Дело № 2-4544/15
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 сентября 2015 года г. Щелково
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г..,
при секретаре судебного заседания Шпитальной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцева ФИО4 к Администрации Щелковского муниципального района Московской области Администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области Щелковскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании жилого помещения непригодным для проживания, обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма обязании предоставить жилое помещение для временного проживания, обязании установить меры социальной поддержки, назначении субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Зайцев А.А. обратился в Щелковский городской суд Московской области с иском к Администрации Щелковского муниципального района Московской области Администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области Щелковскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании жилого помещения непригодным для проживания, обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма обязании предоставить жилое помещение для временного проживания, обязании установить меры социальной поддержки, назначении субсидии.
В обоснование иска указал, что он и его семья являются гражданами <адрес> имеют вид на жительство в РФ, зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>. Истец Зайцев А.А. является долевым сособственником жилого дома по указанному адресу (доля в праве 3/10).
Однако, указанны жилой дом, являющийся для истца и его семьи единственным место жительства, полностью сгорел, в связи с чем семье Зайцевых проживать негде.
Ввиду изложенного истец обратился в органы местного самоуправления, управление соцзащиты населения с просьбой предоставить ему жилье для временного проживания с семьей, а также о предоставлении ему субсидий и мер социальной поддержки в соответствии с законодательств РФ, предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в связи с тем, что дом, в котором они проживали, сгорел, другого жилья у них не имеется.
Однако, на его обращение получены отказы, которые истец считает незаконными, в связи с чем обратился в суд с указанными требованиями.
В судебное заседание истец не явился, извещен
В судебном заседании ответчики Администрация Щелковского района, Администрация г/п Загорянский, Щелковского управления социальной защиты населения, действующие на основании доверенности, возражали против исковых требования по основаниям, изложенным в письменном отзыве просили отказать.
Суд, выслушав ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Зайцев А.А. и члены семьи супруга и дочь являются гражданами Украины, имеют вид на жительство в РФ, зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Зайцеву А.А. на праве собственности принадлежит 310 доли указанного дома на праве общей долевой собственности.
Из постановления И.о. Дознавателя отдела полиции следует что в результате пожара жилой <адрес> сгорел в возбуждении уголовного дела отказано.
Для семьи Зайцевых указанный жилой дом являлся единственным местом жительства в настоящее время как указывает истец, проживать им негде, в связи с чем он обратился в органы местного самоуправления с требованиями предоставить ему временное жилье.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 1Э1-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения, в том числе относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ст.ст. 50, 51 указанного закона, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, Администрация городского поселения Загорянский, имея собственный жилищный фонд, самостоятельно решает вопросы обеспечения граждан, проживающих в поселении, жилыми помещениями, в том числе в маневренном жилищном фонде, в соответствии с жилищным законодательством.
Администрация Щёлковского муниципального района в соответствии с ч. 4 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Щёлковского муниципального района, Уставом городского поселения Щёлково осуществляет полномочия в области жилищных правоотношений, в том числе по предоставлению жилых помещений из муниципального жилищного фонда, в отношении граждан, проживающих в городском поселении Щёлково и в сельских поселений Щёлковского муниципального района.
Жилые помещения муниципального жилищного фонда городского поселения Щёлково предоставляются гражданам по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, гражданам, проживающим на территории городского поселения Щёлково. Жилые помещения муниципальных жилищных фондов сельских поселений Щёлковского района предоставляются гражданам, проживающим в данных сельских поселениях соответственно. Жилые помещения муниципального жилищного фонда
Щёлковского муниципального района имеют статус служебных и предоставляются по договорам найма служебного жилого помещения определенной Положением о порядке предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Щёлковского муниципального района <адрес>, утвержденным решением Совета депутатов Щёлковского муниципального района от 05.10.2010 №, категории граждан.
Таким образом, Администрация Щёлковского муниципального района не имеет правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения маневренного фонда.
На основании изложенного, отказ Администрации Щёлковского муниципального района предоставить истцу жилое помещение для временного проживания законен и основан на приведенных выше нормах законодательства, а требование истца в данной части необоснованны удовлетворению не подлежат.
Администрация г\п Загорянский в своем ответе на обращение истца о предоставлении ему помещения для временного проживания и предоставлении ему помещения по соцнайму, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении указывает, что правом на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилым помещениям по договору социального найма имеют только граждане РФ, каковыми истец и его семья на являются. Однако они имеют право на получение временного жилья из маневренного фонда, который в настоящее время у администрации городского поселения отсутствует, свободных помещений не имеется, в ходатайстве перед администрацией муниципального района было также отказано. Суд соглашается с указанными выводами, и в силу вышеизложенного, исковые требования истца в данной части также необоснованны, не основаны на нормах законодательства РФ, и удовлетворению не подлежат.
Относительно требований о признании жилого помещения в виде жилого <адрес> непригодным для проживания суд приходи также в выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ).
В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений жилыми и пригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
На основании изложенного, заявленное требование о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для постоянного проживания не может быть разрешено в рамках настоящего гражданского дела путем предъявления настоящего иска, поскольку как установлено выше, решение данного вопроса относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Сведений о том, что истец обращался в Межведомственную комиссию при Администрации городского поселения Загорянский материалы дела не содержат равно как и сведений о проведении каких-либо обследований, проверок в отношении указанного жилого помещения Межведомственной комиссией. Каких-либо решений о признании указанного жилого помещения непригодным или пригодным для постоянного проживания Межведомственной комиссией в материалах дела не содержится.
Как уже указывалось выше, решение данного вопроса относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии, в судебном порядке может быть обжаловано только то или иное решение Межведомственной комиссии.
Также, истец в своем заявлении просит суд об обязании Администрации Щёлковского муниципального района, Администрации г\п Загорянский предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Однако для удовлетворения указного требования правовые основания также отсутствуют.
Так, согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, установленных Постановлением Правительства РФ, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире.
Истец на учете граждан в качестве нуждающихся не состоит. Спорное жилое помещение в установленном порядке непригодным для проживания не признано. Каких-либо подтверждений, что истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по иному основанию, в материалы дела не представлено.
Кроме того, в соответствии со ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
На основании изложенного, учитывая, что истец не является гражданином РФ, на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городском поселении Загорянский не состоит, правовых оснований для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма ни у Администрации Щёлковского муниципального района, ни у Администрации городского поселения Загорянский не имеется.
Истец также просит суд обязать органы местного самоуправления Щёлковского муниципального района обеспечить его и членов его семьи временным жилым помещением. Так, в соответствии со ст. 95 ЖК РФ, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
При этом обязанность по предоставлению гражданам жилых
помещений маневренного фонда возложена на орган местного самоуправления муниципального образования, в котором проживает гражданин, нуждающийся в таком жилом помещении, и имеющего соответствующие полномочия.
Таким образом, решение вопросов о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении маневренного фонда, о предоставлении ему такого жилого помещения находятся в исключительной компетенции Администрации городского поселения Загорянский, у которой, как было установлено судом и указано выше, и отражено в ответе, не имеется свободных помещений маневренного фонда для предоставлении истцу и его семье для временного проживания.
Однако, в силу вышеизложенных норм закона, у Администрации Щёлковского муниципального района не имеется законных оснований для предоставления истцу жилого помещения маневренного фонда, а в маневренном фонде городского поселения Загорянский свободных помещений не имеется.
Что касается требвоаний об обзании ответчиков в лице органов месного самоуправления предоставить установленны закноадетльсвтом РФ льготы и чубисии, суд считает их также необоснованными,
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Указанные меры социальной поддержки устанавливаются нормативно-правовым актом муниципального образования и адресуются определенной категории граждан, а не отдельному лицу.
Истец в Администрацию Щёлковского муниципального района Администрацию г\п Загорянский за предоставлением ему мер социальной поддержки, субсидии предусмотренных федеральными, региональными и местными нормативно-правовыми актами не обращался. Требование же об обязании Администрации Щёлковского муниципального района, Администрации г\п Загорянский установить для истца меры социальной поддержки не основаны на законе, так как, орган местного самоуправления вправе, но не обязан устанавливать такие меры поддержки.
Уполномоченным органом в лице Щелковсокго цправления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения истцу отказано в предосавлении льгот и субсидий в соответсти с законодательством РФ как жителям Московской области поскольку истец и сегосемья не явлются градданми РФ, что суд также признает законным, поскольку в силу Закона Московской области от 30.12.2013 № 189/2013-ОЗ «О мерах государственной соцальной поддержки и экстренной социальной помощи в Московской области» экстренная социальная помощь в виде единовременных денежных выплат в случае возникновления трудной жизненной ситуации или кризисной ситуации предоставляется гражан РФ, имеющим место жительства в Московской области.
На основании изложенного, при установлении указанных судом обстоятельств, иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Зайцева ФИО5 к Администрации Щелковского муниципального района Московской области Администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области Щелковскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании жилого помещения непригодным для проживания, обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма обязании предоставить жилое помещение для временного проживания, обязании установить меры социальной поддержки, назначении субсидии – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Щелковский городской суд Московской области путём подачи апелляционной жалобы.
Федеральный судья Н.Г. Разумовская