Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-201/2019 ~ М-19/2019 от 16.01.2019

Дело № ххх

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 февраля 2019 года п.г.т. Холм-Жирковский

Сафоновский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Баринова В.П.,

при секретаре Григорьевой Е.В.,

с участием:

прокурора <адрес> Лихачева В.А.,

истца Козловой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Козловой Ю. Д. к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> и <адрес> по образованию и науке о возложении обязанности на <адрес> по образованию и науке профинансировать за счет средств областного бюджета исполнение администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> государственных полномочий по обеспечению Козловой Ю. Д., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее установленной нормы предоставления, а на администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> в течение трех месяцев с даты перечисления денежных средств приобрести благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления и предоставить его Козловой Ю. Д. по договору найма специализированных жилых помещений,

установил:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Козловой Ю. Д. с иском к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> и <адрес> по образованию и науке о возложении обязанности на <адрес> по образованию и науке профинансировать за счет средств областного бюджета исполнение администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> государственных полномочий по обеспечению Козловой Ю.Д., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее установленной нормы предоставления, а на администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> в течение трех месяцев с даты перечисления денежных средств приобрести благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления и предоставить его Козловой Ю.Д. по договору найма специализированных жилых помещений, сославшись на то, что Козлова Ю.Д. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы муниципального образования «<адрес>» <адрес>, Козлова Ю.Д. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договору найма специализированного жилого помещения. Администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> в <адрес> по образованию и науке были направлены заявки о предоставлении субвенции для приобретения жилых помещений на 2018 год детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе и для Козловой Ю.Д. На заседании комиссии <адрес> по образованию и науке по распределению отдельных субвенций из областного бюджета было принято решение о выделении субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но для Козловой Ю.Д. данная субвенция на предоставление жилого помещения на 2018 и 2019 годы и плановый период 2020 год предусмотрена не была. В соответствии с действующим законодательством она имеет право на благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, но до настоящего времени указанное право не реализовано.

В судебном заседании прокурор <адрес> Лихачев В.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Лицо, в интересах которого подано исковое заявление, – Козлова Ю.Д., в судебное заседание явилась, исковые требования прокурора поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - <адрес> по образованию и науке - в судебное заседание не явился, возражений против удовлетворения исковых требований не предоставил и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, будучи надлежащим образом уведомленным о дне, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал и возражений по иску не предоставил.

Судом в соответствии со ст.167 ГПК РФ постановлено о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся представителей ответчиков.

Суд, выслушав объяснения явившихся участников, исследовав материалы дела, находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от дд.мм.гггг № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ст.5 данного Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Из ст.1 указанного Закона следует, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Козлова Ю.Д., в интересах которого прокурором подан иск, родилась дд.мм.гггг, что подтверждается копией паспорта на ее имя (л.д.6).

В соответствии со свидетельством о рождении и записью акта о рождении Козловой Ю.Д., ее родителями являются Козлов Д. А. и Козлова Т. Ю. (л.д.27, 52).

Как следует из заочного решения Холм-Жирковского районного суда <адрес> от дд.мм.гггг, Козлов Д.А. и Козлова Т.Ю. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Козловой Ю. Д., дд.мм.гггг года рождения (л.д.16-19).

Из справки ФКУ «ГБМСЭ по <адрес>», пенсионного удостоверения следует, что Козлова Ю.Д. является инвалидом с детства (л.д.8-9, 11).

Согласно постановлениям главы администрации МО «<адрес>» <адрес> № ххх от дд.мм.гггг, № ххх от дд.мм.гггг и № ххх от дд.мм.гггг, несовершеннолетняя Козлова Ю.Д. направлена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, за ней закреплено право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.22-23, 25).

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> следует, что в ЕГРП отсутствуют сведения о регистрации права Козловой Ю.Д. на недвижимое имущество (л.д.26).

Как следует из аттестата об основном общем образовании, Козлова Ю.Д. в 2017 году окончила СОГБОУ «Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (л.д.24).

Таким образом, Козлова Ю.Д., относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно ч.1 ст.<адрес> от дд.мм.гггг № ххх
«О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений <адрес> государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями», настоящий областной закон в соответствии с Федеральным законом от дд.мм.гггг № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от дд.мм.гггг № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> (далее также - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями).

В соответствии с п.3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда
(утв. постановлением <адрес> от дд.мм.гггг № ххх), жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее также - список), сформированным в соответствии с областным законом органом местного самоуправления городского округа, городского и сельского поселения <адрес>, уполномоченным обеспечивать деятельность по осуществлению государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (далее - уполномоченный орган).

Согласно п.4 Порядка, для включения в список законные представители граждан, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет (далее - заявители), подают заявление о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее также - заявление), в уполномоченный орган по месту жительства граждан в течение 30 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет предусмотренных федеральным и областным законодательством оснований для предоставления гражданам жилых помещений.

В соответствии с п.7 Порядка, гражданам, включенным в список, жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, либо по заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Как следует из п.8 Порядка, уполномоченный орган при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в соответствующем населенном пункте <адрес>.

В случае невозможности предоставления гражданам жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте <адрес> с их письменного согласия им предоставляются жилые помещения в другом населенном пункте <адрес>.

В соответствии с п.п.5, 6 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений <адрес> государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. постановлением <адрес> от дд.мм.гггг № ххх), приобретение жилых помещений для детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год и плановый период.

Органы местного самоуправления на основании списков детей-сирот подают предварительные заявки на получение субвенции, предоставляемой бюджетам городских округов <адрес>, бюджетам городских и сельских поселений <адрес> из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (далее - субвенция), в уполномоченный орган в сфере образования в срок до 1 июля текущего финансового года.

Согласно п.8 данного Положения, уполномоченный орган в сфере образования проверяет заявки на получение субвенции и перечисляет в местные бюджеты субвенции.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания, Козлова Ю.Д. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, д. Княжино, <адрес> (л.д.10).

Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от дд.мм.гггг № ххх «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от дд.мм.гггг № ххх-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из объяснений Козловой Ю.Д., она зарегистрирована в <адрес> по месту нахождения школы-интерната, в котором она училась. В данный момент она зарегистрирована по месту пребывания в д. Княжино <адрес>. До помещения в приют также постоянно проживала на территории <адрес>.

Таким образом, местом жительства Козловой Ю.Д. является д. Княжино <адрес>, следовательно, администрация муниципального образования «<адрес>» <адрес> обязана предоставить Козловой Ю. Д. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений и является надлежащим ответчиком.

Администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> в <адрес> по образованию и науке были направлены заявки о предоставлении субвенции для приобретения жилых помещений в 2018 и 2019 годах детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе, для Козловой Ю.Д. (л.д.28, 36-38).

Как следует из протоколов заседаний комиссии <адрес> по образованию, науке и делам молодежи по распределению отдельных субвенций из областного бюджета от дд.мм.гггг и <адрес> по образованию и науке от дд.мм.гггг, были приняты решения о распределении субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и <адрес>. Однако для Козловой Ю.Д. данная субвенция на предоставление жилого помещения в 2018, 2019 годах и плановый период 2020 года предусмотрена не была (л.д.29-35, 39-41).

Оценив приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку Козлова Ю.Д. достигла совершеннолетия, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Козловой Ю. Д. к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> и <адрес> по образованию и науке удовлетворить.

Обязать <адрес> по образованию и науке профинансировать за счет средств областного бюджета исполнение администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> государственных полномочий по обеспечению Козловой Ю. Д., дд.мм.гггг года рождения, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> в течение трех месяцев с даты перечисления денежных средств приобрести благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления и предоставить его Козловой Ю. Д., дд.мм.гггг года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение одного месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья: подпись В.П. Баринов

Мотивированное решение изготовлено дд.мм.гггг.

2-201/2019 ~ М-19/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Козлова Юлия Дмитриевна
Прокурор Холм-Жирковского района Смоленской области
Ответчики
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Администрация МО "Холм-Жирковский район" Смоленской области
Суд
Сафоновский районный суд Смоленской области
Судья
Баринов Виктор Петрович
Дело на странице суда
safonovo--sml.sudrf.ru
16.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2019Передача материалов судье
18.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2019Судебное заседание
20.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2020Дело оформлено
04.03.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее