З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 мая 2019 года г. Тула
Пролетарский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Иванчина Б.Ф.,
при секретаре Шеиной Т.С.,
с участием представителя Прокурора Ленинского района Тульской области по доверенности - помощника прокурора Беликовой С.В.,
рассмотрев в здании №2 Пролетарского районного суда г.Тулы в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1031/2019 по иску Прокурора Ленинского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Бушово» об обязании разработки и согласования правил эксплуатации гидротехнического сооружения,
у с т а н о в и л :
4 апреля 2019 года в Пролетарский районный суд г.Тулы поступило исковое заявлении еПрокурора Ленинского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Бушово» об обязании разработки и согласования правил эксплуатации гидротехнического сооружения. Здесь же к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Приокское управление ростехнадзора. В обоснование заявленных требований истец указал на то, что ООО «Бушово» с 2007 года является собственником гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес> Федеральным законом РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» закреплены требования, которые необходимо соблюдать при эксплуатации гидротехнических сооружений. Однако ответчиком эти требования соблюдаются не в полном объеме. Истец просил обязать ООО «Бушово»: разработать Правила эксплуатации гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>; обязать ООО «Бушово» направить в Приокское управление ростехнадзора на согласование и утверждение Правила эксплуатации гидротехнического сооружения, расположенного по указанному адресу.
Представитель Прокурора Ленинского района Тульской области по доверенности - Беликова С.В. в зале судебного заседания заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, полагая их законными и обоснованными. Подтвердила все обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Бушово» в зал судебного заседания не явился, своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте слушания дела, причин неявки суду не сообщил, письменных объяснений не предоставил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Согласно ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Исходя из положения указанной нормы права, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика ООО «Бушово» в порядке заочного производства, о чем вынесено соответствующее определение.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Приокского управления ростехнадзора в зал судебного заседания не явился, своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте слушания дела, причин неявки суду не сообщил, письменных объяснений не предоставил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Исходя из положения ст.167 ГПК РФ, суд счет возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Приокского управления ростехнадзора.
Выслушав пояснения Беликовой С.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
ООО «Бушово» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного протоколом общего собрания учредителей № от ДД.ММ.ГГГГ и действующего законодательства РФ.
В соответствии с данным уставом: ООО «Бушово» имеет в своей собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.п. 1.2.-1.4); место нахождения ООО «Бушово»: <адрес> (п.1.5); основной целью деятельности ООО «Бушово» является извлечение прибыли, предметом деятельности ООО «Бушово» являются разведение оленей, организация комплексного туристического обслуживания, предоставление услуг, связанных с производством рыбы и водных биоресурсов (п.3.3).
ООО «Бушово» ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Пролетарскому району г. Тулы ООО «Бушово» постановлено на учет в налоговом органе, при этом юридическое лицо внесено в единый государственный реестр юридических лиц. Здесь же местом нахождения общества указан адрес: <адрес>.
В соответствии с п.11 ст.1 Водного Кодекса РФ водохозяйственная система, представляет комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений.
Согласно ст.3 Федерального закона №117-ФЗ от 21 июля 1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - это предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения.
Здесь же указано, что безопасность гидротехнических сооружений - это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Согласно ст.8 Федерального закона №117-ФЗ от 21 июля 1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Согласно ст.9 Федерального закона №117-ФЗ от 21 июля 1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Согласно п.4 Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений, утвержденных Приказом №395 от 2 октября 2015 года Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обеспечивают разработку и своевременное уточнение Правил эксплуатации гидротехнического сооружения в соответствии с настоящими Требованиями к содержанию правил; уточнение правил эксплуатации гидротехнического сооружения осуществляется при изменении условий, влияющих на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, выявлении повреждений и аварийных ситуаций на гидротехническом сооружении, ухудшении условий локализации или ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты от них населения и территорий; при эксплуатации гидротехнического сооружения, если их деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения, в правилах эксплуатации таких сооружений должен быть предусмотрен специальный раздел, регламентирующий сохранение и воспроизводство водных биологических ресурсов, в том числе путем установки эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения и оборудование ГТС рыбопропускными сооружениями.
Согласно п.п. 13-18 Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений, утвержденных Приказом №395 от 2 октября 2015 года Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнического сооружения водохозяйственного комплекса должны содержать следующие разделы: общие положения; информация о службе эксплуатации; документация, необходимая для нормальной эксплуатации; техническое обслуживание гидротехнического сооружения; основные правила технической эксплуатации гидротехнического сооружения; обеспечение безопасности гидротехнического сооружения.
В собственности ООО «Бушово» находится и эксплуатируется гидротехническое сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района Тульской области, установлено, что со стороны ООО «Бушово» эксплуатация указанного гидротехнического сооружения осуществляется в отсутствие Правил эксплуатации, согласованных с Приокским управлением Ростехнадзора.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что ООО «Бушово» не принимает мер к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Между тем, согласно ч.2 ст.9 Федерального закона №117-ФЗ от 21 июля 1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что ответчиком осуществляется ненадлежащее исполнение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, создавая реальную опасность нанесения вреда населению, окружающей среде, объектам экономики, инженерным коммуникациям при возникновении непредвиденных чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах у суда имеется достаточно оснований для обязания ООО «Бушово»: разработать Правила эксплуатации гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>; направить в Приокское управление ростехнадзора на согласование и утверждение Правила эксплуатации гидротехнического сооружения, расположенного по указанному адресу.
Как следует из материалов дела, Прокурор Пролетарского района г.Тулы в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц. Следовательно, он пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В силу п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ Прокуроры от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ: издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований; в этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ исковое требование имущественного характера, не подлежащего оценке, а также исковое требование неимущественного характера облагается государственной пошлиной в размере 300 рублей.
При таких обстоятельствах у суда имеются все основания для взыскания с ООО «Бушово» в доход муниципального образования «Город Тула» государственной пошлины в размере 600 рублей (2 требования х 300 рублей).
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Прокурора Ленинского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить в полном объеме.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Бушово»:
- разработать Правила эксплуатации гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>;
- направить в Приокское управление ростехнадзора на согласование и утверждение Правила эксплуатации гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Бушово» в доход муниципального образования «Город Тула» государственную пошлину в размере 600 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий