Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2430/2018 ~ М-2019/2018 от 06.06.2018

<данные изъяты>

Дело №2а-2430/18

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2018 года Центральный районный суда города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

С участием прокурора г. Воронежа

При секретаре: Домаревой М.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Супренок Бориса Николаевича:

- о признании распоряжения главы городского округа город Воронежа от 24.05.2018 года № 407-р «О мерах по реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории городского округа город Воронежа в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года» недействующим полностью с даты его принятия,

У с т а н о в и л :

Супренок Б.Н. обратился в Центральный районный суд го. Воронежа с административным исковым заявлением о признании распоряжения главы городского округа город Воронежа от 24.05.2018 года № 407-р «О мерах по реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории городского округа город Воронежа в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года» недействующим полностью с даты его принятия.

Полагая, что указанное распоряжение является нормативным правовым актом, полностью не соответствующим требованиям нормативный актов, имеющих большую юридическую силу, и нарушает его конституционное право на свободу мирных собраний, гарантированное ст. 31 Конституции РФ, а также право на свободу мирных собраний, гарантированное ст. 11 Европейской конвенции по правам человека, просит признать указанный акт недействующим полностью с даты его принятия и привести решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании Супренок Б.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного истца, действующий на основании доверенности, Сиволдаев И.В. полагает, что в полномочия главы городского округа город Воронеж принятие оспариваемого акта не относится, нормативный акт принят в форме, не соответствующей Уставу городского округа город Воронеж, нарушены правила введения нормативного акта в действие, так как данный акт опубликован в нарушение порядка, установленного законом.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности, Чуйкова Е.В. заявленные административные исковые требования полагает необоснованными. Утверждает, что распоряжение нормативным правовым актом не является, какие-либо ограничения прав и запреты не вводит. По своей сути Распоряжение является правовым актом, направленным на организацию работы одного из структурных подразделений администрации городского округа - управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества, которое в соответствии с пунктами 10.1.1, 10.2.2 Регламента администрации городского округа город Воронеж является ответственным за прием и регистрацию уведомлений о проведении на территории городского округа город Воронеж массовых мероприятий. Управление в процессе приема, регистрации уведомлений о проведении публичных мероприятий и подготовки ответов с предложениями в адрес организаторов публичных мероприятий на период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года должно было руководствоваться содержащимся в распоряжении перечнем мест. Суду предоставлены письменные объяснения.

Суд, заслушав объяснение сторон, заключение прокурора, полагавшего, что основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований отсутствуют, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:

Распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 24.05.2018 № 407-р «О мерах по реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории городского округа город Воронеж в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года» (л.д. 53) во исполнение пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 года № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедерации FIFA 2017 года» и в соответствии с подпунктами 9.1, 9.2 пункта 9 протокола от 25 апреля 2018 года № 3 заседания регионального межведомственного оперативного штаба в Воронежской области по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (РМОШ), на период проведения (с 25 мая 2018 года по 25 июля 2018 года) чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года определены места проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, не связанных с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

К числу указанных мест отнесены:

1. Парк «Шинников» (ул. Ростовская, 39);

2. Парк Южный (ул. Новосибирская, 5в);

3. От площадки напротив магазина «Пятерочка» (ул. Генерала Лохматикова, 22) до территории, расположенной в секторе, ограниченном улицами Генерала Лохматикова и Спортивной;

4. От перекрестка улиц Новосибирской и Ростовской по ул. Ростовской до парка «Шинников» (ул. Ростовская, 39);

5. От перекрестка улиц Саврасова и Новосибирской по ул. Новосибирской до парка Южный (ул. Новосибирская, 5в).

Административное исковое заявление подано в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ, так как истец настаивает, что оспариваемый акт является нормативный правовым актом.

Представитель административного ответчика указывает, что оспариваемый акт нормативным правовым актом не является, какие-либо ограничения прав и запреты не вводит. По своей сути Распоряжение является правовым актом, направленным на организацию работы одного из структурных подразделений администрации городского округа - управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества.

По правилам главы 21 КАС РФ рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.

В связи с этим при определении юридической природы оспариваемого акта суд исходит из оценки его содержания, принимая во внимание, что оспариваемый акт не содержит каких-либо правовых норм (правил поведения), рассчитанных на неоднократное применение.

Указанное распоряжение на период проведения (с 25 мая 2018 года по 25 июля 2018 года) чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года определяет места проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, не связанных с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

Таким образом, распоряжение администрации городского округа город Воронеж об утверждении перечня мест для проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, не связанных с проведением чемпионата мира по футболу, на период проведения (с 25 мая 2018 года по 25 июля 2018 года), установлено для работы Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества, которое в соответствии с пунктами 10.1.1, 10.2.2 Регламента администрации городского округа город Воронеж является ответственным за прием и регистрацию уведомлений о проведении на территории городского округа город Воронеж массовых мероприятий. Управление в процессе приема, регистрации уведомлений о проведении публичных мероприятий и подготовки ответов с предложениями в адрес организаторов публичных мероприятий на период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, не является нормативным правовым актом.

Оценка содержания оспариваемого акта не позволяет признать распоряжение от 24.05.2018 года нормативным правовым актом, так как не содержит норм, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.

По указанным основаниям административные исковые требования о признании оспариваемого распоряжения от 24.05.2018 года недействительным подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Гарантированное ст. 31 Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (ст. 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями ст. 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (п. 1 ст. 20), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Право на свободу собраний закреплено также в ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 года по делу "М. против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 года по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 года по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").

Поэтому национальный законодатель не только вправе, но и обязан принимать разумные и целесообразные меры для обеспечения надлежащего проведения любого собрания, митинга или любого иного мероприятия политического, культурного или иного характера, путем, в том числе, установления порядка проведения этого публичного мероприятия.

Согласно статье 1 Федерального закона N 54-ФЗ законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя данный федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных этим федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

7 июня 2013 г. в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций принят Федеральный закон N 108-ФЗ, которым в Российской Федерации обеспечивается и гарантируется безопасность физических лиц и юридических лиц, в том числе FIFA, дочерних организаций FIFA, контрагентов FIFA, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, Оргкомитета "Россия-2018", участников спортивных соревнований, иных лиц, участвующих в мероприятиях, и зрителей (часть 1 статьи 12).

Частью 2 статьи 12 Федерального закона N 108 установлено, что комплексная программа мер по обеспечению безопасности в период подготовки спортивного соревнования и период его проведения утверждается Президентом Российской Федерации.

Федеральный закон N 108-ФЗ также закрепляет полномочие Президента Российской Федерации в период проведения спортивного соревнования вводить усиленные меры безопасности, перечень которых приводится в части 1 статьи 13 и включает в себя ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями (пункт 7).

Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года" на территориях субъектов Российской Федерации, в пределах которых расположены объекты инфраструктуры, предназначенные для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, а также в прилегающих к ним акваториях введены усиленные меры безопасности при проведении Кубка конфедераций с 1 июня по 12 июля 2017 г. и чемпионата мира по футболу с 25 мая по 25 июля 2018 г.

Пунктом 11 Указа установлено, что в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, в период с 1 июня по 12 июля 2017 г. и в период с 25 мая по 25 июля 2018 г. могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия с количеством участников и во временной интервал, которые определяются органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации или соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности.

Указом Президента Российской Федерации от 07.07.2016 № 324 был образован межведомственный оперативный штаб по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, утверждены состав и Положение о Межведомственном оперативном штабе.

Из пункта 4 Положения о межведомственном оперативном штабе следует, что в субъектах Российской Федерации, на территориях которых расположены объекты-спорта и иные объекты инфраструктуры, предназначенные для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, по решению Межведомственного оперативного штаба могут создаваться оперативные штабы по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 год.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 Указа Президента от 07.07.2016 № 324 следует, что первоочередными задачами оперативных штабов, создаваемых в субъектах Российской Федерации, являются планирование и осуществление в пределах их компетенции усиленных мер безопасности в субъектах Российской Федерации, а также координация деятельности территориальных органов федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, реализующих такие мер.

Как следует из пункта 9 протокола заседания регионального межведомственного оперативного штаба в Воронежской области по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу от 25.04.2018 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 202 определены следующие места проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, не связанных с проведением чемпионата мира по футболу на период с 25.05.2018 по 25.07.2018:

Собрания, митинги, пикетирования:

1. На территории расположенной в секторе, ограниченном улицами Генерала Лохматикова и Спортивной;

2. Парк «Шинников» (ул. Ростовская, 39);

3. Парк Южный (ул. Новосибирская, 5в);

Шествия, демонстрации:

1. От площадки напротив магазина «Пятерочка» (ул. Генерала Лохматикова, 22) до территории расположенной в секторе, ограниченном улицами Генерала Лохматикова и Спортивной;

2. От перекрестка улиц Новосибирской и Ростовской по ул. Ростовской до парка «Шинников» (ул. Ростовская, 39);

3.          От перекрестка улиц Саврасова и Новосибирской по ул. Новосибирской до парка Южный (ул. Новосибирская, 5в).

Пунктом 4 ст. 55 Постановления Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I "Об Уставе городского округа город Воронеж" муниципальные правовые акты, принятые органами и должностными лицами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории городского округа.

В соответствии с п. 6 ст. 55 вышеназванного постановления за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Воронежской области.

В систему муниципальных правовых актов городского округа входят:

1) Устав городского округа, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты городской Думы;

3) правовые акты администрации городского округа и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.

В силу статьи 57 Устава Глава городского округа в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Воронежской области, настоящим Уставом и решениями городской Думы, издает постановления администрации городского округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Воронежской области, а также распоряжения администрации городского округа по вопросам организации работы администрации городского округа.

Глава городского округа издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами.

В соответствии с пп. 2.4., 2.6, 2.7, 2.12 Регламента администрации городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением от 09.09.2015 года № 703, Положения об управлении по работе с административными органами и структурами гражданского общества администрации городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением от 01.09.2017 года № 488, вопросы организации взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам обеспечения общественного порядка в ходе подготовки и проведения публичных мероприятий, проводимых на территории городского округа город Воронеж являются задачами управления.

Для реализации поставленных задач управление выполняет функции по приему и регистрации уведомлений о проведении публичных мероприятий (п. 3.8.), обеспечивает присутствие уполномоченных представителей на публичных и массовых мероприятиях (п. 3.9), предоставляет сведения о проведении публичных и массовых мероприятий в соответствующие органы (п. 3.10).

Таким образом, оспариваемое распоряжение от 24.05.2018 года № 407-Р относится к муниципальным правовым актам, поскольку обладает соответствующими признаками правового акта:

- является правовым документом, принятым в сфере отношений власти и подчинения (глава городского округа город Воронеж – управление по работе с административными органами и структурами гражданского общества администрации городского округа город Воронеж);

- направлено на организацию работы одного из структурных подразделений;

- вынесено уполномоченным лицом – главой городского округа город Воронеж;

- содержит властное предписание, возлагающее обязанности на конкретное лицо Управление по работе с административными органами и структурами гражданского общества администрации городского округа город Воронеж и влияет на его права.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что при принятии распоряжения от 24.05.2018 года № 407-Р соблюдены требования нормативный правовых актов, устанавливающих полномочия на его принятие.

Оспариваемое распоряжение принято во исполнение пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 года № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедерации FIFA 2017 года» и в соответствии с подпунктами 9.1, 9.2 пункта 9 протокола от 25 апреля 2018 года № 3 заседания регионального межведомственного оперативного штаба в Воронежской области по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (РМОШ), на период проведения (с 25 мая 2018 года по 25 июля 2018 года) чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года определены места проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, не связанных с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

На основании пункта 11 Указа Президента РФ от 09.05.2017 № 202 места и (или) маршруты движения участников публичного мероприятия с количеством участников и временной интервал определяются органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации или соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности.

Согласование с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности было получено на заседании межведомственного оперативного штаба в Воронежской области по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года от 25.04.2018 г.

Места, определенные для проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, не связанных с проведением чемпионата мира по футболу, определены решением регионального межведомственного оперативного штаба в Воронежской области по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

Определенные для проведения публичных мероприятий решением межведомственного оперативного штаба в Воронежской области по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 с 25.05.2018 по 25.07.2018 года, места в полном объеме включены в оспариваемое распоряжение.

Таким образом, распоряжение главы городского округа город Воронежа от 24.05.2018 года № 407-р принято с соблюдением нормативных правовых актов, устанавливающих наличие основания для принятия оспариваемого акта.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 Устава городского округа город Воронеж Правовые акты главы городского округа и администрации городского округа вступают в силу со дня их подписания, если иное не установлено самими актами.

Подпунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что граждане, проживающие и работающие в пределах границ территории, на которой в соответствии с настоящей статьей введены усиленные меры безопасности, а также граждане, прибывающие на эту территорию, должны быть ознакомлены с введенными мерами путем опубликования информации в средствах массовой информации.

Как следует из пункта 9 протокола заседания регионального межведомственного оперативного штаба в Воронежской области по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу от 25.04.2018 г. управлению по работе в административными органами и структурами гражданского общества администрации городского округа город Воронеж, управлению по взаимодействию со СМИ и административной работе правительства Воронежской области указано на необходимость информирования населения о введении указанных мер.

Оспариваемое Распоряжение было опубликовано в газете «Берег» № 39, 05.06.2018.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что порядок принятия оспариваемого распоряжения соблюден.

Доводы административного истца о том, что Воронежская область не может быть отнесена к числу субъектов Российской Федерации, на территории которых вводятся усиленные меры безопасности, судом отклоняются как необоснованные.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к числу усиленных мер безопасности, которые могут быть введены Президентом Российской Федерации в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, относятся, в том числе: установление контролируемых и (или) запретных зон (п. 1).

Во исполнение подпункта "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года" решение Межведомственного оперативного штаба по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года от 25.05.2017года утвержден перечень контролируемых зон.

Указанный перечень включает, в том числе, тренировочные площадки в местах размещения баз команд, предназначенных для проведения тренировочных мероприятий и гостиницы, предназначенные для размещения национальных спортивных сборных команд, судейских бригад, а также штаб-квартир FIFA.

Согласно примечанию к указанному решению, перечень объектов подлежит формированию по итогам получения информации от команд - участниц чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

По информации, полученной из Оргкомитета Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России от 26.12.2017 № 14130-ЛОК-02, по решению сборной команды Марокко в качестве тренировочной площадки в местах размещения баз команд, предназначенной для проведения тренировочных мероприятий, был выбран стадион «Чайка», а в качестве Гостиницы, предназначенной для размещения национальной спортивной сборной команды - отель Marriott Voronezh Hotel.

Таким образом, Воронежская область относится к числу субъектов Российской Федерации, на территории которых были введены усиленные меры безопасности, так как в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года Воронежская область отнесена к числу контролируемых зон.

Утверждение представителя административного истца о нецелесообразности и несоразмерности ограничения мест проведения публичных мероприятий, не может являться основанием для признания распоряжения незаконным, так как указанное распоряжение вынесено уполномоченным лицом, в установленном законом порядке, с учетом мест, определенных решением регионального межведомственного оперативного штаба в Воронежской области по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу от 25.04.2018 г.

Довод административного истца о том, что оспариваемое распоряжение существенно ограничило в городском округе город Воронеж право на свободу мирных собраний, так как к местам проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, не связанных с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, отнесены места, находящиеся на окраине города Воронежа, и проведение там публичных мероприятий лишает важного качества - публичности, так как в данных местах невозможно достигнуть цели проведения публичных мероприятий - формирование мнений жителей города Воронежа, так как в этих местах отсутствует целевая аудитория, судом отклоняется, поскольку решение данного вопроса в соответствии с прямым указанием Федерального Закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года" отнесено к полномочиям соответствующих органов.

Целесообразность, соразмерность и определение конкретных мест для проведения публичных мероприятия, в силу принципа разделения властей не относится к компетенции суда.

Установив, что обжалуемое распоряжение административного ответчика принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого распоряжения соблюден, основания для принятия указанного распоряжения имелись, содержание распоряжения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы административного истца о нарушении его конституционных прав на свободу мирных собраний суд оценивает как необоснованные, так как распоряжение главы городского округа город Воронежа от 24.05.2018 года № 407-р не регулирует правоотношения с участием административного истца.

Оспариваемое распоряжение направлено на организацию работы одного из структурных подразделений и содержит властное предписание, возлагающее обязанности на конкретное лицо-Управление по работе с административными органами и структурами гражданского общества администрации городского округа город Воронеж и влияет на его права.

Вопрос о праве административного истца на организацию, участие в конкретном публичном мероприятии в рамках рассмотрения заявленных требований не разрешается.

По указанному основанию, суд не дает оценку доводам административного истца и его представителя о нарушении права на участие в публичных мероприятий, проводимых в гайд-парках.

Ссылка представителя административного истца о том, что сборная Марокко находилась в городе Воронеже до 13 июня 2018 года и указанные ограничения должны быть отменены, не является обстоятельством, подлежащим доказыванию по заявленным требованиям, так как действующими нормативными правовыми актами период правового регулирования определен как период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 с 25.05.2018 по 25.07.2018 года.

Утверждение административного истца о том, что в период с 25.05.2018 по 25.07.2018 года на территории города Воронежа проводились иные публичные мероприятия, не может свидетельствовать о нарушении прав административного истца оспариваемым распоряжением от 24.05.2018 года № 407-р.

Оценив доводы административного истца, предоставленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании не нашла своего подтверждения ссылка Супренок Б.Н. о нарушении оспариваемым распоряжением его прав, свобод и законных интересов, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Супренок Бориса Николаевича о признании распоряжения главы городского округа город Воронежа от 24.05.2018 года № 407-р «О мерах по реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории городского округа город Воронежа в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года» недействующим полностью с даты его принятия оставить без удовлетворения.

На решение может быть поданы апелляционная жалоба, представление в Воронежский областной суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 06.07.2018 г.

Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко

<данные изъяты>

Дело №2а-2430/18

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2018 года Центральный районный суда города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

С участием прокурора г. Воронежа

При секретаре: Домаревой М.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Супренок Бориса Николаевича:

- о признании распоряжения главы городского округа город Воронежа от 24.05.2018 года № 407-р «О мерах по реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории городского округа город Воронежа в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года» недействующим полностью с даты его принятия,

У с т а н о в и л :

Супренок Б.Н. обратился в Центральный районный суд го. Воронежа с административным исковым заявлением о признании распоряжения главы городского округа город Воронежа от 24.05.2018 года № 407-р «О мерах по реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории городского округа город Воронежа в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года» недействующим полностью с даты его принятия.

Полагая, что указанное распоряжение является нормативным правовым актом, полностью не соответствующим требованиям нормативный актов, имеющих большую юридическую силу, и нарушает его конституционное право на свободу мирных собраний, гарантированное ст. 31 Конституции РФ, а также право на свободу мирных собраний, гарантированное ст. 11 Европейской конвенции по правам человека, просит признать указанный акт недействующим полностью с даты его принятия и привести решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании Супренок Б.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного истца, действующий на основании доверенности, Сиволдаев И.В. полагает, что в полномочия главы городского округа город Воронеж принятие оспариваемого акта не относится, нормативный акт принят в форме, не соответствующей Уставу городского округа город Воронеж, нарушены правила введения нормативного акта в действие, так как данный акт опубликован в нарушение порядка, установленного законом.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности, Чуйкова Е.В. заявленные административные исковые требования полагает необоснованными. Утверждает, что распоряжение нормативным правовым актом не является, какие-либо ограничения прав и запреты не вводит. По своей сути Распоряжение является правовым актом, направленным на организацию работы одного из структурных подразделений администрации городского округа - управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества, которое в соответствии с пунктами 10.1.1, 10.2.2 Регламента администрации городского округа город Воронеж является ответственным за прием и регистрацию уведомлений о проведении на территории городского округа город Воронеж массовых мероприятий. Управление в процессе приема, регистрации уведомлений о проведении публичных мероприятий и подготовки ответов с предложениями в адрес организаторов публичных мероприятий на период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года должно было руководствоваться содержащимся в распоряжении перечнем мест. Суду предоставлены письменные объяснения.

Суд, заслушав объяснение сторон, заключение прокурора, полагавшего, что основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований отсутствуют, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:

Распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 24.05.2018 № 407-р «О мерах по реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории городского округа город Воронеж в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года» (л.д. 53) во исполнение пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 года № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедерации FIFA 2017 года» и в соответствии с подпунктами 9.1, 9.2 пункта 9 протокола от 25 апреля 2018 года № 3 заседания регионального межведомственного оперативного штаба в Воронежской области по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (РМОШ), на период проведения (с 25 мая 2018 года по 25 июля 2018 года) чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года определены места проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, не связанных с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

К числу указанных мест отнесены:

1. Парк «Шинников» (ул. Ростовская, 39);

2. Парк Южный (ул. Новосибирская, 5в);

3. От площадки напротив магазина «Пятерочка» (ул. Генерала Лохматикова, 22) до территории, расположенной в секторе, ограниченном улицами Генерала Лохматикова и Спортивной;

4. От перекрестка улиц Новосибирской и Ростовской по ул. Ростовской до парка «Шинников» (ул. Ростовская, 39);

5. От перекрестка улиц Саврасова и Новосибирской по ул. Новосибирской до парка Южный (ул. Новосибирская, 5в).

Административное исковое заявление подано в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ, так как истец настаивает, что оспариваемый акт является нормативный правовым актом.

Представитель административного ответчика указывает, что оспариваемый акт нормативным правовым актом не является, какие-либо ограничения прав и запреты не вводит. По своей сути Распоряжение является правовым актом, направленным на организацию работы одного из структурных подразделений администрации городского округа - управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества.

По правилам главы 21 КАС РФ рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.

В связи с этим при определении юридической природы оспариваемого акта суд исходит из оценки его содержания, принимая во внимание, что оспариваемый акт не содержит каких-либо правовых норм (правил поведения), рассчитанных на неоднократное применение.

Указанное распоряжение на период проведения (с 25 мая 2018 года по 25 июля 2018 года) чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года определяет места проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, не связанных с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

Таким образом, распоряжение администрации городского округа город Воронеж об утверждении перечня мест для проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, не связанных с проведением чемпионата мира по футболу, на период проведения (с 25 мая 2018 года по 25 июля 2018 года), установлено для работы Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества, которое в соответствии с пунктами 10.1.1, 10.2.2 Регламента администрации городского округа город Воронеж является ответственным за прием и регистрацию уведомлений о проведении на территории городского округа город Воронеж массовых мероприятий. Управление в процессе приема, регистрации уведомлений о проведении публичных мероприятий и подготовки ответов с предложениями в адрес организаторов публичных мероприятий на период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, не является нормативным правовым актом.

Оценка содержания оспариваемого акта не позволяет признать распоряжение от 24.05.2018 года нормативным правовым актом, так как не содержит норм, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.

По указанным основаниям административные исковые требования о признании оспариваемого распоряжения от 24.05.2018 года недействительным подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Гарантированное ст. 31 Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (ст. 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями ст. 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (п. 1 ст. 20), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Право на свободу собраний закреплено также в ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 года по делу "М. против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 года по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 года по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").

Поэтому национальный законодатель не только вправе, но и обязан принимать разумные и целесообразные меры для обеспечения надлежащего проведения любого собрания, митинга или любого иного мероприятия политического, культурного или иного характера, путем, в том числе, установления порядка проведения этого публичного мероприятия.

Согласно статье 1 Федерального закона N 54-ФЗ законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя данный федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных этим федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

7 июня 2013 г. в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций принят Федеральный закон N 108-ФЗ, которым в Российской Федерации обеспечивается и гарантируется безопасность физических лиц и юридических лиц, в том числе FIFA, дочерних организаций FIFA, контрагентов FIFA, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, Оргкомитета "Россия-2018", участников спортивных соревнований, иных лиц, участвующих в мероприятиях, и зрителей (часть 1 статьи 12).

Частью 2 статьи 12 Федерального закона N 108 установлено, что комплексная программа мер по обеспечению безопасности в период подготовки спортивного соревнования и период его проведения утверждается Президентом Российской Федерации.

Федеральный закон N 108-ФЗ также закрепляет полномочие Президента Российской Федерации в период проведения спортивного соревнования вводить усиленные меры безопасности, перечень которых приводится в части 1 статьи 13 и включает в себя ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями (пункт 7).

Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года" на территориях субъектов Российской Федерации, в пределах которых расположены объекты инфраструктуры, предназначенные для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, а также в прилегающих к ним акваториях введены усиленные меры безопасности при проведении Кубка конфедераций с 1 июня по 12 июля 2017 г. и чемпионата мира по футболу с 25 мая по 25 июля 2018 г.

Пунктом 11 Указа установлено, что в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, в период с 1 июня по 12 июля 2017 г. и в период с 25 мая по 25 июля 2018 г. могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия с количеством участников и во временной интервал, которые определяются органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации или соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности.

Указом Президента Российской Федерации от 07.07.2016 № 324 был образован межведомственный оперативный штаб по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, утверждены состав и Положение о Межведомственном оперативном штабе.

Из пункта 4 Положения о межведомственном оперативном штабе следует, что в субъектах Российской Федерации, на территориях которых расположены объекты-спорта и иные объекты инфраструктуры, предназначенные для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, по решению Межведомственного оперативного штаба могут создаваться оперативные штабы по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 год.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 Указа Президента от 07.07.2016 № 324 следует, что первоочередными задачами оперативных штабов, создаваемых в субъектах Российской Федерации, являются планирование и осуществление в пределах их компетенции усиленных мер безопасности в субъектах Российской Федерации, а также координация деятельности территориальных органов федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, реализующих такие мер.

Как следует из пункта 9 протокола заседания регионального межведомственного оперативного штаба в Воронежской области по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу от 25.04.2018 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 202 определены следующие места проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, не связанных с проведением чемпионата мира по футболу на период с 25.05.2018 по 25.07.2018:

Собрания, митинги, пикетирования:

1. На территории расположенной в секторе, ограниченном улицами Генерала Лохматикова и Спортивной;

2. Парк «Шинников» (ул. Ростовская, 39);

3. Парк Южный (ул. Новосибирская, 5в);

Шествия, демонстрации:

1. От площадки напротив магазина «Пятерочка» (ул. Генерала Лохматикова, 22) до территории расположенной в секторе, ограниченном улицами Генерала Лохматикова и Спортивной;

2. От перекрестка улиц Новосибирской и Ростовской по ул. Ростовской до парка «Шинников» (ул. Ростовская, 39);

3.          От перекрестка улиц Саврасова и Новосибирской по ул. Новосибирской до парка Южный (ул. Новосибирская, 5в).

Пунктом 4 ст. 55 Постановления Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I "Об Уставе городского округа город Воронеж" муниципальные правовые акты, принятые органами и должностными лицами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории городского округа.

В соответствии с п. 6 ст. 55 вышеназванного постановления за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Воронежской области.

В систему муниципальных правовых актов городского округа входят:

1) Устав городского округа, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты городской Думы;

3) правовые акты администрации городского округа и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.

В силу статьи 57 Устава Глава городского округа в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Воронежской области, настоящим Уставом и решениями городской Думы, издает постановления администрации городского округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Воронежской области, а также распоряжения администрации городского округа по вопросам организации работы администрации городского округа.

Глава городского округа издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами.

В соответствии с пп. 2.4., 2.6, 2.7, 2.12 Регламента администрации городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением от 09.09.2015 года № 703, Положения об управлении по работе с административными органами и структурами гражданского общества администрации городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением от 01.09.2017 года № 488, вопросы организации взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам обеспечения общественного порядка в ходе подготовки и проведения публичных мероприятий, проводимых на территории городского округа город Воронеж являются задачами управления.

Для реализации поставленных задач управление выполняет функции по приему и регистрации уведомлений о проведении публичных мероприятий (п. 3.8.), обеспечивает присутствие уполномоченных представителей на публичных и массовых мероприятиях (п. 3.9), предоставляет сведения о проведении публичных и массовых мероприятий в соответствующие органы (п. 3.10).

Таким образом, оспариваемое распоряжение от 24.05.2018 года № 407-Р относится к муниципальным правовым актам, поскольку обладает соответствующими признаками правового акта:

- является правовым документом, принятым в сфере отношений власти и подчинения (глава городского округа город Воронеж – управление по работе с административными органами и структурами гражданского общества администрации городского округа город Воронеж);

- направлено на организацию работы одного из структурных подразделений;

- вынесено уполномоченным лицом – главой городского округа город Воронеж;

- содержит властное предписание, возлагающее обязанности на конкретное лицо Управление по работе с административными органами и структурами гражданского общества администрации городского округа город Воронеж и влияет на его права.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что при принятии распоряжения от 24.05.2018 года № 407-Р соблюдены требования нормативный правовых актов, устанавливающих полномочия на его принятие.

Оспариваемое распоряжение принято во исполнение пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 года № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедерации FIFA 2017 года» и в соответствии с подпунктами 9.1, 9.2 пункта 9 протокола от 25 апреля 2018 года № 3 заседания регионального межведомственного оперативного штаба в Воронежской области по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (РМОШ), на период проведения (с 25 мая 2018 года по 25 июля 2018 года) чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года определены места проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, не связанных с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

На основании пункта 11 Указа Президента РФ от 09.05.2017 № 202 места и (или) маршруты движения участников публичного мероприятия с количеством участников и временной интервал определяются органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации или соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности.

Согласование с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности было получено на заседании межведомственного оперативного штаба в Воронежской области по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года от 25.04.2018 г.

Места, определенные для проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, не связанных с проведением чемпионата мира по футболу, определены решением регионального межведомственного оперативного штаба в Воронежской области по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

Определенные для проведения публичных мероприятий решением межведомственного оперативного штаба в Воронежской области по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 с 25.05.2018 по 25.07.2018 года, места в полном объеме включены в оспариваемое распоряжение.

Таким образом, распоряжение главы городского округа город Воронежа от 24.05.2018 года № 407-р принято с соблюдением нормативных правовых актов, устанавливающих наличие основания для принятия оспариваемого акта.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 Устава городского округа город Воронеж Правовые акты главы городского округа и администрации городского округа вступают в силу со дня их подписания, если иное не установлено самими актами.

Подпунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что граждане, проживающие и работающие в пределах границ территории, на которой в соответствии с настоящей статьей введены усиленные меры безопасности, а также граждане, прибывающие на эту территорию, должны быть ознакомлены с введенными мерами путем опубликования информации в средствах массовой информации.

Как следует из пункта 9 протокола заседания регионального межведомственного оперативного штаба в Воронежской области по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу от 25.04.2018 г. управлению по работе в административными органами и структурами гражданского общества администрации городского округа город Воронеж, управлению по взаимодействию со СМИ и административной работе правительства Воронежской области указано на необходимость информирования населения о введении указанных мер.

Оспариваемое Распоряжение было опубликовано в газете «Берег» № 39, 05.06.2018.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что порядок принятия оспариваемого распоряжения соблюден.

Доводы административного истца о том, что Воронежская область не может быть отнесена к числу субъектов Российской Федерации, на территории которых вводятся усиленные меры безопасности, судом отклоняются как необоснованные.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к числу усиленных мер безопасности, которые могут быть введены Президентом Российской Федерации в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, относятся, в том числе: установление контролируемых и (или) запретных зон (п. 1).

Во исполнение подпункта "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года" решение Межведомственного оперативного штаба по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года от 25.05.2017года утвержден перечень контролируемых зон.

Указанный перечень включает, в том числе, тренировочные площадки в местах размещения баз команд, предназначенных для проведения тренировочных мероприятий и гостиницы, предназначенные для размещения национальных спортивных сборных команд, судейских бригад, а также штаб-квартир FIFA.

Согласно примечанию к указанному решению, перечень объектов подлежит формированию по итогам получения информации от команд - участниц чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

По информации, полученной из Оргкомитета Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России от 26.12.2017 № 14130-ЛОК-02, по решению сборной команды Марокко в качестве тренировочной площадки в местах размещения баз команд, предназначенной для проведения тренировочных мероприятий, был выбран стадион «Чайка», а в качестве Гостиницы, предназначенной для размещения национальной спортивной сборной команды - отель Marriott Voronezh Hotel.

Таким образом, Воронежская область относится к числу субъектов Российской Федерации, на территории которых были введены усиленные меры безопасности, так как в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года Воронежская область отнесена к числу контролируемых зон.

Утверждение представителя административного истца о нецелесообразности и несоразмерности ограничения мест проведения публичных мероприятий, не может являться основанием для признания распоряжения незаконным, так как указанное распоряжение вынесено уполномоченным лицом, в установленном законом порядке, с учетом мест, определенных решением регионального межведомственного оперативного штаба в Воронежской области по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу от 25.04.2018 г.

Довод административного истца о том, что оспариваемое распоряжение существенно ограничило в городском округе город Воронеж право на свободу мирных собраний, так как к местам проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, не связанных с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, отнесены места, находящиеся на окраине города Воронежа, и проведение там публичных мероприятий лишает важного качества - публичности, так как в данных местах невозможно достигнуть цели проведения публичных мероприятий - формирование мнений жителей города Воронежа, так как в этих местах отсутствует целевая аудитория, судом отклоняется, поскольку решение данного вопроса в соответствии с прямым указанием Федерального Закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года" отнесено к полномочиям соответствующих органов.

Целесообразность, соразмерность и определение конкретных мест для проведения публичных мероприятия, в силу принципа разделения властей не относится к компетенции суда.

Установив, что обжалуемое распоряжение административного ответчика принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого распоряжения соблюден, основания для принятия указанного распоряжения имелись, содержание распоряжения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы административного истца о нарушении его конституционных прав на свободу мирных собраний суд оценивает как необоснованные, так как распоряжение главы городского округа город Воронежа от 24.05.2018 года № 407-р не регулирует правоотношения с участием административного истца.

Оспариваемое распоряжение направлено на организацию работы одного из структурных подразделений и содержит властное предписание, возлагающее обязанности на конкретное лицо-Управление по работе с административными органами и структурами гражданского общества администрации городского округа город Воронеж и влияет на его права.

Вопрос о праве административного истца на организацию, участие в конкретном публичном мероприятии в рамках рассмотрения заявленных требований не разрешается.

По указанному основанию, суд не дает оценку доводам административного истца и его представителя о нарушении права на участие в публичных мероприятий, проводимых в гайд-парках.

Ссылка представителя административного истца о том, что сборная Марокко находилась в городе Воронеже до 13 июня 2018 года и указанные ограничения должны быть отменены, не является обстоятельством, подлежащим доказыванию по заявленным требованиям, так как действующими нормативными правовыми актами период правового регулирования определен как период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 с 25.05.2018 по 25.07.2018 года.

Утверждение административного истца о том, что в период с 25.05.2018 по 25.07.2018 года на территории города Воронежа проводились иные публичные мероприятия, не может свидетельствовать о нарушении прав административного истца оспариваемым распоряжением от 24.05.2018 года № 407-р.

Оценив доводы административного истца, предоставленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании не нашла своего подтверждения ссылка Супренок Б.Н. о нарушении оспариваемым распоряжением его прав, свобод и законных интересов, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Супренок Бориса Николаевича о признании распоряжения главы городского округа город Воронежа от 24.05.2018 года № 407-р «О мерах по реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории городского округа город Воронежа в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года» недействующим полностью с даты его принятия оставить без удовлетворения.

На решение может быть поданы апелляционная жалоба, представление в Воронежский областной суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 06.07.2018 г.

Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко

1версия для печати

2а-2430/2018 ~ М-2019/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокурор г.Воронежа
Супренок Борис Николаевич
Ответчики
АГО г.Воронеж в лице главы г.о.г Воронеж Кстенина В.Ю.
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Шумейко Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
centralny--vrn.sudrf.ru
06.06.2018Регистрация административного искового заявления
06.06.2018Передача материалов судье
07.06.2018Решение вопроса о принятии к производству
07.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2018Судебное заседание
18.06.2018Судебное заседание
27.06.2018Судебное заседание
06.07.2018Судебное заседание
06.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2018Дело оформлено
24.09.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее