Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-682/2012 ~ М-626/2012 от 28.03.2012

Дело № 2-682/12

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Шатура Московской области                                                               ДД.ММ.ГГГГ

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грошевой Н.А.,

при секретаре Петровой И.А.,

с участием истца Салтыковой С.Н., представителя третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салтыковой ФИО5 к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права собственности,

у с т а н о в и л:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании права собственности на земельный участок, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и администрацией Шатурского муниципального района был заключен договор купли-продажи земельного участка <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> «А».

           Она обратилась в Шатурский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в государственной регистрации перехода права и в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП на земельный участок в связи с тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о собственности РФ на вышеуказанный земельный участок, а заявление органа, осуществляющего полномочия от имени РФ на распоряжение выше указанным земельным участком не представлено. Просит признать запись о государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок недействительной и признать за ней право собственности на указанный земельный участок.

Истец Салтыкова С.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования, уточнив их, а именно, просила прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 639 кв.м. с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>»А» и признать за ней право собственности на спорный земельный участок, указав, что он был предоставлен ей на основании договора купли-продажи земельного участка «К-П».

Ответчик - представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Третье -лицо представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Третье лицо- представитель администрации Шатурского муниципального района ФИО3 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что считает внесение записи о регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок неправомерным, так как, Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 17 ЗК РФ) установлены земельные участки, которые находятся в собственности РФ. Право федеральной собственности на спорный земельный участок не установлено Федеральным законом, он не приобретался РФ, в отношении него не проводилось мероприятий по разграничению государственной собственности на землю.

Выслушав объяснения истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

       В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, иные нормативные акты, ограничивающие права собственника, применению не подлежат.

В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.

       Согласно ст. 218 ГК РФ граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации.

      В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

      Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью, а права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

      В соответствии со ст. 28 разд. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 № 154-ФЗ, экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

      Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы.

      В соответствии с п. 3 ст. 29 указанного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорных соглашениях условия использования приватизируемых или переданных в пользование объектов.

       В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что виды собственности на землю и ее недра определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

       Статьей 70 Земельного кодекса РСФСР определено, что все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских советов народных депутатов.          

       В ст. 9 Конституции РФ закреплена муниципальная собственность на землю.

       Государственная собственность РФ и ее субъектов и муниципальная собственность на имущество (кроме земли) разграничены Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность». К Постановлению даны три приложения: в первом говорится об объектах, которые находятся исключительно в собственности РФ (составляющие основные национальные богатства страны, необходимые для решения общегосударственных задач, обеспечения жизнедеятельности народного хозяйства в целом, оборонные и космические объекты, железнодорожный и другие виды общероссийского транспорта, крупнейшие предприятия и др.); во втором сказано об объектах имущества, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ (объекты, доминирующие в них, в зависимости от стоимости основных фондов и численности работников, объекты транспорта, связи, энергетики, здравоохранения, культуры и т.д.); в третьем - об объектах муниципальной собственности (производственные и непроизводственные объекты местного значения, общественного питания, культуры, здравоохранения и др.).

       В указанном акте Верховного Совета РФ ничего прямо не сказано о формах собственности на землю, но указано, что виды собственности на землю и другие природные ресурсы определяются в соответствии с законодательными актами РФ (п. 1).

В названном Постановлении закреплен принцип разграничения имущества (кроме земли) на государственную (федеральную и субъектов РФ) и муниципальную собственность.

Этот принцип можно и целесообразно применить и при разграничении собственности на землю на государственную (РФ и ее субъектов) и муниципальную.

        Земли, находящиеся в собственности РФ и субъектов РФ, являются государственной собственностью.

В ст. 214 ГК РФ государственная собственность на имущество определена как собственность, не являющаяся собственностью частной и муниципальной, то есть устанавливается, что государственная собственность - это собственность за минусом частной и муниципальной.

       Таким образом, право Муниципального образования «Шатурский район» на спорный земельный участок до его продажи подтверждено действующим законодательством Российской Федерации.

        Продажа земельного участка Салтыковой С.Н. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ произведена в соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.93 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также Указом Президента РФ от 25.03.92 № 301 «О продаже земельных участков» ( л.д.21-23).

        В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

        В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

         Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий.        

         Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

         Из сообщения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области следует, что Салтыковой С.Н. было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>»А» на основании того, что ДД.ММ.ГГГГ на данный участок зарегистрировано право Российской Федерации за .1 (л.д.7).

        В судебном заседании на основании исследованных доказательств установлено, что право Российской Федерации на указанный участок было зарегистрировано в нарушении действующего законодательства и ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».       

        Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и земельных отношений, будучи собственником, на нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. В силу положений ст. ст. 124 - 127 ГК РФ от имени РФ выступают ее органы власти в рамках своих полномочий. Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов РФ, муниципальными и частными землями.

        В силу ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 г.                 № 122 - ФЗ, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Право Российской Федерации, зарегистрированное на указанный участок, произведено в нарушении действующего законодательства и без наличия на то законных основаниях.

Таким образом, суд находит требования истца законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Салтыковой ФИО6 удовлетворить.

Прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> «А».

Признать за Салтыковой ФИО7 право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>».

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Федеральный судья                                                                                                   Н.А.Грошева

2-682/2012 ~ М-626/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Салтыкова Светлана Николаевна
Ответчики
Федеральная служба государственной регистрации
Суд
Шатурский городской суд Московской области
Судья
Грошева Наталья Александровна
Дело на странице суда
shatura--mo.sudrf.ru
28.03.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2012Передача материалов судье
30.03.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2012Судебное заседание
03.05.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2012Дело оформлено
01.06.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее