернат, данное учреждение является общеобразовательным, иной деятельности не ведет.
К полномочиям школы-интерната в соответствии с Уставом относится, в том числе, медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников штатным медицинским персоналом. Вместе с тем, согласно представленной информации в адрес суда, ГБОУ «Мглинская школа-интернат», лицензии на осуществление медицинской деятельности не имела и не имеет.
Из представленных суду документов, в том числе функциональных обязанностей медицинских работников школы-интерната, не усматривается в составе школы-интерната наличие такого структурного подразделения как медицинский пункт, здравпункт.
Доводы о тождественности обязанностей истца по занимаемой должности с обязанностями медицинской сестры учреждений здравоохранения не имеют правового значения и являются несостоятельными, поскольку право определять виды учреждений, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости, принадлежит уполномоченному государственному органу - Правительству Российской Федерации, что подтвердил и Конституционный Суд РФ в своем определении 22.11.2012 г. № 2181-О., суд таким правом не наделен.
Таким образом, поскольку истица в период с 29.10.1996 по 23.11.2000 работала в должности медсестры в Мглинской специальной общеобразовательной школе для детей сирот, которая не относится к учреждениям здравоохранения и не поименована в соответствующих разделах Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, то ей обоснованно данный период не был включен в льготный стаж, и оснований для его включения в судебном порядке не имеется.
Истица настаивает на включении в ее льготный стаж периодов нахождения в вынужденном отпуске, в связи с простоем (закрытие санатория) с 01.06.2001 по 31.08.2001, с 01.06.2004 по 09.08.2004.
Действительно, пунктом 9 Правил исчисления периодов работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516, предусмотрено, что в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, не включаются периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).
Поскольку период простоя с 01.06.2001 по 31.08.2001, имел место до вступления в силу названных Правил, а действовавшее в спорный период времени законодательство не содержало запрета на включение периодов простоя в специальный стаж, данный период суд считает необходимым включить в подсчет специального стажа.
Период простоя с 01.06.2004 по 09.08.2004 с учетом вышеизложенного не подлежит включению в льготный стаж.
В период с 16.03.2015 по 29.04.2015 истица находилась на курсах повышения квалификации, а в период с 01.04.2005 по 30.04.2005 - на учебе (подтверждение сертификации) по направлению работодателя, поэтому отказ во включении их в специальный стаж является необоснованным.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, под повышением квалификации подразумевается обновление теоретических и практических знаний работников в связи с повышением требований к уровню квалификации, освоение современных методов работы.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Сторонами не оспаривалось, что во время пребывания на курсах повышения квалификации, нахождения в учебном отпуске за истицей сохранялось место работы, должность, выплачивалась средняя заработная плата, перечислялись взносы в Пенсионный фонд РФ.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истицы.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что на момент обращения Сладковской О.А. за назначением пенсии 22.11.2016 и на момент принятия решения ее специальный стаж составляет менее 30 лет, требования истицы о назначении досрочной страховой пенсии не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сладковской Оксаны Анатольевны удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Смоленска включить Сладковской Оксане Анатольевне в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости:
- период нахождения в вынужденном отпуске, в связи с простоем (закрытие санатория) с 01.06.2001 по 31.08.2001;
- период нахождения на курсах повышения квалификации с 16.03.2015 по 29.04.2015;
- период нахождения на учебе (подтверждение сертификации) с 01.04.2005 по 30.04.2005.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.Е. Яворская