Дело № 2-203/12
Решение
Именем Российской Федерации
город Шарыпово 17 октября 2012 года
Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Корнева И.А.,
при секретаре судебного заседания Степановой Л.С.,
с участием помощника Шарыповского межрайонного прокурора Степанова П.А.,
представителя администрации <данные изъяты> сельсовета – главы администрации сельсовета ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шарыповского межрайонного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельсовета Шарыповского района, выразившегося в неисполнении пункта 16 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» и возложении на администрацию <данные изъяты> сельсовета обязанности принять меры по обеспечению поселений средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории <адрес>
Установил:
Шарыповский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельсовета Шарыповского района, выразившегося в неисполнении пункта 16 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» и возложении на администрацию <данные изъяты> сельсовета обязанности принять меры по обеспечению поселений средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории <адрес> В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведенной Шарыповской межрайонной прокуратуры проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности администрацией <данные изъяты> сельсовета было установлено, что администрацией сельсовета не приняты необходимые меры для обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования. В нарушение п. 16 «Положения о противопожарном режиме», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года на территории <данные изъяты> сельсовета отсутствует система оповещения людей при пожаре, звуковая сигнализация, что создает опасность для людей и имущества в случае пожароопасной ситуации. Прокурор просит признать бездействие администрации <данные изъяты> сельсовета незаконным и обязать администрацию устранить нарушения законодательства, а именно обеспечить <адрес>, звуковой сигнализацией для оповещения людей на случай пожара, в 6-ти месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела в судебном заседании помощник прокурора Степанов П.А. поддержал требования, заявленные прокурором в полном объеме по основаниям указанным в заявлении.
Представитель лица, бездействие которого обжалуется – глава администрации <данные изъяты> сельсовета Шарыповского района ФИО6 в судебном заседании признал, что на территории сельсовета отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей на случай пожара, пояснил, что в настоящее время с <данные изъяты> администрацией заключен договор о поставке и монтаже систем оповещения людей на случай пожара в количестве 5 комплектов, т.е. для установки в каждый населенный пункт сельсовета, срок в договоре определен до ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав помощника прокурора Степанова П.А., главу администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты>, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ (п. 13 Постановления Пленума от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О пожарной безопасности» (далее по тексту Закон) пожарная безопасность это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Как следует из ст. 21 Закона меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».
Пункт 4 ст. 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности гласит, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Как следует из ст. 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, согласно п. 16 которых, на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со ст.ст. 6, 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В соответствии с п. 1.9 Устава <данные изъяты> сельсовета Шарыповского района (л.д. 9), к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п. 2 ст. 11 Главы 2 Устава в состав территории сельсовета входят <адрес>
Как установлено судом, в ходе проведения проверки деятельности администрации <данные изъяты> сельсовета было установлено, что в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности администрацией <данные изъяты> сельсовета было установлено, что администрацией сельсовета не приняты необходимые меры для обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования, в нарушение п. 16 Положения о противопожарном режиме, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года на территории <данные изъяты> сельсовета отсутствует система оповещения людей при пожаре, звуковая сигнализация, что несомненно свидетельствует о бездействии администрации сельского поселения и создает опасность для людей (неопределенного круга лиц) и угрозу имущества в случае пожароопасной ситуации.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что в судебном заседании установлено, что администрацией <данные изъяты> сельсовета допущены нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, на которые в своем заявлении ссылается прокурор, при этом администрацией не представлены доказательства обратного, суд считает, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление об оспаривании бездействия органа местного самоуправления обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод.
Исходя из требований п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельсовета Шарыповского района Красноярского края, выразившееся в неисполнении пункта 16 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».
Возложить на администрацию <данные изъяты> сельсовета Шарыповского района Красноярского края обязанность принять меры по устранению нарушений пункта 16 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», а именно обеспечить <адрес>, средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, в 6-ти месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия судом.
Председательствующий: И.А. Корнев