Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3196/2021 от 28.07.2021

Дело №2-3196/2021

УИД 36RS0006-01-2020-001134-05

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Воронеж                        09 сентября 2021 года

Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Гавриловой Н.А.,

при секретаре Поповой А.С.,

с участием представителя истца по ордеру Бутусова С.В.,

представителя ответчика по доверенности Сухановой Н.Н.,

представителя третьего лица Боевой А.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаер Елены Владимировны к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже, ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Воронежской области о понуждении назначения и выплаты досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец Лаер Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже о понуждении включения в специальный трудовой стаж периода работы, назначении и выплаты досрочной страховой пенсии по старости, указав, что имеет общий трудовой стаж более 15 лет 10 месяцев 15 дней и специальный страховой стаж на работах с особыми условиями труда 7 лет 6 месяцев 1 день на территории Республики Узбекистан.

На территории Республики Узбекистан истцу была назначена пенсия на льготных условиях и выплачивалась до 31.01.2019.

10.10.2019 она (истец) обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже в связи с переездом на постоянное место жительство из р.Узбекистан на территорию Российской Федерации. 22.01.2020 в назначении досрочной страховой пенсии её отказано, так как величина индивидуального пенсионного коэффициента равна 2,640, что менее установленного ИПК, требуемого для назначения пенсии по старости в 2019, который составлял - 16,2.

Указанный стаж дает ей право на назначение пенсии по старости на льготных условиях в соответствии с пп.1 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Впоследствии истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ были заявлены требования о расчете ИПК с учетом продолжительности общего трудового стажа работы.

Решением Центрального районного суда от 15.09.2020, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Воронежского областного суда от 14.01.2021 (л.д.86-93, 144-153, т.1), исковые требования Лаер Е.В. к ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже о расчете ИПК с учетом продолжительности общего трудового стажа оставлены без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28.06.2021 вышеуказанные решение Центрального районного суда и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда отменены (л.д.184-191, т.1).

При рассмотрении дела, воспользовавшись правом предоставленным ст. 39 ГПК РФ, истец Лаер Е.В. заявленные требования уточнила и просит обязать ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже назначить и выплачивать ей досрочную страховую пенсию по старости по п.1 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ с 10.10.2019.

Определением суда от 24.08.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечен ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ в Воронежской области.

Истец Лаер Е.В. в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила заявление. Ответчик ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ в Воронежской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От представителя ответчика поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Лаер Е.В. и предстателя ответчика ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ в Воронежской области.

Представитель истца по ордеру адвокат Бутусов С.В. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, просил суд их удовлетворить, полагая, что поскольку истец являлось получателем пенсии на территории р. Узбекистан, то в России ей также должна быть назначена пенсия.

Представитель ответчика по доверенности Суханова Н.Н. в судебном заседании считала заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, полагая, что аналогичного вида пенсии, который истец Лаер Е.В. получала на территории р. Узбекистан в России нет.

Представитель 3-его лица - Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Боева А.В. в судебном заседании считала заявленные требования обоснованными, предоставив письменные пояснения и указав на то, что в РФ имеется аналогичный вид пенсии, который истец Лаер Е.В. получала на территории р. Узбекистан, что в частности подтверждается актом Алмалыкского внебюджетного пенсионного фонда от 17.12.2020, которым установлен факт работы истца в условиях Списка №1. Данный вид пенсии предусмотрен п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем ответчика, Лаер Е.В. имеет общий трудовой стаж более 15 лет 10 месяцев 15 дней и специальный страховой стаж на работах с особыми условиями труда 7 лет 6 месяцев 1 день на территории Республики Узбекистан.

С 16.03.2016 по 31.01.2019 истец Лаер Е.В. являлась получателем пенсии по возрасту на территории Республики Узбекистан (л.д.8-12, т.1).

10.10.2019 Лаер Е.В. обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.67-71,. т1). При обращении с заявлением о назначении пенсии истцу разъяснена необходимость предоставления документов: справки о заработке, справки, уточняющей характер работы, копии (справки) записи акта гражданского состояния, дополнительного аттестата. В числе документов, приложенных к заявлению указана справка о заработной плате (3 шт).

Решением ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже от 22.01.2020 истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» отказано из-за отсутствия необходимой величины ИПК (л.д.60, т.1).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 и ч.3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеет женщина по достижении возраста 45 лет, если она проработала на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 7 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж не менее 15 лет, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 16,2 (по состоянию на 2019 г.).

Частью 2 статьи 6 «Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения).

Порядок оформления документов, представляемых из государств - бывших республик Союза ССР закреплен Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших Республик Союза ССР».

В соответствии с положениями пунктов 15, 17 названного Указания документы о стаже работы и заработке должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В данном случае в качестве документов, подтверждающих страховой и специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости Лаер Елене Владимировне, ответчиком было принято пенсионное дело, согласно которому продолжительность специального стажа по Списку №1 на 01.03.2019 составляет 7 лет 6 месяцев 1 день, продолжительность страхового стажа - 15 лет 10 месяцев 15 дней.

Согласно ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с целью оценки пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Среднемесячный заработок за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Размеры страховых пенсий, включая фиксированную выплату к страховой пенсии, устанавливаются в соответствии со ст.15,16 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Размеры страховой пенсии определяются из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). Индивидуальный пенсионный коэффициент представляет собой параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Согласно ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место после 01 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Российская Федерация и р.Узбекистан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

Статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 вышеуказанного Соглашения от 13.03.1992 назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Из приведенных положений международного соглашения следует, что пенсионное обеспечение лиц, переселившихся из одного государства-участника Соглашения в другое, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии.

Согласно ст. 7 Соглашения от 13.03.1992 при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено.

В соответствии с п. 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых государств Экономический суд осуществляет толкование: применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Как указано в решении №01-1/2-07 Экономического Суда СНГ, содержащего толкование применения Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., в качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения. Часть первая статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года устанавливает, что «при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера». В указанном решении Экономический Суд СНГ отмечает, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства-участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются. Анализ содержания части первой статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года позволяет Экономическому Суду СНГ сделать вывод о том, что:

- статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется;

- гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства (например, пенсия по возрасту, инвалидности, за выслугу лет и т.д.);

- условия назначения пенсии не пересматриваются.

Абзацем 6 пункта 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 №1-369-18 предусмотрено, что при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

В судебном заседании установлено, что в качестве документов, подтверждающих страховой и специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости истцу ответчиком было принято пенсионное дело .

Из буквального толкования нормы, закрепленной в п.1 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что порядок назначения пенсии по старости досрочно лицам, осуществляющим работу во вредных, тяжелых и опасных условиях, идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в р. Узбекистан.

Поскольку действующим законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия по старости (ст. 6 Закона), учитывая, что по прежнему месту жительства выплата пенсии по старости истцу прекращена, на ответчике в силу Соглашения от 13.03.1992 лежит обязанность продолжить истцу выплату пенсии.

При этом, ответчиком может быть пересмотрен только размер выплачиваемой пенсии, продолжительность страхового стажа, установленная при первоначальном назначении истцу пенсии по прежнему месту жительства пересмотрена быть не может.

При разрешении требований истца о признании за ней права на выплату страховой пенсии по старости и возложении на ответчиков обязанности назначения и выплаты страховой пенсии по старости суд учитывает следующее.

Вопросы назначения пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, регламентируются Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 и Соглашением «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года.

Письмо как нормативный правовой акт Российской Федерации применяется в системе действующего законодательства, с учетом положений ст. 2 Федерального закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в силу которой иностранный гражданин признается переселившимся из государства-участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что в 2019 году истец получила гражданство Российской Федерации, документирована паспортом гражданина РФ, а также с 20.09.2019 зарегистрирована по месту жительства на территории РФ (л.д.214-217, т.1).

За назначением пенсии в УПФР в г. Воронеже Воронежской области истец обратилась 10.10.2019.

Согласно Письму при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

По указанным основаниям, исковые требования о назначении и выплате страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с 10.10.2019 подлежат удовлетворению.

При этом к доводам представителя ответчика о том, что в Российской Федерации отсутствует аналогичный вид пенсии, которую истец получала на территории р. Узбекистан, суд относится критически, поскольку характер работ, осуществляемых истцов в р. Узбекистан соответствует работам, указанным в ч.1 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», что также подтверждается актом от 17.12.2019 (л.д.16-18, т.2), согласно которому периоды работы истца включаются в список №1, раздел VIII, утвержденный Постановлением Кабинена Министров СССР №10 от 26.01.1991. Кроме того, принимая решение об отказе в назначении пенсии от 22.01.2020, ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже не оспаривал наличие у истца периодов работы, необходимых для назначения пенсии по п.1 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». Отказано в назначении пенсии было лишь ввиду отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                           РЕШИЛ:

    Исковые требования Лаер Елены Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже, Государственному учреждению-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Воронежской области о понуждении назначения и выплаты досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить.

    Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже назначить Лаер Елене Владимировне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с 10.10.2019.

    Обязать ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Воронежской области выплачивать Лаер Елене Владимировне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с 10.10.2019.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г.Воронежа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Судья                                                                             Н.А. Гаврилова

Мотивированное решение изготовлено 14.09.2021.

Дело №2-3196/2021

УИД 36RS0006-01-2020-001134-05

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Воронеж                        09 сентября 2021 года

Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Гавриловой Н.А.,

при секретаре Поповой А.С.,

с участием представителя истца по ордеру Бутусова С.В.,

представителя ответчика по доверенности Сухановой Н.Н.,

представителя третьего лица Боевой А.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаер Елены Владимировны к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже, ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Воронежской области о понуждении назначения и выплаты досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец Лаер Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже о понуждении включения в специальный трудовой стаж периода работы, назначении и выплаты досрочной страховой пенсии по старости, указав, что имеет общий трудовой стаж более 15 лет 10 месяцев 15 дней и специальный страховой стаж на работах с особыми условиями труда 7 лет 6 месяцев 1 день на территории Республики Узбекистан.

На территории Республики Узбекистан истцу была назначена пенсия на льготных условиях и выплачивалась до 31.01.2019.

10.10.2019 она (истец) обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже в связи с переездом на постоянное место жительство из р.Узбекистан на территорию Российской Федерации. 22.01.2020 в назначении досрочной страховой пенсии её отказано, так как величина индивидуального пенсионного коэффициента равна 2,640, что менее установленного ИПК, требуемого для назначения пенсии по старости в 2019, который составлял - 16,2.

Указанный стаж дает ей право на назначение пенсии по старости на льготных условиях в соответствии с пп.1 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Впоследствии истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ были заявлены требования о расчете ИПК с учетом продолжительности общего трудового стажа работы.

Решением Центрального районного суда от 15.09.2020, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Воронежского областного суда от 14.01.2021 (л.д.86-93, 144-153, т.1), исковые требования Лаер Е.В. к ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже о расчете ИПК с учетом продолжительности общего трудового стажа оставлены без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28.06.2021 вышеуказанные решение Центрального районного суда и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда отменены (л.д.184-191, т.1).

При рассмотрении дела, воспользовавшись правом предоставленным ст. 39 ГПК РФ, истец Лаер Е.В. заявленные требования уточнила и просит обязать ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже назначить и выплачивать ей досрочную страховую пенсию по старости по п.1 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ с 10.10.2019.

Определением суда от 24.08.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечен ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ в Воронежской области.

Истец Лаер Е.В. в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила заявление. Ответчик ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ в Воронежской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От представителя ответчика поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Лаер Е.В. и предстателя ответчика ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ в Воронежской области.

Представитель истца по ордеру адвокат Бутусов С.В. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, просил суд их удовлетворить, полагая, что поскольку истец являлось получателем пенсии на территории р. Узбекистан, то в России ей также должна быть назначена пенсия.

Представитель ответчика по доверенности Суханова Н.Н. в судебном заседании считала заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, полагая, что аналогичного вида пенсии, который истец Лаер Е.В. получала на территории р. Узбекистан в России нет.

Представитель 3-его лица - Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Боева А.В. в судебном заседании считала заявленные требования обоснованными, предоставив письменные пояснения и указав на то, что в РФ имеется аналогичный вид пенсии, который истец Лаер Е.В. получала на территории р. Узбекистан, что в частности подтверждается актом Алмалыкского внебюджетного пенсионного фонда от 17.12.2020, которым установлен факт работы истца в условиях Списка №1. Данный вид пенсии предусмотрен п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем ответчика, Лаер Е.В. имеет общий трудовой стаж более 15 лет 10 месяцев 15 дней и специальный страховой стаж на работах с особыми условиями труда 7 лет 6 месяцев 1 день на территории Республики Узбекистан.

С 16.03.2016 по 31.01.2019 истец Лаер Е.В. являлась получателем пенсии по возрасту на территории Республики Узбекистан (л.д.8-12, т.1).

10.10.2019 Лаер Е.В. обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.67-71,. т1). При обращении с заявлением о назначении пенсии истцу разъяснена необходимость предоставления документов: справки о заработке, справки, уточняющей характер работы, копии (справки) записи акта гражданского состояния, дополнительного аттестата. В числе документов, приложенных к заявлению указана справка о заработной плате (3 шт).

Решением ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже от 22.01.2020 истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» отказано из-за отсутствия необходимой величины ИПК (л.д.60, т.1).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 и ч.3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеет женщина по достижении возраста 45 лет, если она проработала на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 7 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж не менее 15 лет, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 16,2 (по состоянию на 2019 г.).

Частью 2 статьи 6 «Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения).

Порядок оформления документов, представляемых из государств - бывших республик Союза ССР закреплен Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших Республик Союза ССР».

В соответствии с положениями пунктов 15, 17 названного Указания документы о стаже работы и заработке должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В данном случае в качестве документов, подтверждающих страховой и специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости Лаер Елене Владимировне, ответчиком было принято пенсионное дело, согласно которому продолжительность специального стажа по Списку №1 на 01.03.2019 составляет 7 лет 6 месяцев 1 день, продолжительность страхового стажа - 15 лет 10 месяцев 15 дней.

Согласно ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с целью оценки пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Среднемесячный заработок за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Размеры страховых пенсий, включая фиксированную выплату к страховой пенсии, устанавливаются в соответствии со ст.15,16 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Размеры страховой пенсии определяются из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). Индивидуальный пенсионный коэффициент представляет собой параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Согласно ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место после 01 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Российская Федерация и р.Узбекистан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

Статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 вышеуказанного Соглашения от 13.03.1992 назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Из приведенных положений международного соглашения следует, что пенсионное обеспечение лиц, переселившихся из одного государства-участника Соглашения в другое, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии.

Согласно ст. 7 Соглашения от 13.03.1992 при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено.

В соответствии с п. 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых государств Экономический суд осуществляет толкование: применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Как указано в решении №01-1/2-07 Экономического Суда СНГ, содержащего толкование применения Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., в качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения. Часть первая статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года устанавливает, что «при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера». В указанном решении Экономический Суд СНГ отмечает, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства-участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются. Анализ содержания части первой статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года позволяет Экономическому Суду СНГ сделать вывод о том, что:

- статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется;

- гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства (например, пенсия по возрасту, инвалидности, за выслугу лет и т.д.);

- условия назначения пенсии не пересматриваются.

Абзацем 6 пункта 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 №1-369-18 предусмотрено, что при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

В судебном заседании установлено, что в качестве документов, подтверждающих страховой и специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости истцу ответчиком было принято пенсионное дело .

Из буквального толкования нормы, закрепленной в п.1 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что порядок назначения пенсии по старости досрочно лицам, осуществляющим работу во вредных, тяжелых и опасных условиях, идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в р. Узбекистан.

Поскольку действующим законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия по старости (ст. 6 Закона), учитывая, что по прежнему месту жительства выплата пенсии по старости истцу прекращена, на ответчике в силу Соглашения от 13.03.1992 лежит обязанность продолжить истцу выплату пенсии.

При этом, ответчиком может быть пересмотрен только размер выплачиваемой пенсии, продолжительность страхового стажа, установленная при первоначальном назначении истцу пенсии по прежнему месту жительства пересмотрена быть не может.

При разрешении требований истца о признании за ней права на выплату страховой пенсии по старости и возложении на ответчиков обязанности назначения и выплаты страховой пенсии по старости суд учитывает следующее.

Вопросы назначения пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, регламентируются Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 и Соглашением «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года.

Письмо как нормативный правовой акт Российской Федерации применяется в системе действующего законодательства, с учетом положений ст. 2 Федерального закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в силу которой иностранный гражданин признается переселившимся из государства-участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что в 2019 году истец получила гражданство Российской Федерации, документирована паспортом гражданина РФ, а также с 20.09.2019 зарегистрирована по месту жительства на территории РФ (л.д.214-217, т.1).

За назначением пенсии в УПФР в г. Воронеже Воронежской области истец обратилась 10.10.2019.

Согласно Письму при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

По указанным основаниям, исковые требования о назначении и выплате страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с 10.10.2019 подлежат удовлетворению.

При этом к доводам представителя ответчика о том, что в Российской Федерации отсутствует аналогичный вид пенсии, которую истец получала на территории р. Узбекистан, суд относится критически, поскольку характер работ, осуществляемых истцов в р. Узбекистан соответствует работам, указанным в ч.1 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», что также подтверждается актом от 17.12.2019 (л.д.16-18, т.2), согласно которому периоды работы истца включаются в список №1, раздел VIII, утвержденный Постановлением Кабинена Министров СССР №10 от 26.01.1991. Кроме того, принимая решение об отказе в назначении пенсии от 22.01.2020, ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже не оспаривал наличие у истца периодов работы, необходимых для назначения пенсии по п.1 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». Отказано в назначении пенсии было лишь ввиду отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                           РЕШИЛ:

    Исковые требования Лаер Елены Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже, Государственному учреждению-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Воронежской области о понуждении назначения и выплаты досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить.

    Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже назначить Лаер Елене Владимировне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с 10.10.2019.

    Обязать ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Воронежской области выплачивать Лаер Елене Владимировне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с 10.10.2019.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г.Воронежа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Судья                                                                             Н.А. Гаврилова

Мотивированное решение изготовлено 14.09.2021.

1версия для печати

2-3196/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лаер Елена Владимировна
Ответчики
Отделение ПФР в г. Воронеже Воронежской области
Другие
Департамент труда и занятости населения Воронежской области
Бутусов Сергей Владимирович
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Гаврилова Наталья Александровна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
28.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
29.07.2021Передача материалов судье
30.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2021Судебное заседание
24.08.2021Судебное заседание
09.09.2021Судебное заседание
14.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.10.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.10.2021Судебное заседание
28.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2021Дело оформлено
27.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее