Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6661/2016 ~ М-5522/2016 от 13.09.2016

РЕШЕНИЕ

                 Именем Российской Федерации

1 ноября 2016 г.

Центральный районный суд г. Тольятти в составе

председательствующего судьи Панкратовой Т.В.

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гумерова М.М., Гумеровой И.Н., Гумерова А.М., Стахеева А.А. к мэрии г.о. Тольятти об установлении границ земельного участка,

                        установил:

    Истцы обратились в суд с указанным иском.

    В судебном заседании представитель Гумерова М.М. Парфенова Е.М., действующая по доверенности, исковые требования поддержала, пояснив, что истцам на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит жилой дом и земельный участок площадью 560 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> Границы земельного участка не установлены. В ходе проведения кадастровых работ было установлено, что земельный участок в фактически сложившихся границах имеет площадь 588 кв.м., т.е. разница в площади земельного участка составляет менее 10 %, соответственно, не превышают допустимый размер погрешности и границы данного земельного участка могут быть установлены согласно межевому плану. Просит установить границы земельного участка в указанных в иске границах в соответствии с межевым планом.

Истцы Гумерова И.Н., действующая в своих интересах и интересах Гумерова А.М., Стахеев А.А. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, иск поддержали.

    Представитель мэрии г.о. Тольятти Рассказчикова А.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что истец имеет право на получение земельного участка в собственность только в том размере, в котором он предоставлен. Границы земельного участка в установленном порядке не описаны, земельный участок не сформирован, не осуществлен его кадастровый учет. Документально существование границ земельного участка, о которых заявляет истец более 15 лет не подтверждено. Истец занял земельный участок, являющийся местом общего пользования, не лишен возможности перенести забор и сформировать земельный участок в пределах предоставленного земельного участка либо оспаривать решение органа, отказавшего в установлении границ.

    

Третье лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия, разрешение требований оставляет на усмотрение суда.

    Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 11.2. ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

4. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;

3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

2. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В силу ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

4. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

Согласно ст. 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются:

2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства;

6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

7) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

Согласно ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

Статья 38.

1. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

3. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

4. Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

5. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

6.1. В случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или эта проектная документация, за исключением случая, если проект межевания территории уже представлялся в орган кадастрового учета.

7. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

9. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

    В материалах дела имеется договор купли-продажи земельного участка площадью 560 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> зарегистрированный в установленном законом порядке.

    Из пояснений сторон видно, что при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером ими был подготовлен межевой план, однако в постановке на кадастровый учет было отказано, т.к. конфигурация участка не соответствует данным плана границ земельного участка. Различны длины линий границ, горизонтальные проекции соответствующих геометрических фигур по плану границ земельного участка от т.2 до т.3., от т.4 до т.1, что подтверждается решениями «ФКП Росреестр» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

    Истцами предоставлен план земельного участка 1999 г., из которого видно, что длины линий границ, о который указано в отказе в уточнении границ земельного участка, увеличены в сторону земель общего пользования (т.3 и т.4 находятся со стороны общего проезда) за счет чего и увеличена площадь земельного участка.

        

    В качестве основания для возникновения права собственности на земельный участок площадью 588 кв.м. истец ссылается на ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», говоря о том, что в связи с тем, что при регистрации права собственности точные границы земельного участка не были определены, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет, что они приобрели земельный участок в границах, соответствующих межевому плану.

    Вместе с тем, в судебном заседании не представлены доказательства предоставления в установленном законом порядке земельного участка в границах, указанных истцом площадью 588 кв.м. вместо 560 кв.м.

    Право собственности истцов на данный земельный участок возникло на основании договора купли-продажи в ДД.ММ.ГГГГ., в договоре указана площадь земельного участка в размере 560 кв.м. и доказательств того, что продавцам на день смерти на законных основаниях принадлежал земельный участок площадью 588 кв.м. суду не представлено, а Плану земельного участка ДД.ММ.ГГГГ межевой план не соответствует.

    Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что у истца имеется право уточнять границы земельного участка в пределах площади 560 кв.м. и отсутствуют законные основания для получения земельного участка большей площади безвозмездно.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                        РЕШИЛ:

    В удовлетворении иска Гумерову ФИО9, Гумерову ФИО10, Гумеровой ФИО11, Стахееву ФИО12 отказать.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме принято 2 ноября 2016 г.

    Председательствующий:

    

2-6661/2016 ~ М-5522/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гумерова И.Н.
Гумеров А.М.
Гумеров М.М.
Стахеев А.А.
Ответчики
мэрия г.о.Тольятти
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Панкратова Т. В.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
13.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2016Передача материалов судье
14.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2016Подготовка дела (собеседование)
02.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2016Судебное заседание
14.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2017Дело оформлено
02.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее