РЕШЕНИЕ
И...1
... ...
Солнечногорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего по делу судьи Дунайло Н.А., при секретаре Коняевой Е.И., с участием заявителя, его представителя ...3 и представителя командира войсковой части 30616-3 ...4, а также помощника военного прокурора Солнечногорского гарнизона подполковника юстиции ...5, в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 30616-3 ... ...2 об оспаривании действий командующего войсками Западного военного округа (далее - командующий войсками ЗВО) и командира войсковой части 30616-3, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением его из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
...2 обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения своих требований, просил признать незаконными действия командира войсковой части 30616-3, связанные с его представлением к увольнению с военной службы до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания по месту прохождения военной службы, и командующего войсками ЗВО, связанные с изданием приказов об увольнении его с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, обязав упомянутого командующего данные приказы отменить и восстановить его на военной службе до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания, обеспечив всеми видами довольствия, недополученного после увольнения с военной службы.
В судебном заседании представитель заявителя ...7 поддержал уточненные требования своего доверителя и в их обоснование показал, что ...2 ... обратился к командованию воинской части с рапортом, в котором выразил несогласие в дальнейшем проходить военную службу по контракту на предлагаемых ему сержантских и солдатских воинских должностях, просил обеспечить его постоянной жилой площадью, после предоставления которой рассмотреть вопрос о его увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Согласно рапорту, он не был согласен на исключение из списков личного состава части без предоставления жилого помещения для постоянного проживания. С сентября 2012 года, в связи с организационно-штатными мероприятиями, ...2 находился в распоряжении командира войсковой части 30616-3. В соответствии с договором по месту прохождения военной службы ему предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., состоящее из трех комнат общей площадью ...., где на данный момент он и проживает со своей семьей (жена, двое детей). Также отметил, что ... в ходе беседы, по поводу предстоящего увольнения ...2 с военной службы, своего согласия на увольнение без предоставления жилого помещения для постоянного проживания по избранному им месту жительства его доверитель также не давал. Вместе с тем, приказом командующего войсками ЗВО от ... ... ...2, имеющий выслугу более 20 лет, на основании представления командира войсковой части 30616-3 был досрочно уволен с военной службы в запас в связи организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава части с .... Также отметил, что на момент увольнения ...2 установленным порядком был принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения. Обратил внимание, что наличие у военнослужащего служебного жилого помещения не является реализацией его права на жилище и не может быть основанием увольнения его с военной службы без предоставления жилого помещения для постоянного проживания.
Заявитель ...2 полностью поддержал пояснения своего представителя и просил удовлетворить свои уточненные требования в полном объеме.
Возражая против удовлетворения заявления, представитель командира войсковой части 30616-3 ...8 показал, что приказом командующего войсками ЗВО от ... ... ...2 был досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и ... текущего года исключен из списков личного состава. С ... заявитель состоит в едином реестре данных по жилью для военнослужащих, согласно имеющимся в нем данным, желаемым местом предоставления жилого помещения для постоянного места жительства указано: ... (Подольск, Балашиха), тогда как местом дислокации войсковой части 30616-3 является ... д. Княжево. За время нахождения в распоряжении ...2 не изъявлял желания проходить военную службу по контракту, от назначения на нижестоящие должности он отказался. Кроме того, отметил, что при обеспечении военнослужащего и членов его семьи жилым помещением по месту прохождения военной службы по установленным Жилищным кодексом РФ нормам, согласие военнослужащего на увольнение, до обеспечения жильем по избранному им месту проживания не требуется. Обратил внимание, что командование части обязано обеспечивать военнослужащего жилым помещением по социальным нормам до его увольнения и исключения из списков личного состава части только в том случае, если последний избрал постоянным местом жительства населенный пункт, в котором дислоцирована воинская часть, где он проходил службу. По последнему месту службы ...2 обеспечен служебным жилым помещением, которое расположено по адресу: ..., ... ..., состоящее из трех комнат, общей площадью ....
Надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания командующий войсками ЗВО в суд не явился и о причинах своей неявки суд не уведомил. При этом представитель указанного должностного лица ...9 в своих письменных возражениях требования заявителя не признала и просила суд отказать в их удовлетворении. В обоснование своей позиции она указала, что ее доверитель издает приказы на основании документов, подготовленных управлением кадров ЗВО (иных соединений, воинских частей), которое проводит изучение, проверку и согласование (при необходимости) поступивших представлений для принятия решения о последующей их реализации, формирует приказы и представляет их на подпись командующему войсками ЗВО. В связи с чем, приказ ее доверителя по своему содержанию является законным и изданным в установленный действующим законодательством срок. Также отметила, что восстановление ...2 в списках части нецелесообразно, так как в случае, если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, судом должны выноситься решение только об устранении допущенного нарушения. Кроме того, ...2 решением соответствующего должностного лица признан нуждающимся в получении жилого помещения и поставлен на учете.
Оценив показания сторон, исследовав представленные ими доказательства и заслушав заключение помощника военного прокурора ...10, полагавшего, что заявление ...2 подлежит частичному удовлетворению, а именно исключению из приказа командующего войсками ЗВО от ... ... данных об обеспечении заявителя жилым помещением, суд приходит к следующему.
Из справки командира войсковой части 30616-3 следует, что с ... войсковая часть 30616-24 переформирована в войсковую часть 30616-3, без изменения пункта постоянной дислокации (..., ...).
Согласно сведениям из единого реестра данных по жилью для военнослужащих, ...2 с ... принят на учет, местом предоставления жилого помещения по договору социального найма указаны населенные пункты ...: ... (...).
Из копии рапорта заявителя от ... усматривается, что в связи с организационно-штатными мероприятиями он не согласен в дальнейшем проходить военную службу по контракту на предлагаемых ему сержантских и солдатских должностях. Просит ходатайствовать перед вышестоящим командованием обеспечить его постоянной жилой площадью в избранном им месте жительства в ... или в ближайшем Подмосковье. После предоставления жилого помещения для постоянного места жительства рассмотреть вопрос о его увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом указывает, что жилым помещением он не обеспечен, проживает в служебной квартире. С исключением из списков личного состава части до получения жилой площадью для постоянного проживания не согласен.
Согласно копии листа беседы, проведенной командиром войсковой части 30616-3 с ...2 ... и представления к увольнению от ... заявитель, состоящий в распоряжении командира войсковой части 30616-3, представлен к увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. С увольнением военнослужащий согласен не был и просил не увольнять его с военной службы и не исключать из списков личного состава части до обеспечения жильем для постоянного места жительства в ....
Как усматривается из выписки из приказа Министра обороны РФ от ... ... ...2, состоящий в распоряжении командующего войсками ЗВО, с ... зачислен в распоряжение командира войсковой части 30616-24.
В соответствии с выпиской из приказа командующего войсками ЗВО от ... ... ...2, состоящий в распоряжении командира войсковой части 30616-24 и имеющий выслугу в календарном исчислении более 20 лет, досрочно уволен с военной службы в запас в связи организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава части с ....
Согласно договору найма служебного помещения по месту прохождения военной службы ...2 с ... обеспечен по установленным нормам служебным жилым помещением, в виде жилого помещения, состоящего из трех комнат, общей площадью .... на состав семьи из ...
В соответствии с подпунктом «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от ... «О воинской обязанности и военной службе» от ... № 76-ФЗ (далее - Закона) военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Порядок увольнения с военной службы по данному основанию определен подпунктом «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ... ... (далее - Положение), согласно которому военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения: при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность); по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных п. 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).
По смыслу п.13 ст.11 вышеназванного Положения, назначение военнослужащего на высшую должность производится с его согласия, а п.17 указанной статьи определено, что назначение военнослужащего на низшую должность производится с его согласия либо по его личной просьбе.
Согласно п. 4 ст. 42 Закона, военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях, в частности, в случае нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев.
В соответствие с ч. 1 ст. 23 Закона и п. 17 ст. 34 Положения военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 вышеназванного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального Закона.
Анализ содержания данной нормы Закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.
При этом эта норма Закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Иное толкование п. 1 ст. 23 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из Закона такое равенство не вытекает.
Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены Федеральными Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом в той же статье конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Исходя из этого, следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным Законом, Федеральными Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Данная норма гарантирует определенным в ней категориям военнослужащих обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным Законом предусмотрена военная служба, по месту военной службы.
С учетом изложенного следует признать, что п. 1 ст. 23 Федерального Закона «О статусе военнослужащих», являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем именно по месту военной службы, т.е. в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть.
Положениями этой же нормы Закона предусмотрено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального Закона.
В соответствии с этим пунктом вышеназванные военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства.
Однако такие военнослужащие, даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства (в порядке пп.«и» п. 7 раздела II Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ... №1054), не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в п. 1 ст. 23 Федерального Закона «О статусе военнослужащих», поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства - по месту военной службы.
Следовательно, препятствий для их увольнения не имеется. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.
Возникновение в связи с увольнением специального основания для повторного признания нуждающимися в улучшении жилищных условий - выбор места жительства после увольнения - порождает обязанность федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обеспечить гражданина жильем в этом месте, но не является, как указано выше, по смыслу п. 1 ст. 23 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» препятствием для увольнения, поскольку в нем содержится запрет на увольнение без предоставления жилья, а таким военнослужащим жилье предоставлено ранее, по месту прохождения военной службы.
Таким образом, проанализировав вышеприведенные нормы закона, а также принимая во внимание установленный судом факт волеизъявления ...2 получить жилое помещение для постоянного проживания не по месту дислокации воинской части, а по избранному им месту жительства в населенных пунктах ...: ... (... обеспечения его и членов его семьи по месту прохождения им военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам, суд считает, что у командира части имелись все основания для представления ...2 к увольнению с военной службы в запас связи с организационно-штатными мероприятиями, при этом права заявителя нарушены не были, а его утверждение об обратном находит несостоятельным.
Кроме того, приказом командующего войсками ЗВО от ... № 155, ...2 с ... был исключен из списков личного состава воинской части.
В соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов, он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Как установлено в суде, заявитель на день исключения его из списков личного состава воинской части денежным довольствием полностью обеспечен, однако, как пояснил ...2 ему частично не выдано положенное вещевое имущество. Между тем, нарушение своих прав он связывает лишь с исключением его из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением для постоянного проживания и каких-либо претензий по не обеспечению его предметами вещевого имущества не имеет. В связи с чем, суд не находит оснований для отмены приказа командующего войсками ЗВО от ... ... в части увольнения и исключения заявителя из списков личного состава части
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ военный суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ...2 – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░