Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-11468/2018 от 02.08.2018

Копия

Дело № 2-11468/2018

24RS0048-01-2017-010087-78

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2018 года      г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Чудаевой О.О.,

при секретаре Ступиной Ю.А.,

с участием представителя истца ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Красноярского края к ООО «Лесные ресурсы» о возложении обязанности выполнить лесовосстановительные мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском, с учетом уточнений, к ООО «Лесные ресурсы» о возложении обязанности по выполнению лесовосстановительных мероприятий в срок до 31.12.2018г. по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ -з, за период 2016 года, в следующих объемах: осветление и прочистка 42,2 га, прореживание 55,1 га, проходные рубки 11,7 га, приостановлении лесозаготовительной деятельности до выполнения указанных мероприятий.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и ООО «Беркут» (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка -з. По данному договору, арендатор принял во временное пользование на срок 24 года лесной участок, общей площадью 11118 га, расположенный на территории Красноярского края, Абанского района. В соответствии с данным договором, арендатор обязался проводить санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке, согласно проекту освоения лесов. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Беркут» и ООО «Лесные ресурсы» подписано соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Министерство письмом направляло уведомление о проведении ухода за лесами в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако арендатор не исполнил обязательства согласно проекту освоения лесов. Согласно представленной информации, мероприятия за 2015, 2016, 2017 года арендатором не выполнены в полном объеме. Невыполнение арендатором в установленные сроки лесовосстановительных мероприятий нарушает принципы рационального использования лесов, и, следовательно, права граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца Министерства лесного хозяйства Красноярского края - ФИО4, действуя на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что ответчиком ООО «Лесные ресурсы» не выполнены мероприятия, предусмотренные договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ -з и проектом освоения лесов за период 2016 года в следующих объемах: осветление и прочистка 42,2 га, прореживание 55,1 га, проходные рубки 11,7 га (частично выполнили, было 27,7 га).

Представитель ответчика ООО "Лесные ресурсы", представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, КГБУ "Абанское лесничество", ФИО1 "ФИО1" в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались судом своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. От руководителя КГБУ "Абанское лесничество" ФИО5 поступило письменное заявление о рассмотрение дела в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.

По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реутилизации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса, на основании ст. 167, 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 1 ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии со статьей 1 ЛК РФ, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах: воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Пунктом 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 4 ЛК РФ, участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Статьей 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Согласно ст. 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 9 ЛК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В ч.5 ст. 17 ЛК РФ осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках.

Согласно п. 3 ст. 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 72 ЛК РФ, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 88 ЛК РФ, объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Согласно п. 1, 2 ст. 62 ЛК РФ, лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.

На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии России от ДД.ММ.ГГГГ N 375 утверждены Правила лесовосстановления.

Пунктами 2 - 4 Правил предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Лесовосстановление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов.

На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление обеспечивается арендаторами этих лесных участков.

В силу части 2 статьи 24 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения публичного сервитута.

В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

По смыслу п. 1 ст. 1065 ГК РФ указанные нормы выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь одним из способов защиты гражданских прав.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Агентством лесной отрасли администрации Красноярского края (арендодатель) и ООО «Беркут» (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесной участок сроком на 24 года, находящийся в государственной собственности, лесной участок площадью 11118 га расположен по адресу: <адрес>, КГУ "Абанское лесничество", Почетское участковое лесничество, квартала ,2, 4-8, 15, 17, 18, 20-23, 43; предназначен для заготовки древесины.

Согласно пп. «ж» п. 13 договора аренды, арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесных участках на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении за счет собственных средств.

В приложении к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в разделе «Объемы и сроки выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом земельном участке» установлено выполнение требований "Правил санитарной безопасности в лесах", обеспечение мер санитарной безопасности на арендованном земельном участке (оформление листков сигнализации, выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий, обеспечение химобработки древесины против заселения стволовыми вредителями), в соответствии с проектом освоения лесов, в течение всего срока аренды лесного участка, противопожарное обустройство лесов, создание и содержание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, лесовосстановительные мероприятия, уход за лесом.

При этом объемы и площади по уходу за лесом на лесном участке указаны в проекте освоения лесов.

В соответствии с п. 5.4. проекта освоения лесов лестного участка, переданного в аренду ООО "Беркут" (в настоящее время ООО "Лесные ресурсы") для заготовки древесины на территории Абанского лесничества в Абанском и Богучанском муниципальных районах Красноярского края, предусмотрено ежегодное выполнение мероприятий по уходу за лесами в следующих объемах: осветление и прочистка 42,2 га, прореживание 55,1 га, проходные рубки 11,7 га (частично выполнили, было 27,7 га).

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Беркут» (Арендатор) и ООО «Лесные ресурсы» (Новый арендатор) подписано соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого арендатор передал имеющиеся у него права и обязанности по вышеуказанному договору аренды в момент подписания настоящего соглашения.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством направлено в адрес ответчика письмо № млх/2-0781 с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить рубки ухода за лесами (осветление и прочистка 42,2 га, прореживания 55,1 га, проходные рубки 24,7 га) за 2016 год в объемах, согласно проекту освоения лесов.

Согласна письма КГБУ "Абанское лесничество", ответчик (арендатор) ООО "Лесные ресурсы" не выполнило рубок ухода за лесами в 2015, 2016, 2017 годах.

Таким образом, ООО "Лесные ресурсы" не выполнены мероприятия, предусмотренные договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ -з и проектом освоения лесов за период 2016 года в следующих объемах: осветление и прочистка 42,2 га, прореживание 55,1 га, проходные рубки 11,7 га (частично выполнили, было 27,7 га).

Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что ответчик ООО "Лесные ресурсы", выступающий арендатором по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ -з, в нарушение условий вышеназванного договора аренды, проекта освоения лесов, а также действующего законодательства уклоняется от проведения в полном объеме на территории взятого в аренду лесного участка мероприятий по уходу за лесами.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела установлен факт непроведения ответчиком ООО "Лесные ресурсы" мероприятий по уходу за лесами за 2016 год в следующих объемах: осветление и прочистка 42,2 га, прореживание 55,1 га, проходные рубки 11,7 га на территории лесного участка, подведомственного КГБУ «Абанское лесничество», что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязанностей как лесопользователя (арендатора) по договору от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, невыполнение принятых на себя ответчиком обязательств, в данном случае приводит к нарушению интересов Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц.

В нарушении ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчика не представлено доказательств надлежащего исполнения обязательств в части проведения мероприятий по уходу за лесом на лестном участке, предоставленном на основании договора аренды лесного участка -з от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку доказательств исполнения обязательств, принятых согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ -з и проекту освоения лесного участка, в материалы дела ответчиком не представлено, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края об обязании ответчика ООО "Лесные ресурсы" выполнить мероприятия, предусмотренные договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ -з и проектом освоения лесов за период 2016 года в следующих объемах: осветление и прочистка 42,2 га, прореживание 55,1 га, проходные рубки 11,7 га, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края о приостановлении деятельности ООО «Лесные ресурсы» в рамках договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ -з, как деятельности, осуществляемой с нарушением действующего лесного законодательства, до выполнения мероприятия по уходу за лесом, поскольку осуществление деятельности на арендованном земельном участке при невыполнении лесовосстановительных мероприятий нарушает принципы не истощительного и рационального использования лесов, и, следовательно, права и законные интересы населения на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований с зачислением в соответствующий бюджет.

Учитывая, что истец, являющийся государственным органом, был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска в силу закона (пп. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ), суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину по данному делу в сумме 6 000 руб. (на основании пп.3 п. 1 ст. 333.19).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края к ООО «Лесные ресурсы» о возложении обязанности выполнить лесовосстановительные мероприятия - удовлетворить.

Обязать ООО «Лесные ресурсы» выполнить мероприятия по уходу за лесом, предусмотренные договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ -з и проектом освоения лесов за период 2016 года в следующих объемах: осветление и прочистка 42,2 га, прореживание 55,1 га, проходные рубки 11,7 га, на лесном участке, арендованном на территории Абанского лесничества Красноярского края, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Приостановить деятельность ООО «Лесные ресурсы» по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ -з как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства до выполнения мероприятия по уходу за лесом.

Взыскать с ООО «Лесные ресурсы» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии мотивированного заочного решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий О.О. Чудаева

2-11468/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КК
Ответчики
ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ ООО
Другие
АБАНСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО КГБУ
ФГУП "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект"
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Чудаева Олеся Олеговна
Дело на странице суда
sovet--krk.sudrf.ru
02.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
02.08.2018Передача материалов судье
02.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2018Судебное заседание
13.11.2018Судебное заседание
19.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2018Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
29.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2018Копия заочного решения возвратилась невручённой
20.07.2019Дело оформлено
01.08.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее