№ 2-154/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2019 года ст. Вешенская
Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Тютюнникова А.С.,
при секретаре Шаповаловой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к муниципальному унитарному предприятию «Отрог», третьи лица – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, Управление Роспотребнадзора по Ростовской области об обязании МУП «Отрог» устранить нарушения законов путем направления проекта зон санитарной охраны в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области для его утверждения и принятия решения об установлении границ зон санитарной охраны,
установил:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Отрог», третьи лица – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, Управление Роспотребнадзора по Ростовской области об обязании муниципальное унитарное предприятие «Отрог» устранить нарушения законов путем принятия мер к разработке проекта зон санитарной охраны используемого поверхностного источника водоснабжения родника «Отрог», получению санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам, с последующим направлением проекта зон санитарной охраны в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области для его утверждения и принятия решения об установлении границ зон санитарной охраны.
В исковом заявлении указано, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законов в сфере охраны и использования водных объектов установлены факты нарушения МУП «Отрог» федеральных законов. МУП «Отрог» использует водный объект родник «Отрог» для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основании договора водопользования от 08.08.2012 № 61-05.01.01.012-Р-ДХИК-С-2012-00634/00. В нарушение положений Водного кодекса РФ МУП «Отрог» используется незащищенный от загрязнения и засорения источник водоснабжения родник «Отрог», проект зон санитарной охраны которого не утвержден министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, что подтверждается информаций министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области о перечне утвержденных зон санитарной охраны от 21.05.2018 № 16-01/2151. С целью устранения нарушений директору МУП «Отрог» 19.07.2018 внесено представление, по результатам рассмотрения которого предприятием меры по устранению нарушений законов не приняты, нарушения законов не устранены, в ответе на представление указано об отсутствии установленных водоохранных зон. Вместе с тем, само по себе установление границ водоохранной зоны не влияет на необходимость установления зон санитарной охраны источника хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения населения, при этом водоохранные зоны и зоны санитарной охраны имеют разную правовую природу.
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать муниципальное унитарное предприятие «Отрог» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законов путем принятия мер к разработке проекта зон санитарной охраны используемого поверхностного источника водоснабжения родника «Отрог», получению санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам, с последующим направлением проекта зон санитарной охраны в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области для его утверждения и принятия решения об установлении границ зон санитарной охраны.
Помощник прокурора Шолоховского района Топорков М.М, исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика МУП «Отрог» Цилютин М.Д. в судебном заседании сообщил, что проект зон санитарной охраны используемого поверхностного источника водоснабжения родника «Отрог» разработан, получено санитарно-эпидемиологического заключение о его соответствии санитарным правилам, однако проекта зон санитарной охраны в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области для его утверждения и принятия решения об установлении границ зон санитарной охраны не направлен, в связи с чем просит исковые требования удовлетворить частично.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Ростовской области Круглов В.В. пояснил, что МУП «Отрог» был получен проект зон санитарной охраны используемого поверхностного источника водоснабжения родника «Отрог» и санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарным правилам. Считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, надлежаще уведомленный в судебное заседание не явился,
19.03.2019 в Шолоховский районный суд от истца поступили измененные исковые требования, об обязании муниципальное унитарное предприятие «Отрог» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к направлению проекта зон санитарной охраны используемого источника водоснабжения в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области для его утверждения и принятия решения об установлении границ зон санитарной охраны.
Суд, рассмотрев дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, в отсутствии надлежаще уведомленных сторон, выслушав доводы явившихся участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
МУП «Отрог» использует водный объект родник «Отрог» для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основании договора водопользования от 08.08.2012 № 61-05.01.01.012-Р-ДХИК-С-2012-00634/00.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно- эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 введены в действие санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02».
Согласно п. 1.3. СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. п. 1.4., 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта.
В силу п. 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02 для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Согласно п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В силу ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие холодное водоснабжение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижения риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно информации министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 21.05.2018 № 16-01/2151, МУП «Отрог» используется источник водоснабжения родник «Отрог», проекты зон санитарной охраны которого не утверждены министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
В судебном заседании установлено, что имеющиеся в МУП «Отрог» проект зон санитарной охраны источника водоснабжения родник «Отрог» и санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарным правилам не утверждены министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Ростовской области от 13.09.2012 № 892 министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Ростовской области, а также установление границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В связи с изложенным суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
иск Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к муниципальному унитарному предприятию «Отрог», третьи лица – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, Управление Роспотребнадзора по Ростовской области об обязании МУП «Отрог» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законов путем направления проекта зон санитарной охраны в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области для его утверждения и принятия решения об установлении границ зон санитарной охраны – удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Отрог» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить проект зон санитарной охраны используемого источника водоснабжения родника «Отрог» в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области для его утверждения и принятия решения об установлении границ зон санитарной охраны.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд в течение месяца.
Судья подпись А.С. Тютюнников
Копия верна: Судья А.С. Тютюнников
Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2019 года в 14 часов 00 минут.