Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-507/2021 ~ М-575/2021 от 31.08.2021

Дело №2-507/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Покровск      14 октября 2021 года

Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего

судьи Сыроватской О.И., единолично,

с участием помощника прокурора Хангаласского района РС(Я) Луковцевой А.Б.,

при секретаре судебного заседания Трофимовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Хангаласского района РС(Я) Попова А.В. в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Качикатский наслег» о возложении обязанности ликвидировать свалки, расположенные на земельных участках на территории муниципального образования путем принятия организационных мер по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации, и разработать проект рекультивации земельных участков, расположенных на территории муниципального образования и произвести их рекультивацию,

установил:

    

Заместитель прокурора Хангаласского района РС(Я) Попов А.В. в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в Хангаласский районный суд РС(Я) с иском к администрации МО «Качикатский наслег» о возложении обязанности ликвидировать свалки, расположенные на земельных участках на территории муниципального образования путем принятия организационных мер по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации, и разработать проект рекультивации земельных участков, расположенных на территории муниципального образования и произвести их рекультивацию.

В обоснование своих исковых требований, заместитель прокурора указал, что прокуратурой Хангаласского района РС(Я) проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой установлено следующее. На территории МО «Качикатский наслег» расположено 2 объекта размещения твердых коммунальных отходов–свалка ТБО с.Качикатцы на земельном участке с кадастровым номером 14:32:180202:0070, свалка ТБО с.Кысыл-Юрюйя на земельном участке с кадастровым номером 14:32:180202:0071. Указанные земельные участки на праве собственности принадлежат МО «Качикатский наслег». Свалки с.Качикатцы и с.Кысыл-Юрюйя Хангаласского района РС(Я) не включены в государственный реестр объектов размещения отходов и являются несанкционированными. Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости подтверждается, что правообладатель земельных участков с кадастровыми номерами 14:32:180202:0070 и 14:32:180202:0071 является администрация МО «Качикатский наслег» РС(Я). Таким образом, бремя содержания имущества–земельного участка на котором определено размещение отходов потребления, несет собственник–МО «Качикатский наслег» РС(Я). По факту выявленных нарушений законодательства прокуратурой Хангаласского района 01.06.2021г. в адрес главы МО «Качикатский наслег» внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения законодательства не устранены. Непринятие органами местного самоуправления в лице администрации МО «Качикатский наслег» мер по ликвидации свалки (разработке проекта и рекультивации территории) нарушены права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие. Просит обязать администрацию МО «Качикатский наслег» в течение 3 лет ликвидировать свалки, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 14:32:180202:0070 и 14:32:180202:0071 на территории МО «Качикатский наслег» РС(Я), путем принятия организационных мер по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации, и в течение 3 лет разработать проект рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами 14:32:180202:0070 и 14:32:180202:0071 расположенных на территории МО «Качикатский наслег» и произвести их рекультивацию.

В судебное заседание, будучи должным образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела не явились представитель ответчика администрации МО «Качикатский наслег», просят рассмотреть дело без их участия.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена в установленном п.2 ч.1 ст.14, ст.15 Федерального закона от 22.12.2008г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судом в РФ» порядке на сайте Хангаласского районного суда РС(Я).

Суд на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации МО «Качикатский наслег», поскольку должным образом о времени и месте рассмотрения дела извещены, просят рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании помощник прокурора Хангаласского района РС(Я) заявленные исковые требования поддержала, при и ссылаясь на те же доводы просит иск удовлетворить в полном объеме.

Из письменного отзыва представителя ответчика администрации МО «Качикатский наслег» от 13.09.2021г. следует, что ответчик заявленные исковые требования заместителя прокурора не признает и просит в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что свалка с.Качикатцы включена в реестр площадок временного накопления отходов. Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хангаласского района РС(Я) определен ООО «Якутскэкосистемы».

