РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2020 года Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Катасонова А.В.;
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Росимущества в <адрес> о признании незаконными действия, обязании принять решение,
установил:
ФИО1 обратилась с административным иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Росимущества в <адрес> о признании незаконными действия, обязании принять решение об изъятии земельного участка в обосновании которых указала, что является собственником части жилого дома, кадастровый №; назначение - жилое помещение; площадью - 58,90 кв.м.; 1 этаж комнаты №№,<адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, прекращении права постоянного (бессрочного) пользования участком ФГБУ санаторий «Лесное» Министерства здравоохранения РФ.
Согласно иска указанный объект недвижимости расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 212,00 кв.м., разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома без встроено-пристроенных помещений делового, культурного и обслуживающего назначения; имеющего местоположение: <адрес>, собственником которого является Российская Федерация (запись регистрации 63-63-09/612/2013-343 от ДД.ММ.ГГГГ), на земельный участок зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ санаторий «Лесное» Министерства здравоохранения РФ (запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ). Указанный земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером № на основании Распоряжения Территориального управления Росимущества в <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ. При разделе образовались два земельных участка: с кадастровым номером №, с кадастровым номером №, площадью № кв.м., разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации санатория «Лесное». С ДД.ММ.ГГГГ к истцу в силу п.1 ст.35 ЗК РФ и п.2 ст.271 ГК РФ перешло право на использование спорного земельного участка, на котором расположен принадлежащий истцу объект, кроме того она имеет право на приобретение в собственность или в аренду согласно ст. 39.20 ЗК РФ, и, соответственно, ФГБУ санаторий «Лесное» с ДД.ММ.ГГГГ утратило право на его использование и не использует спорный участок в соответствии с его разрешенным использованием и целевым назначением. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Территориальное управление Росимущества в <адрес> с заявлением, в котором просила принять решение об изъятии земельного участка кадастровый №, площадью № кв.м., прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ санаторий «Лесное» Министерства здравоохранения Российской Федерации и предоставлении земельного участка ей в собственность. ДД.ММ.ГГГГ территориальное управление с целью реализации исключительного права на приобретение спорного земельного участка в собственность направило в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом письмо для рассмотрения вопроса по существу и направления соответствующего поручения. Согласно полученному ответу Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ № (вх. № от 10.06.19г.) полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, площадью равной или меньше 10 га, осуществляются Территориальными органами самостоятельно. Территориальное управление не посчитало вышеуказанный ответ Росимущества надлежащим поручением, и сослалось на то, что у него отсутствуют полномочия для принятия вышеуказанного решения, о чем сообщило истцу письмом письмом от ДД.ММ.ГГГГ №. Истец считает, что отказ Территориального управления Росимущества в <адрес>, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, является незаконным. Просит признать незаконными действия Территориального управления Росимущества в <адрес>, оформленные письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, и выразившиеся в отказе принять решения об изъятии земельного участка кадастровый №, площадью № № кв.м., разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома без встроено-пристроенных помещений делового, культурного и обслуживающего назначения; имеющего местоположение: <адрес>, и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ санаторий «Лесное» Министерства здравоохранения РФ; обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Территориальное управление Росимущества в <адрес> принять решение об изъятии земельного участка кадастровый №, площадью № кв.м., разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома без встроено-пристроенных помещений делового, культурного и обслуживающего назначения; имеющего местоположение: <адрес>, прекратить право постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ санаторий «Лесное» Министерства здравоохранения РФ.
В ходе рассмотрения дела истец дополнил заявленные требования и просил также обязать ответчиков предоставить земельный участок на праве собственности за плату без проведения торгов.
В судебном заседании административный истец и представитель административного истца поддержали заявленные требования.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, извещены, ТУ Росимущества в <адрес> предоставлен отзыв.
Заинтересованное лицо ФИО4 и ее представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения иска.
Остальные заинтересованные лица не явились, извещены, об отложении дела не просили.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения участвующих лиц, проверив материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Из материалов дела следует и не оспаривается участвующими лицами, что ФИО1 на праве собственности принадлежит часть жилого дома, общей площадью 58,9 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. Указанная часть жилого дома по адресу: <адрес> находится на земельном участке, площадью № кв.м. с кадастровым номером №. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано за Российской Федерацией. Данный земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБУ санаторий «Лесное». Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок с кадастровым номером № был образован путем раздела на основании распоряжения ТУ Росимущества в <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №. При разделе данного участка были образованы два земельных участка: № площадью № кв.м. (разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные дома без встроенных помещений делового, культурного и обслуживающего значения) и № площадью №.м. (предназначен для дальнейшей эксплуатации санатория «Лесное»).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Территориальное управление Росимущества в <адрес> с заявлением, в котором просила принять решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером № согласно п.2 ст.54 ЗК РФ по основаниям пп.1 п.2 ст.45 ЗК РФ и предоставить земельный участок на праве собственности без проведения торгов.
Территориальным управлением направлен запрос в Росимущество с целью реализации исключительного права ФИО1 на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером № для рассмотрения вопроса по существу и направления соответствующего поручения территориальному управлению.Согласно ответу Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, площадью равной либо менее 10 гектаров, осуществляются Территориальными подразделениями.
Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Территориального управления Росимущества в <адрес> ФИО1 дан ответ, из которого следует, что Территориальное Управление считает, что не имеет полномочий на принятие решения о прекращении прав (изъятия) на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.
Доказательств принятия по заявлению истца иных решений ответчиком не представлено.
Таким образом, Территориальное управление Росимущества в <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказалось рассматривать поставленные в заявлении истца вопросы по существу, сославшись на отсутствие полномочий.
Аналогичная позиция изложена и в отзыве Территориального управления Росимущества в <адрес> на иск.
С данными доводами ответчика суд не соглашается.
Согласно ч.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ч.2 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде.
Согласно ч.2,3 ст.54 ЗК РФ принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации). Порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 5.35(2) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 432) Росимущество принимает решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем, п.4 указанного Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" установлены полномочия территориальных управлений Росимущества, в том числе территориального управления Росимущества в <адрес> (приложение № - Положение о Территориальном управлении Росимущества в <адрес>).
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Положения о Территориальном управлении Росимущества в <адрес> прямо предусмотрено, что территориальное управление самостоятельно принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Положения о Территориальном управлении Росимущества в <адрес> прямо предусмотрено, что территориальное управление самостоятельно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектаров.
Из материалов дела следует, что земельный участок, в отношении которого истец просил принять решение о прекращении права, имеет площадь менее 10 га, находится в федеральной собственности, на него зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены его границы.
Таким образом, принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, его изъятии и продаже относится к компетенции Территориального управления Росимущества в <адрес> в силу прямого указания вышеуказанных нормативных актов.
Отказавшись рассматривать данные вопросы, Территориальное управление Росимущества в <адрес> нарушило права истца на приобретение данного участка в собственность.
При указанных обстоятельствах действие Территориального управления Росимущества в <адрес>, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, и выразившееся в отказе рассмотреть вопрос о принятия решения по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ б/н №.), является незаконным, противоречащим положениям ЗК РФ, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 432, Приказа Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ N 278 и нарушает права, свободы и законные интересы истца.
В целях устранения допущенных нарушений суд обязывает Территориальное управление Росимущества в <адрес> рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ б/н (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) по существу в сроки, предусмотренные земельным законодательством и иными нормативно-правовыми актами, исходя из установленного факта наличия у Территориального управления Росимущества в <адрес> компетенции по принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, его изъятии и продаже, направить ответ заявителю и сообщить об исполнении настоящего судебного решения в Центральный районный суд <адрес> и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем, требования истца об обязании ответчика принять решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, его изъятии и продаже не могут быть удовлетворены.
В данном случае для принятия соответствующих решений законом предусмотрены определенные основания и процедура, установление и соблюдение которых относятся к компетенции соответствующего государственного органа.
Суд не вправе вмешиваться в компетенцию государственных органов и подменять их в принятии решений.
Данным решением суд не предопределяет результат рассмотрения ответчиком заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
О нарушение прав ответчиком истцу стало известно из ответа от ДД.ММ.ГГГГ №. Иск поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок обращения в суд истцом не пропущен. Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности, предусмотренного гражданским законодательством, ошибочны, поскольку данные сроки не применяются при рассмотрении административных дел.
Требования истца, заявленные к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, не подлежат удовлетворению, поскольку рассмотрение вопросов, поставленных истцом в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, и принятие по ним решений не относится к компетенции Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
руководствуясь ст.ст. 14, 175-180, 227 КАС РФ, суд,
решил:
Исковые требование удовлетворить частично.
Признать действие Территориального управления Росимущества в <адрес>, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, и выразившееся в отказе рассмотреть вопрос о принятии решения по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ б/н (№ от №.) об изъятии земельного участка кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1212 кв.м, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные дома без встроенно-пристроенных помещений делового, культурного и обслуживающего назначения, прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ санаторий «Лесное» Министерства здравоохранения РФ и предоставлении земельного участка заявителю, незаконным, противоречащим положениям Земельного Кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 432, Приказа Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ N 278 и нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО1.
Обязать Территориальное управление Росимущества в <адрес> рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ б/н (вх.14/99 от ДД.ММ.ГГГГ) по существу в сроки, предусмотренные земельным законодательством и иными нормативно-правовыми актами, исходя из установленного факта наличия у Территориального управления Росимущества в <адрес> компетенции по принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, его изъятии и продаже, направив ответ заявителю. Сообщить об исполнении настоящего судебного решения в Центральный районный суд <адрес> и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части в иске отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: