Дело № 2-2637/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31» июля 2018 года
г.Пушкино Московская область
Пушкинский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Чуткиной Ю.P.
при секретаре Савченкове-Белятко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Юрия Алексеевича к ГУ УПФ РФ № 16 по г.Москве и Московской области o признании решения в части отказа во включении в общий трудовой стаж периода работы незаконным, обязании включить в общий трудовой стаж период работы и произвести перерасчет пенсии,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании решения незаконным в части отказа во включении в общий трудовой стаж периода работы с 1985г. по 1987г., обязании включить в общий трудовой стаж указанный период работы и произвести перерасчет пенсии по старости.
В обоснование иска указано, что истец обратился в ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении пенсии по старости; ответчику было предоставлено письмо АО «Мостранснефтепродукт» от 14.12.2017г., из которого следует, что Кузнецов Ю.А. работал в Наливной станции «Нагорная» в должности водителя второго класса в период с 02.10.1985г. по 16.02.1987г.; указанные сведения также отражены в трудовой книжке Кузнецова Ю.А.; согласно письму в ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> от 26.03.2018г. Кузнецову Ю.А. назначена страховая пенсия по старости с 25.05.2017г., пенсионный капитал рассчитан по ч.4 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с включением в трудовой стаж следующих периодов: 1981-1985гг., 1987-1990гг., 1998-2001гг., однако, по мнению истца, период его работы с 1985г. по 1987г. не включен в общий трудовой стаж, с чем он не согласен, последовало обращение с настоящим иском в суд.
С учетом уточнения исковых требований, истец просит суд признать решение ответчика незаконным в части отказа во включении в общий трудовой стаж периода работы с 1985г. по 1987г., обязании ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> включить в общий трудовой стаж указанный период работы и произвести перерасчет пенсии по старости с учетом коэффициента за полные 30 лет стажа для мужчин.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Орешников М.М. исковые требования в уточненной редакции поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> по доверенности Денисова Т.А. в судебном заседании против иска возражала по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просила в иске отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В связи со вступлением в законную силу 1 января 2015 года Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федерального закона от <дата> № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» перестал применяться Федеральный закон от <дата> N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону №400-ФЗ.
Согласно ч.1,3 ст.8 Федерального закона РФ от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Как следует из материалов дела, 26.04.2017г. истец обратился в ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; истцу назначена страховая пенсия по старости с 25.05.2017г.
По мнению истца, период его работы с 1985г. по 1987г. не включен в общий трудовой стаж, с чем он не согласен.
Из ответа ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> от 26.03.2018г. на обращение истца от 27.02.2018г. следует, что с 25.05.2017г. истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст.ст.8,15 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; в связи с тем, что пенсионные права сформированы до вступления в законную силу Закона №400-ФЗ, расчет пенсии производится с сохранением норм Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; произведен расчет пенсии с учетом наиболее выгодного варианта из имеющихся сведений о заработке за периоды работы: 1981-1985гг., 1987-1990гг., 1998-2004гг.
В представленном отзыве на иск, ответчик указывает, что в пенсионом деле нет сведений о заработной плате истца за период с 02.10.1985г. по 16.02.1987г.; в материалах дела и пенсионном деле имеется справка №мтнп-ра- 40/1102 от 14.12.2017г., выданная МОСТРАНСНЕФТЕПРОДУКТ, где указано, что АО «Мостранснефтепродукт» не имеет возможности выдать справку о заработной плате на Кузнецова Ю.А., работавшего в Наливной станции «Нагорная» в должности водителя второго класса за период с 02.10.1985г. по 16.02.1987г. в связи с тем, что архивные документы по заработной плате за данный период были уничтожены при форс-мажорных обстоятельствах (документы пришли в негодность при затоплении части архива в результате прорыва теплосети, акт б/н от 22.12.2000г.); поскольку требования истца сводятся к включению периода работы с 02.10.1985г. по 16.02.1987г. в общий трудовой стаж, а этот стаж уже включен, просят в иске отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (действующего с <дата>) размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу ч. 10 ст. 15 данного закона величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до <дата>, определяется с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на <дата> по нормам Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при определении расчетного размера трудовой пенсии в связи с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.
В соответствии с п. 6 ст. 21 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от <дата> N 16/19па, определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до <дата> в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Как разъяснено в подп. 8 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в п. п. 3 и 4 ст. 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
В соответствии со ст. 53 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации граждан об установлении им пенсий в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата> N 1521н, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до <дата> в течение трудовой деятельности за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателем либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Указанием от <дата> N 1-68-У "О порядке оформления справки о заработной плате для назначения государственной пенсии", утвержденным Министерством социальной защиты населения Российской Федерации установлено, что одним из обязательных реквизитов справки о заработной плате является основание выдачи справки (лицевые счета, платежные ведомости).
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до <дата>.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до <дата>, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
В соответствии со ст. 30.3 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 данного федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Письмом Министерства труда и социального развития РФ N 8389-ЮЛ, Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-06-27/9704 от <дата> разъяснено, что в случая утраты первичных документов о заработке работников вследствие чрезвычайных событий, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Данный перечень документов не является исчерпывающим, но в любом случае к этим документам установлено обязательное требование - подтверждение индивидуального характера заработка работника.
Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Оценив представленные доказательства в порядке ст.67 ШПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для o признания решения в части отказа во включении в общий трудовой стаж периода работы незаконным, обязании включить в общий трудовой стаж спорный период работы и возложения на ответчика обязанности по перерасчету пенсии истцу, поскольку спорный период работы истца включен в общий трудовой стаж, что следует из представленных стороной ответчика данных о стаже истца, между тем, косвенно подтверждающие фактический заработок в спорный период работы, истцом суду не представлены, а свидетельскими показаниями размер оплаты труда установлен быть не может, в связи с чем с учетом данного периода перерасчет пенсии произведен быть не может.
При таких обстоятельствах иск не подлежит удовлетворению в полном объеме
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Кузнецова Ю. А. к ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> o признании решения в части отказа во включении в общий трудовой стаж периода работы незаконным, обязании включить в общий трудовой стаж период работы и произвести перерасчет пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 21.09.2018г.
Судья: