№
УИД 59RS0№-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Соликамск 11 марта 2021 года
Соликамский городской суд Пермского края
под председательством судьи Новиковой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Ждановой К.С.,
с участием истца Красилова А.В.,
представителя ответчика Каштановой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Соликамск гражданское дело по иску Красилова Александра Владимировича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г.Соликамске Пермского края (межрайонное) о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Красилов А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г.Соликамске Пермского края (межрайонное) о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что <дата> истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Ответчик решением № от <дата> отказал истцу в установлении пенсии по причине отсутствия необходимого специального стажа, предусмотренного Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 481 от 13.09.1991 г., т.е. отсутствия специального 25-летнего стажа.
Решение ответчика истец считает незаконным, необоснованным и не соответствующим нормам материального права, действующего в соответствующие периоды приобретения Красиловым А.В. пенсионных прав.
При принятии решения ответчик руководствовался положениями Постановления Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 г. и № 516 от 11.07.2002 г., Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 г.
Вместе с тем, по подсчетам истца специальный стаж составляет не менее 25 лет, в период с <дата> по <дата> истец проходил срочную службу в Вооруженных силах РФ, данный период службы в ВС РФ подлежит включению в специальный стаж.
Призыв на службу и служба в рядах ВС РФ имели место до установления нового правового урегулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением трудовой пенсии по старости и времени возникновения у него права.
Изменение действовавшего законодательства не является основанием для отказа в применении в спорные периоды законодательства и не должно умалять права на пенсию.
Ссылаясь на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. №2-П, п.109 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590, истец просит признать незаконным решение № 200000067991/628629/20 от 11 декабря 2020 г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости по п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период службы в Вооруженных силах РФ с <дата> по <дата>, назначить страховую пенсию по старости по п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения, т.е. с <дата>.
В судебном заседании истец Красилов А.В. на иске настаивает по доводам, указанным в исковом заявлении, имеются судебные решения о включении периода службы армии в специальный стаж.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Каштанова С.В. с иском не согласна по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно статье 36 с 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу ч.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
С 1 января 2015 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в соответствии с которым в целях реализации статей 30 и31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Установить, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 (далее - Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481).
Согласно п.1 и 3 Постановления № 665 периоды работы до 01 января 1992 года могут быть исчислены с применением Списка 1 1956 г. и Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. № 590, которое действовало при назначении пенсий в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях».
Согласно п.109 указанного положения кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:
к) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" фактически утратило силу в связи с принятием Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", вступившего в законную силу с 1 января 1992 г., который не предусматривал включения в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода прохождения службы в армии по призыву.
В судебном заседании установлено, что <дата> истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
На основании представленных документов, в том числе с учетом справки о службе в армии, в специальный страховой стаж Красилова А.В. пенсионным органом включены периоды работы, согласно которым страховой стаж Красилова А.В. в соответствии со Списком № 481 и п.11 ч.1 ст.30 ФЗ-400 составляет 23 года 8 месяцев 10 дней (<данные изъяты>).
Так, согласно справки военного комиссариата истец проходил службу в Вооруженных Силах РФ по призыву (срочную) в период с <дата> по <дата> (<данные изъяты>).
Как следует из пенсионного дела истца до службы в армии Красилов А.В. работал с <дата> по <дата> на работах, отнесенных к специальному стажу по п.11 ч.1 ст.30 ФЗ № 400 в качестве <данные изъяты>, после службы в армии истец устроился с <дата> по <дата> на работу с обычными условиями труда.
Пенсионным органом при рассмотрении заявления Красилова А.В. учтены все периоды работы истца.
Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, фактически утратило силу в связи с принятием Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем к спорным отношениями не применимо.
С 01.01.1992 года вступил в действие закон РСФСР N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которым период службы в армии включался в общий трудовой стаж.
В то же время действовавшее ранее Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. № 590, предусматривало приравнивание службы в Вооруженных силах СССР (РСФСР) к льготной работе при определении права на досрочное пенсионное обеспечение по пунктам 1 и 2 части 1 ст.30 Закона № 400-ФЗ.
Работа истца, которая предшествовала периоду службы в армии, и работа, которая следовала за окончанием этого периода, включена органом пенсионного фонда в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии независимо от возраста, в соответствии со Списком № 481 и п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями участников процесса, материалами дела.
Суд соглашается с выводами ответчика о расчете страхового и специального стажа истца, правовые основания для включения ответчиком периода службы в армии в стаж подземной работы истца отсутствуют, независимо от доводов истца и его субъективного мнения о нарушении его права.
Представленные истом решения судов суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют преюдициального значения для данного конкретного дела.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.10.2006 N 380-О, определении от 23.09.2010 N 1152-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ним службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения искового заявления Красилова Александра Владимировича в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Красилова Александра Владимировича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Соликамске Пермского края (межрайонное) о признании незаконным решения от <дата>, возложении обязанности включить с специальный стаж по п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период службы в Вооруженных силах РФ с <дата> по <дата>, назначить страховую пенсию по старости с <дата>, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с 17 марта 2021 года.
Председательствующий Н.С. Новикова