РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2020 года пос. Чернь Тульской области
Чернский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Митина О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Григоривой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-360/20 по иску администрации муниципального образования Северное Чернского района Тульской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании прекращенным права общей долевой собственности на невостребованные земельные доли и признании права собственности муниципального образования на невостребованные земельные доли,
установил:
глава администрации муниципального образования (МО) Северное Чернского района Тульской области Агафонов В.А. обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании прекращенным права общей долевой собственности на невостребованные земельные доли и признании права собственности муниципального образования на невостребованные земельные доли, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», главой администрации Чернского района Тульской области было вынесено постановление от 30.12.1992 г. № 12-55 «О закреплении земель». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России» и на основании постановления главы администрации Чернского района Тульской области от 05.12.1994 г. № 12-7 «Об утверждении размеров земельных долей» собственникам земельных долей в КСП «<данные изъяты>» были выданы свидетельства на право собственности на землю с определением размера доли каждого собственника 16,15 га. По имеющимся в администрации МО Северное Чернского района Тульской области данным умерли следующие собственники земельных долей: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7. Кроме того, администрации МО Северное Чернского района Тульской области не известно местонахождение следующих собственников земельных долей: ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО8, ФИО9 и ФИО14. В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрация МО Северное Чернского района Тульской области составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и опубликовала его в газете «Заря» Чернского района № 49 от 05.12.2018 и № 14 от 03.04.2019, а также в газете «Тульские известия» № 174 от 27.11.2018 и № 37 от 05.04.2019. С момента публикации, в период с 27.11.2018 по 05.07.2019 администрацией МО Северное Чернского района Тульской области принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. После этого в соответствии с законом было объявлено о проведении собрания собственников земельных долей. Соответствующее общее собрание собственников земельных долей не состоялось, в связи с чем, по истечению четырех месяцев со дня публикации списков невостребованных земельных долей администрацией МО Северное Чернского района Тульской области принято постановление от 12.03.2020 № 22 «Об утверждении списка невостребованных земельных долей». В течение 25 последних лет, вышеуказанные собственники земельных долей в количестве 12 человек не распорядились ими и не принимали никаких мер по надлежащему использованию находящихся в коллективно-долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения. Бездействия собственников земельных долей негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий и заключается в неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения в течении трёх и более лет с момента приобретения прав на земельную долю в соответствии с целевым назначением данной категории земель, что в свою очередь причиняет вред земле как природному объекту, в том числе приводит к деградации земель, порче, уничтожению природного слоя почвы, иным негативным последствиям бесхозяйственной деятельности. Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Этим требованием определяются границы использования гражданами своих прав, на что указано в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей возможность ограничения прав и свобод законодателем, в том числе для защиты прав и законных интересов других лиц. Согласно ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными. На основании п.5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» ответчиком по данному иску является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Просит суд признать прекращенным право общей долевой собственности на невостребованные земельные доли, ранее принадлежавшие ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО10, ФИО11, ФИО5, ФИО12, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО7 и ФИО14, площадью 16,15 га каждая, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: <данные изъяты>», а также признать право собственности муниципального образования Северное Чернского района Тульской области на 12 земельных долей площадью 16,15 га каждая, общей площадью 193,8 га (1938000 кв. м), расположенных по адресу: <данные изъяты>.
В ходе судебного разбирательства дела глава администрации МО Северное Чернского района Тульской области Агафонов В.А. представил в суд уточненное исковое заявление, в котором исключил из списка невостребованных земельную долю, принадлежащую ФИО9, у которого право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Просил суд признать прекращенным право общей долевой собственности на невостребованные земельные доли, ранее принадлежавшие ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО10, ФИО11, ФИО5, ФИО12, ФИО6, ФИО8, ФИО7 и ФИО14, площадью 16,15 га каждая, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: Российская <данные изъяты> а также признать право собственности муниципального образования Северное Чернского района Тульской области на 11 земельных долей площадью 16,15 га каждая, общей площадью 177,65 га (1776500 кв. м), расположенных по адресу: <данные изъяты>
Представитель истца - администрации МО Северное Чернского района Тульской области в судебное заседание не явился. В суд поступило письменное ходатайство главы администрации Агафонова В.А., в котором он поддержал уточненные исковые требования и просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Представитель ответчика – Межрегионального территориального управления Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судебной повесткой.
Представитель третьего лица – Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судебной повесткой.
Представитель третьего лица – администрации МО Чернский район Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судебной повесткой.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлениями Правительства Российской Федерации № 86 от 29.12.1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и № 708 от 04.09.1992 г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» осуществлялась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные за предприятиями передавались в долевую собственность граждан.
Согласно п.5 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
Судом установлено, что постановлением главы администрации Чернского района Тульской области № 1-61 от 31.01.1992 совхоз «<данные изъяты>» преобразован в коллективное сельскохозяйственное предприятие «Федоровское».
Согласно постановлению главы администрации Чернского района Тульской области от 05.12.1994 № 12-7 «Об утверждении размеров земельных долей» размер земельной доли, предоставляемой в собственность гражданам в КСП «<данные изъяты>» составляет 16,15 га.
На основании постановления главы администрации Чернского района Тульской области от 29.12.1994 г. № 12-37 «О выдаче Свидетельств собственникам земельных долей и утверждении размеров земельных долей» гражданам были выданы свидетельства на право собственности на землю.
Сведения о выдаче свидетельств на право собственности на землю указанным в иске лицам в администрации МО Северное Чернского района Тульской области отсутствуют, однако из протокола общего собрания трудового коллектива совхоза «<данные изъяты>» от 28.02.1992 следует, что ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО10, ФИО11, ФИО5, ФИО12, ФИО6, ФИО8, ФИО7 и ФИО14 была выделена земельная доля в размере 16,15 га, из чего следует, что они также приобрели право собственности на земельную долю.
На основании постановления главы администрации Чернского района Тульской области от 14.12.1996 № 12.13 КСП «Федоровское» перерегистрировано в сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) «Федоровский».
При проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли. Принятие в последующем новых нормативных актов, в том числе Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года, Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ) не повлекло утраты гражданами приобретенного ими права на долю в праве собственности на земельный участок.
В соответствии с п.5 ст.79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
На основании п.1 ст.15 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей долевой собственности па земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, в том числе условия и порядок признания земельных долей невостребованными, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Пунктами 1, 2 ст.12.1 ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ предусмотрено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Судом установлено, что земельные доли, принадлежащие ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО10, ФИО11, ФИО5, ФИО12, ФИО6, ФИО8, ФИО7 и ФИО14, не зарегистрированы, земельные участки не выделены, границы их не установлены, сведений об обременении или о распоряжении земельными долями указанными лицами или их правопреемниками не имеется.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым № от ДД.ММ.ГГГГ №.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Вышеуказанной статьей ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ предусмотрен порядок утверждения невостребованных земельных долей, согласно которому «орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными...» Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также па информационных щитах, расположенных па территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа, но по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Из представленных суду доказательств следует, что в соответствии с п. 4 ст. 12.1 ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, администрацией муниципального образования Северное Чернского района Тульской области опубликован список невостребованных земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в границах бывшего совхоза «<данные изъяты>» Чернского района в газете «Заря» Чернского района № 49 от 05.12.2018 и № 14 от 03.04.2019 и в общественно-политической областной газете «Тульские известия» № 174 от 27.11.2018 и № 37 от 05.04.2019, а также на информационных стендах, расположенных на территории муниципального образования Северное Чернского района Тульской области.
С момента публикации 27 ноября 2018 года по 05 июля 2019 года принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей.
Поскольку общее собрание собственников земельных долей СПК «Федоровский» Чернского района не состоялось, администрация муниципального образования Северное Чернского района Тульской области постановлением от 12 марта 2020 № 22 «Об утверждении списка невостребованных земельных долей» утвердила список лиц, чьи доли признаны невостребованными. В указанный список вошли земельные доли, принадлежащие ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО10, ФИО11, ФИО5, ФИО12, ФИО6, ФИО8, ФИО7 и ФИО14.
В соответствии с п.7 ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Следовательно, земельные доли, принадлежавшие ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО10, ФИО11, ФИО5, ФИО12, ФИО6, ФИО8, ФИО7 и ФИО14, с даты утверждения списка признаны невостребованными.
Судом установлено, что собственники земельных долей, в том числе ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО10, ФИО11, ФИО5, ФИО12, ФИО6, ФИО13, ФИО7 и ФИО14, не распорядились ими в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и не принимали никаких мер по надлежащему использованию находящихся в коллективно-долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п.8 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Из представленной суду справки сектора ЗАГС администрации муниципального образования Чернский район Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №, а также информации администрации МО Северное Чернского района Тульской области следует, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Из сведений представленных нотариусом <данные изъяты> следует, что наследственных дел к имуществу указанных граждан в производстве нотариальной конторы не имеется.
Кроме того, в администрации МО Северное Чернского района Тульской области не имеется сведений о местонахождении собственников земельных долей: ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО8 и ФИО14.
С учетом изложенного, установив отсутствие в течение трех лет распорядительных действий со стороны собственников земельных долей или наследников, суд приходит к выводу о том, что истцом в соответствии с требованиями закона было опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей, со списком граждан, не оформивших право собственности в установленном законом порядке, которым было предложено реализовать это право путем обращения к истцу и со дня опубликования сообщения истекли установленные законом для обращения за оформлением права на земельную долю 90 дней, однако, до настоящего времени наследники умерших, не вступившие в наследство и не оформившие своих прав собственности на земельные участки в установленном законом порядке, не обратились к истцу с заявлением и необходимыми документами.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.201 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 432).
Согласно пункту 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных па территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п.1 ст.1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Следовательно, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях является надлежащим ответчиком по данному делу.
Однако, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях право собственности Российской Федерации на спорные земельные доли не зарегистрировало, доказательств, подтверждающих совершение действий по оформлению прав и истребовании данного имущества в суд не представило.
Согласно пп.1 п.3 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является приоритет сохранения целевого использования земельных участков.
Таким образом, в данном случае имеет место специальное правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения, отличное от общих норм права, дающих основание для наделения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) правом на недвижимое имущество, которое закрепляет возможность признания права на земли сельскохозяйственного назначения за муниципальным образованием, в том числе и на земли, собственники которых умерли, а наследники отсутствуют либо не приняли наследство.
Учитывая необходимость определения правового статуса спорных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения, сохранения их целевого и рационального использования, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования администрации муниципального образования Северное Чернского района Тульской области.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
иск администрации муниципального образования Северное Чернского района Тульской области удовлетворить.
Признать прекращенным право общей долевой собственности на невостребованные земельные доли, принадлежавшие ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО10, ФИО11, ФИО5, ФИО12, ФИО6, ФИО8, ФИО7 и ФИО14, площадью 16,15 га каждая, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: <данные изъяты>
Признать право собственности муниципального образования Северное Чернского района Тульской области на 11 земельных долей, площадью 16,15 га каждая, общей площадью 177,65 га (1776500 кв. м), расположенных по адресу: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: О.Ю. Митин