№12-20/2021
70MS0005-01-2021-001464-54
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
23 ноября 2021 года судья Бакчарского районного суда Томской области Корнеева Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Бакчар Бакчарского района Томской области протест прокурора Бакчарского района Томской области на постановление мирового судьи судебного участка Бакчарского судебного района Томской области по делу №5-293/2021 от 28.09.2021, вынесенное в отношении Приколота С.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением мирового судьи Бакчарского судебного района Томской области от 28.09.2021 административное дело в отношении должностного лица – главы Бачкарского сельского поселения Томской области Приколота С.М., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, прекращено за отсутствием события административного правонарушения.
Прокурором Бакчарского района Томской области принесен протест на данное постановление, в протесте указано, что принятое мировым судьей решение является незаконным и подлежит отмене, поскольку в силу Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, при этом прокурор, его заместитель, а также по поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенного представления. Согласно ответа Главы Бакчарского сельского поселения от 30.08.2021 №644 Администрация поселения приняла меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующим, а именно – была нанесена свежая дорожная разметка на участке автомобильной дороги по ул.Хомутского вблизи МБОУ «Бакчарская СОШ». В ответе также было указано, что представление рассмотрено с участием сотрудника прокуратуры. Вместе с тем, уведомление о месте, времени и дате рассмотрения представления в прокуратуру района не поступало, иным образом сотрудники о месте, времени и дате рассмотрения представления не извещались. Указанное не оспаривалось лицом, привлекаемым к административной ответственности, при даче объяснения от 06.09.2021, и в судебном заседании суда первой инстанции, что свидетельствует о неисполнении законного требования прокурора, допущенном нарушении Закона о прокуратуре. Событие данного административного правонарушения произошло в момент рассмотрения представления в отсутствие неизвещенных о месте, времени и дате рассмотрения сотрудников прокуратуры района. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению, месячный срок установлен для принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих и о сообщении прокурору в письменной форме о результатах принятых мер. Срок для принятия конкретных мер по устранению нарушений, изложенных в представлении, Главой Бакчарского сельского поселения был соблюден, прокурор в письменной форме о результатах принятых мер был уведомлен своевременно, данные обстоятельства прокуратурой не оспариваются. Месячный срок Законом о прокуратуре установлен для принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующим, и о сообщении прокурору в письменной форме о результатах принятых мер, рассмотрение же представления закреплено безотлагательное, в связи чем, доводы мирового судьи о невозможности наступления события административного правонарушения, связанного с рассмотрением представления в отсутствие сотрудников прокуратуры района, до истечения месячного срока с момента получения представления, находят несостоятельными. Событие административного правонарушения произошло в момент рассмотрения представления в отсутствие сотрудников прокуратуры района, т.е. 30.08.2021. Просит постановление мирового судьи судебного участка Бакчарского судебного района от 28.09.2021 в отношении Приколота С.М. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
Помощник прокурора Бакчарского района Томской области Чугунов К.С., старший помощник прокурора Бакчарского района Балашов И.М., доводы протеста поддержали в полном объеме, по изложенным в нем основаниям.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Приколота С.М. в судебном заседании указал, что протест является необоснованным, неподлежащим удовлетворению, представление прокурора было рассмотрено, устранены нарушения, дан ответ в установленный законом срок. Ответ был подготовлен заместителем П.И.А.., им же был извещен представитель прокуратуры по телефону. Просил в удовлетворении протеста отказать.
Разрешая вопрос о соблюдении срока на принесение протеста, суд приходит к выводу, что срок при его подаче не был пропущен.
Согласно ст.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано.
В соответствии со ст. 30.2. ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
Статья 30.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Пункт 2 этой же статьи закрепляет, что в случае пропуска срока, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Обжалуемое постановление было принято мировым судьей 28.09.2021, получено помощником прокурора 29.09.2021, протест поступил в суд 04.10.2021, следовательно, срок, установленный законодателем для обжалования, не был пропущен.
Выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, проверив на основании ч.3 ст.30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, судья пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В силу с п.8 ч.2 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в том числе соблюдение процессуальных требований.
В соответствии со ст.17.7 КоАП РФ административным правонарушением признается умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, состоит в невыполнении законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
Статьей 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу ст.6 ФЗ «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в ст.ст.9.1, 22, 27, 30 и 33 указанного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В Законе о прокуратуре в качестве одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона названо представление об устранении нарушений закона.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии со.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о прокуратуре прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
Субъектом данного административного правонарушения являются физические и юридические лица, должностные лица.
Субъективную сторону правонарушения характеризует умысел.
В соответствии со ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается умышленным, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступление таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
Учитывая вышеизложенное, должностные лица, умышленно неисполнившие представление прокурора, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 17.7 КоАП РФ.
В соответствии со ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч.2 ст.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях событие административного правонарушения фиксируется в протоколе (постановлении), который в соответствии со ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.
Судом установлено и подтверждается материалами дела об административном правонарушении, что Прокуратурой Бакчарского района Томской области проведена проверка исполнения Администрацией Бакчарского сельского поселения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения. В ходе указанной проверки установлено, что исчерпывающие меры по надлежащему содержанию автомобильной дороги на участке по ул.Хомутского в районе домов №№ 36, 40, 44, 51, 52 вблизи МБОУ «Бакчарская СОШ» не приняты. В этой связи Прокурором района Главе Администрации направлено представление от 12.08.2021 №11-2021.
Названное представление содержало требование о его рассмотрении с участием прокурора, об извещении прокурора о времени и месте рассмотрения, принятии мер по устранению нарушений, причин и условий, им способствующим и сообщении о результатах рассмотрения.
30.08.2021 в прокуратуру Бакчарского района Томской области поступило письмо Главы Бакчарского сельского поселения от 30.08.2021 (исх.№644) о том, что представление рассмотрено, доводы фактически признаны обоснованными, в связи с чем, в соответствии с требованиями ГОСТа и правилами безопасности дорожного движения была нанесена свежая дорожная разметка по вышеуказанному адресу.
Как следует из данного письма представление рассмотрено с участием сотрудника прокуратуры.
Обжалуемым постановлением мирового судьи Бакчарского судебного района Томской области от 28.09.2021 производство по делу было прекращено за отсутствием события административного правонарушения.
Однако состоявшийся по делу судебный акт законным признать нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В силу ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В ходе рассмотрения протеста прокурора был допрошен в качестве свидетеля П.И.А., являющийся заместителем Главы Бачкарского сельского поселения, и который фактически осуществлял по поручению своего руководителя рассмотрение представления прокуратуры, из пояснений данного свидетеля, предупрежденного по ст.17.9 КоАП РФ об административной ответственности за заведомо ложные показания, следует, что о месте и времени рассмотрения представления прокурор района в лице помощника прокурора Бачкарского района Томской области Чугунова К.С. был извещен, фактически по телефону обсудили вопросы исполнения представления, текст ответа на обращение был озвучен. Затем был подготовлен письменный ответ и направлен в прокуратуру. Также дополнил, что последнее время сложилась такая практика, что прокуратура извещается по телефону о рассмотрении представления, направление письменного извещения не оправдало себя на практике, поскольку заранее невозможно согласовать время для участия представителя прокуратуры в рассмотрении представления, поэтому стали созваниваться и извещать о рассмотрении по телефону.
Таким образом, в установленный законом срок сведения о результатах рассмотрения представления прокурора от 12.08.2021 №11-2021 в прокуратуру Бакчарского района Томской области поступили, о месте и времени рассмотрения представления прокурор был извещен, само представление рассмотрено фактически с его участием, устранены допущенные нарушения закона, в связи с чем, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения.
Как указано в части 3 статьи 6 Закона о прокуратуре установленная законом ответственность наступает за неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
Изученные материалы, доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, ставят под сомнение наличие вины в его действиях.
Факт поступившего звонка от заместителя главы сельского поселения представитель прокуратуры не отрицал, но указал, что ему не было доведено до сведения о рассмотрении представления.
Вместе с тем, согласно ч.4 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Аудиозапись звонка не велась, доказательств, опровергающих показания свидетеля суду не предоставлено.
Приведенные обстоятельства в совокупности не позволяют сделать однозначный вывод о наличии в деянии лица, привлекаемого к административной ответственности, вины и уклонении от исполнения представления прокурора, неизвещении о месте и времени рассмотрения представления, достаточных доказательств тому не представлено.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Исходя из изложенного, постановление мирового судьи Бакчарского судебного района Томской области от 28.09.2021, вынесенное в отношении Главы Бакчарского сельского поселения Приколота С.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.1 ч.1 и ч.2 ст.30.7, ч.1 ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление мирового судьи Бакчарского судебного района Томской области от 28.09.2021, вынесенное в отношении Главы Бакчарского сельского поселения Приколота С.М., отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья: подпись Корнеева Т.С.