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Абзацем вторым пункта 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно пункту 7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", введенному Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 14:32:180202:0070 и 14:32:180202:0071, расположены в границах МО «Качикатский наслег» МР «Хангаласский улус» РС(Я). Объект размещения твердых коммунальных отходов–свалка ТБО на земельных участках с кадастровыми номерами 14:32:180202:0070 и 14:32:180202:0071, в эксплуатацию не вводился, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесен. Данное обстоятельство стороной ответчика фактически не оспаривается и подтверждается письмом Управления Росприроднадзора по РС(Я) от 18.08.2021г. №04-14/4601, согласно которому на территории Хангаласского района РС(Я) отсутствуют объекты размещения отходов, внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов.

Таким образом, свалки с.Качикатцы и с.Кысыл-Юрюйя Хангаласского района РС(Я) не включены в государственный реестр объектов размещения отходов и являются несанкционированными.

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости подтверждается, что правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 14:32:180202:0070 и 14:32:180202:0071, является администрация МО «Качикатский наслег» РС(Я). Таким образом, бремя содержания имущества–земельных участков на которых определено размещение отходов потребления, несет собственник –МО «Качикатский наслег» РС(Я).

Изложенное, свидетельствуют об осуществлении размещения отходов на земельных участках с кадастровыми номерами 14:32:180202:0070 и 14:32:180202:0071, с нарушением вышеприведенных требований законодательства.

В соответствии с пунктом 1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу части 3 статьи 14 и пункта 14 части 1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения сельского поселения не относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; а к вопросам местного значения муниципального района - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Статьей 1 Закона РС(Я) от 26.11.2014 1367-З N 291-V "О закреплении за сельскими поселениями РС(Я) вопросов местного значения", на основании части 3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" за сельскими поселениями РС(Я) закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 4.1, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 13.1, 15, 18, 22, 24, 26, 31, 33.1, 34 части 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов;

Земельным кодексом РФ мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления возложены на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и их арендаторов.

Таким образом, нормами действующего законодательства рассматриваемый вопрос по ликвидации несанкционированной свалки, связанный утилизацией, обезвреживанием, захоронением твердых коммунальных отходов, размещенных на территории сельского поселения, входящего в состав территории муниципального района, относится к вопросам местного значения администрации МО «Качикатский наслег» РС(Я).

Принимая во внимание, что организация вывоза отходов на несанкционированную свалку и несанкционированное складирование отходов на земельных участках с кадастровыми номерами 14:32:180202:0070 и 14:32:180202:0071, свидетельствуют о ненадлежащем выполнении органом местного самоуправления -администрацией МО «Качикатский наслег» МР «Хангаласский улус» полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, что может являться основанием для обязания принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами.

То обстоятельство, что спорная свалка является единственным местом складирования отходов потребления на территории МО «Качикатский наслег», не свидетельствует о наличии законных оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований заместителя прокурора.

Наличие данной несанкционированной свалки нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Кроме того, МО «Качикатский наслег» обязана организовывать и финансировать мероприятия по сбору, вывозу бытовых отходов на территории муниципального образования, обеспечивать указанные мероприятия в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу п.3 и п.8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвр. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков. Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Таким образом, заявленные исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Принимая во внимание, что указанные действия могут быть произведены только ответчиком, в силу частей 1 и 2 ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.

Учитывая, что исполнение решения может занять определенное количество времени в связи со значительным объемом работы, суд приходит к выводу об установлении разумного срока для исполнения решения суда в течение 3 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

При этом, суд признает, что необоснованное увеличение срока исполнения решения суда приведет к безусловному нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░(░) ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░.45 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 3 (░░░░) ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 14:32:180202:0070 ░ 14:32:180202:0071, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░(░), ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 3 (░░░░) ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 14:32:180202:0070 ░ 14:32:180202:0071, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    

    ░░░░░:                     ░░░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.10.2021░.

2-507/2021 ~ М-575/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Хангаласского района
Ответчики
Администрация МО "Качикатский наслег"
Суд
Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Сыроватская Ольга Иннокентьевна
Дело на сайте суда
pokrovsk--jak.sudrf.ru
31.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2021Передача материалов судье
02.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2021Судебное заседание
14.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2022Дело оформлено
26.07.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее