Дело № 2-90/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2019 года г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Романовой Ю.С.,
с участием истца Вершениной С.В.,
представителя ответчика Цветковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вершениной С.В. к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» (далее – АМО, администрация) об обязании принять в муниципальную собственность жилое помещение,
установил:
Вершенина С.В. обратилась в суд с указанным выше иском по тем основаниям, что она зарегистрирована в жилом помещении по адресу: .... Данный дом был предоставлен её матери в 1979 году. В настоящее время он признан непригодным для проживания на основании акта обследования жилого дома №57 от 28.05.2013. Фактически проживать в доме невозможно, в связи с чем ей и её семье приходится снимать жильё. С 30.08.2013 она состоит на учёте граждан, нуждающихся в получении жилья. При обращении в администрацию выяснилось, что указанного дома нет в перечне муниципального имущества, поэтому дом не включается в программу расселения ветхого и аварийного жилья. В связи с этим она не может реализовать свои права, вытекающие из договора социального найма, в том числе зарегистрировать своего несовершеннолетнего ребёнка. Данный дом находится на забалансовом счёте ОАО «РЖД», которое 16.09.2016 обратилось с заявлением в администрацию о принятии его в муниципальную собственность, на что получен отказ. Считает данный отказ неправомерным, поскольку органы местного самоуправления в силу прямого указания закона обязаны принять данное имущество. Просит обязать администрацию принять в муниципальную собственность жилой дом.
В судебном заседании истец Вершенина С.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, дополнила, что она обращалась в различные инстанции, пытаясь найти собственника дома, но всюду получила отказ, документов на дом найти не удалось, также не сохранился ордер на квартиру. Дом в настоящее время находится в аварийном состоянии, проживать в нем невозможно, выехали из него в 90-х годах.
Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» Цветкова И.В. в судебном заседании иск не признала, указав, что указанный дом не передавался от ОАО «РЖД» на баланс в муниципальную собственность, документы на дом отсутствуют.
Третье лицо Вершенина М.И. в судебном заседании 07.02.2019 с иском согласилась и пояснила, что в 1979г. она работала дежурной по станции и им была предоставлена квартира от НГЧ, в которой они проживали до 1998г., выехали из квартиры по причине непригодности для проживания. Примерно до 1993г. платежи за квартиру она вносила в НГЧ, затем ей сказали, что ничего платить не надо и она перестала вносить платежи. Ордер на квартиру не сохранился, документов на дом они также не смогли найти, нумерации у дома ранее не было.
Третье лицо Вершенин В.Д. в судебном заседании 07.02.2019 с иском согласился по доводам, изложенным истцом и третьим лицом Вершениной М.И.
Третьи лица филиал ОАО «РЖД» центральной дирекции инфраструктуры октябрьской дирекции инфраструктуры Беломорской дистанции пути и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия в судебное заседание своих представителей не направили, уведомлены о рассмотрении дела должным образом, возражений не представили.
Суд, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище, а также что, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В судебном заседании установлено, что Вершенина С.В. зарегистрирована по адресу: .... с 30.12.2004 по настоящее время. Совместно с ней также зарегистрированы следующие граждане: Вершенин В.Д. (отец) с 22.10.1979, и А. (дочь) с 03.07.2008, что подтверждается справкой о регистрации от 16.01.2019, копией поквартирной карточки, паспортными данными.
На основании акта обследования жилого помещения №57 от 28.05.2013 принято заключение о признании дома по адресу: ..., непригодным для проживания в связи с расположением в санитарно-защитной зоне менее 50-ти метров от железнодорожной ветки Беломорск-Обозерская. Указано, что жилой дом в МО «Беломорское городское поселение» не передавался, обследование проводилось на основании заявления Вершениной С.В. В реестре муниципального имущества данный дом не числится, технический паспорт отсутствует, ранее дом относился к Беломорской дистанции пути Октябрьской железной дороги.
Согласно выписке из списка граждан, пользующихся правом внеочередного получения жилых помещений, на учёте нуждающихся в получении жилья состоит Вершенина С.В. с 30.08.2013 в связи с признанием дома по адресу её регистрации: ..., непригодным для проживания, по состоянию на 15.03.2018 её номер в очереди 178.
16.09.2016 Беломорская дистанция пути обращалась в администрацию с заявлением о принятии на баланс или даче разрешения на списание забалансового счета ПЧ-36, указав, что в Беломорской дистанции пути на забалансовом счёте 017 «Объекты жилищного фонда и ЖКХ, находящиеся в обременении ОАВО «РЖД» числятся фактически отсутствующие объекты, полученные при реорганизации МПС РФ и не внесенные в Уставный капитал при создании ОАО «РЖД» на основании трёхстороннего распоряжения №1499-р/110а/Т-92р от 08.04.2004: жилой дом ..., инв.№, распложенный по адресу: ...; жилой дом ..., инв.№, расположенный по адресу: ....
В ответ на вышеуказанное обращение администрация 21.10.2016 сообщила об отказе по тем основаниям, что указанные жилые дома в муниципальную собственность МО «Беломорский муниципальный район» не передавались, в связи с чем администрация, не являясь собственником, не вправе распоряжаться ими, в том числе давать разрешение на их списания; поскольку жилые дома фактически отсутствуют, принятие их в муниципальную собственность также невозможно.
Сообщением от 23.03.2018 в адрес администрации Беломорская дистанция пути сообщала о том, что жилой дом по адресу: .... на балансе дистанции не числятся.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 31.01.2019 данные о правообладателях жилого дома по адресу: ..., отсутствуют.
Из сообщения ГУП РК РГЦ «Недвижимость» от 31.01.2019 №296 следует, что сведениями о собственнике жилого дома по адресу: .... не располагают.
Из сообщения ОАО «РЖД» №1-4/82 от 04.02.2019 следует, что информация по вышеуказанному жилому дому отсутствует, на балансе данный дом не состоит.
Согласно сообщению начальника Петрозаводской дистанции гражданских сооружений №1032 от 11.10.2018 вышеуказанный жилой дом на балансе дистанции не числится, в 2004 году в муниципальную собственность ... переданы жилые дома №. Данное обстоятельство подтверждается актом приема-передачи имущества в муниципальную собственность от 2004 года, утвержденным главой самоуправления г.Беломорска и района, согласно которому ФГУП «Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения РФ» передала, а администрация приняла объекты недвижимого имущества, в том числе жилые дома на ..., площадью 113 кв.м.; №, площадью 38 кв.м.; №, площадью 108 кв.м. Общая площадь передаваемых жилых домов составила 259 кв.м.
Из сообщения ГУП РК РГЦ «Недвижимость» от 26.06.2018 следует, что 26.06.2018 произведено натурное обследование жилого 2х-квартирного дома, расположенного по адресу: ... на предмет сравнения технических характеристик дома (длин комнат, площадей, высоты и конструкций) и расположения дворовых построек на придомовом земельном участке с техническими характеристиками и планами, указанными в технических паспортах с инвентарным номерами 2012, 2013, 2016. В ходе проведения работ установлено, что технические характеристики обследуемого дома, а также расположение дворовых построек не соответствуют ни одному представленному к сравнению, техническому паспорту.
Согласно ст. 9 ФЗ от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" при приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта положения п. 1 ст. 30 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (содержащего запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры) не применяются.
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" учреждено ОАО "Российские железные дороги". Пунктом 7 названного Постановления Министерству имущественных отношений РФ совместно с Министерством путей сообщения РФ и Министерством финансов РФ поручалось утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Совместным Распоряжением от 8 апреля 2004 года N 1499-р/110а/Т-92р Минимущества РФ, Минфина РФ и МПС РФ утверждены перечни объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, в том числе перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность. Указанным Распоряжением установлена обязанность ОАО "РЖД" и предписано территориальным управлениям Минимущества России и органам субъектов Российской Федерации по управлению госимуществом осуществить передачу объектов, указанных в приложении N 1, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Как следует из ответа филиала ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога от 27.02.2019 информация по жилому дому, расположенному по адресу : ... в ОАО «Российские железные дороги» отсутствует.
Исходя из представленных сведений Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) № ДЕ-1483 от 26.02.2019, сведения о жилом доме, расположенном по адресу : ... в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет МТУ Росимущества в соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, не учитываются, информация о его передаче отсутствует.
Таким образом, жилой дом, не переданный в собственность граждан, в соответствии со ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" и п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" подлежал передаче в муниципальную собственность.
В силу положений пп.1, 10 п.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ФЗ N 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по жилищным вопросам переданы муниципальным районам.
В судебном заседании установлено, что истец зарегистрирована по адресу: ...., в доме, который ранее относился к ОАО «РЖД» Беломорской дистанции гражданских сооружений, в настоящее время спорный жилой дом не состоит на балансе, как ОАО «РЖД», так и органов местного самоуправления, признан аварийным и непригодным для проживания, истец поставлена на очередь граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Также установлено, что органы местного самоуправления в силу прямого указания закона обязаны принять спорный жилой дом в муниципальную собственность.
Принятие в муниципальную собственность имущества, которое в силу закона должно находиться в муниципальной собственности, не ставится в зависимость от возможности использования его по прямому назначению, следовательно, то обстоятельство, что жилой дом признан аварийным и непригодным для проживания не имеет правового значения в рассматриваемом споре.
При указанных обстоятельствах исковые требования об обязании администрации принять в муниципальную собственность спорное жилое помещение являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ,
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Беломорский муниципальный район» принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный по адресу: ...., в котором зарегистрирована Вершенина С.В..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Полузерова
Решение в окончательной форме изготовлено ХХ.ХХ.ХХ