Дело № 2-530/2020
18RS0023-01-2020-000202-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2020 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи: Майоровой Л. В.,
при секретаре: Дыньковой Е. А.,
при участии истца Пономаревой Т. В., представителя ответчика Горобченко Е. А. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
В суд обратилась Пономарева Т. В. с исковыми требованиями к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) (далее по тексту ГУ УПФ) о восстановлении пенсионных прав. В исковом заявлении указала, что 05.12.2019 года обратилась в ГУ УПФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, не менее 25 лет. 16.12.2019 года ГУ УПФ в назначении пенсии ей было отказано, в связи с отсутствием требуемого для назначения досрочной пенсии 25 летнего педагогического стажа. Считает решение пенсионного органа незаконным. ГУ УПФ в специальный стаж не включены периоды работы воспитателем с 18.04.2003 года по 31.05.2003 года, с 01.08.2003 года по 30.09.2003 года, с 01.11.2003 года по 31.12.2003 года. В рамках действующего законодательства норма педагогической нагрузки воспитателей дошкольных образовательных учреждений за ставку заработной платы была снижена до 30 часов в неделю. В указанный период она не могла установить иной режим работы и выполняла условия соглашения, в том числе, установленную работодателем 30 часовую норму рабочего времени. При этом, оплата труда в указанные периоды работодателем производилась как при выполнении нормы рабочего времени в количестве 36 часов, следовательно, все удержания, в том числе и по пенсионному страхованию производились в полном объеме.
Просит признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии ГУ УПФ № от 16.12.2019 года; обязать ГУ УПФ зачесть в педагогический стаж период работы с 18.04.2003 года по 31.05.2003 года, с 01.08.2003 года по 30.09.2003 года, с 01.11.2003 года по 31.12.2003 года; признать за ней право на назначение и выплату пенсии с 01.06.2020 года, а также взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
В судебном заседании истец Пономарева Т. В. заявленные требования поддержала в полном объеме, привела аналогичные доводы изложенному в исковом заявлении. Суду пояснила, что 05.12.2019 года обратилась в ГУ УПФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, не менее 25 лет. 16.12.2019 года ГУ УПФ в назначении пенсии ей было отказано, в связи отсутствием требуемого стажа. ГУ УПФ в специальный стаж не включен период работы воспитателем в МДОУ детский сад № с 18.04.2003 года по 31.05.2003 года, с 01.08.2003 года по 30.09.2003 года, с 01.11.2003 года по 31.12.2003 года. Отказ ГУ УПФ мотивирован тем, что не выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы. В спорный период Постановлением Президиума Госсовета Правительства УР от 29.09.1995 года норма нагрузки была снижена до 30 часов в неделю. Заработная плата выплачивалась за полную ставку.
Представитель ГУ УПФ Горобченко Е. А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, письменные возражения поддержала. Суду пояснила, что Пономарева Т. В. обратилась в ГУ УПФ с заявлением о назначении досрочной пенсии 05.12.2019 года. В педагогический стаж не были включены периоды работы в качестве воспитателя детского сада с 18.04.2003 года по 31.05.2003 года, с 01.08.2003 года по 30.09.2003 года, с 01.11.2003 года по 31.12.2003 года. В указанные периоды истица не вырабатывала норму рабочего времени, установленную Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», которым была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в недели – воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Согласно справке уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, имеющейся в материалах пенсионного дела, норма учебной (педагогической) нагрузки, установленной за ставку заработной платы, с 18.04.2003 года по 31.05.2003 года, с 01.08.2003 года по 30.09.2003 года, с 01.11.2003 года по 31.12.2003 года выполнена Пономаревой Т. В. исходя из занятости - 0,83 ставки. Фактически Пономарева Т. В. работала 30 часов. Просит Пономаревой Т. В. в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях» - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
05.12.2019 года Пономарева Т. В. обратилась в ГУ УПФ с заявлением о досрочном назначении пенсии.
Решением ГУ УПФ от 16.12.2019 года Пономаревой Т. В. в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с наличием специального педагогического стажа в виде 24 года 06 месяцев 22 дня, вместо требуемых 25 лет. При этом, пенсионным органом не были включены в специальный стаж периоды работы в качестве воспитателя в МДОУ детский сад № с 18.04.2003 года по 31.05.2003 года, с 01.08.2003 года по 30.09.2003 года, с 01.11.2003 года по 31.12.2003 года.
Как следует из трудовой книжки истицы, 01.07.1993 года Пономарева Т. В. принята на работу в <данные изъяты> в отд. № воспитателем; 31.12.1993 года уволена переводом в ГОРОНО, в связи с переводом д/сада на баланс ГОРОНО ст. 29 п. 5 КЗоТ РСФСР; 01.01.1994 года принята переводом <данные изъяты> я/с № ГОРОНО воспитателем; 21.03.1996 года ГОРОНО преобразовано в Управление народного образования; 30.04.1999 года ясли - сад № переименован в МДОУ детский сад №; 27.07.2011 года МДОУ детский сад № переименовано в МБДОУ детский сад №.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.
Согласно Списку № 781 к учреждениям, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, относятся, в частности, дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований.
В пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка № 781, предусмотрена должность «воспитателя».
В ходе рассмотрения дела установлено, и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что в спорный период времени Пономарева Т. В. работала в качестве воспитателя в МДОУ детский сад №.
В представленных индивидуальных сведениях страхователем МБДОУ детский сад №, ставка за периоды с 18.04.2003 года по 31.05.2003 года, с 01.08.2003 года по 30.09.2003 года, с 01.11.2003 года по 31.12.2003 года указана не в полном объеме, следовательно, истцом в указанный период не выполнена норма педагогической нагрузки в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы от 29.10.2002 года № 781.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы «…начиная с 01.09.2000 года при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад)…».
Статья 333 ТК РФ устанавливает, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством РФ.
В связи с чем, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее по тексту – постановление Правительства РФ № 191) была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в недели – воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29.09.1995 года № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», с изменениями от 31 января и 31 марта 2000 года (далее по тексту – Постановление УР № 82/258), воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями.
Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п. 8 постановления УР № 82/258).
Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из нее, в т. ч. и в Пенсионный фонд, производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы.
Судом установлено, что истица Пономарева Т. В. работала на полную ставку воспитателя, вырабатывала педагогическую нагрузку, установленную постановлением Правительства УР № 82/258, получала заработную плату, установленную на ставку заработной платы (должностной оклад) воспитателя детского дошкольного учреждения, с которой производились регулярные ежемесячные страховые взносы в Пенсионный фонд. Данное обстоятельство подтверждается лицевыми счетами за 2003 год, тарификационными списками за 2002-2003 годы.
Учитывая изложенное, периоды работы истицы с 18.04.2003 года по 31.05.2003 года, с 01.08.2003 года по 30.09.2003 года, с 01.11.2003 года по 31.12.2003 года подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях» - страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (п.2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях»).
Заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях (п. 7 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 года Федерального закона № ФЗ-400 «О страховых пенсиях»).
Вследствие этого, обязательными условиями на досрочное назначение страховой пенсии по старости является подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального стажа), подтвержденного соответствующими документами.
Право педагогических работников на досрочное пенсионное обеспечение предусмотрено п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-Ф3 «О страховых пенсиях» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ), согласно которой досрочная страховая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу п. 1.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года Федерального закона № ФЗ-400 «О страховых пенсиях» - страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Таким образом, с 01.01.2019 года пенсия лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 году 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев (п. 19 ч. 1, ч. 1.1, 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; Приложение 7 к Закону N 400-ФЗ).
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет) истица обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 05.12.2019 года.
При этом, с учетом периодов признаваемых ответчиком и данным судебным постановлением, специальный стаж Пономаревой Т. В. на день обращения составил 25 лет 00 месяцев и 05 дней, что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-Ф3 «О страховых пенсиях», с учетом изменений внесенных Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ.
Вместе с тем, положения ч. 3 Федерального закона от 03.10.2018 года N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусматривают, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Следовательно, при выработке необходимого стажа лицом, осуществлявшим педагогическую деятельность, в переходный период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года, пенсия может быть назначена раньше на полгода.
С учетом установленных судом обстоятельств, право на назначение досрочной страховой пенсии у истицы Пономаревой Т. В. на момент обращения в пенсионный орган не возникло.
Истица просит обязать ответчика признать за ней право на назначение и выплату пенсии с 01.06.2020 года.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права. При этом что выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права. В свою очередь, способы защиты гражданских прав предопределяются правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение.
Вместе с тем, на момент возникновения у истицы права на досрочную страховую пенсию она не обратилось в ГУ УПФ (в связи с отсутствием указанного права на день вынесения решения), что является обязательным условием для установления пенсии, пенсионным органом не было отказано в установлении пенсии с момента возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии, права истицы на момент рассмотрения дела не нарушены.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Пономаревой Т. В. признании права на назначение и выплату пенсии с 01.06.2020 года должно быть отказано.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ - стороне в пользу которой состоялось решение суд присуждает к взысканию с другой стороны понесенные судебные расходы.
Поскольку исковые требования Пономаревой Т. В. удовлетворены частично, расходы по уплате государственной пошлины подлежат удовлетворению пропорционально удовлетворенным требованиям, то есть в сумме 150 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Пономаревой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонного) № от 16.12.2019 года в части исключения периодов работы Пономаревой <данные изъяты> в должности воспитателя МДОУ детский сад № с 18.04.2003 года по 31.05.2003 года, с 01.08.2003 года по 30.09.2003 года, с 01.11.2003 года по 31.12.2003 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Пономаревой <данные изъяты> период работы в должности воспитателя МДОУ детский сад № с 18.04.2003 года по 31.05.2003 года, с 01.08.2003 года по 30.09.2003 года, с 01.11.2003 года по 31.12.2003 года.
В остальной части исковые требования Пономаревой <данные изъяты> к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле (межрайонному) оставить без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле (межрайонного) в пользу Пономаревой <данные изъяты> расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей 00 копеек.
Решение принято судьей в окончательной форме 22 мая 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме через Сарапульский городской суд.
Судья Л. В. Майорова