Дело № 2-8377/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Петропавловск-Камчатский ДД.ММ.ГГГГ
Петропавловск-Камчатский городской суд в составе:
председательствующего судьи Селибова А.Ф.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя прокурора ФИО5,
представителя ответчика ФИО6,
представителя третьего лица ООО «Партнер» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности организовать выполнение работ по приведению остановки общественного транспорта «УВД» по <адрес> по направлению движения в сторону <адрес> г. Петропавловска-Камчатскго в соответствие с требованиями действующего законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Петропавловска-Камчатского обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности привести остановку общественного транспорта «УВД» по <адрес> по направлению движения в сторону <адрес> г. Петропавловска-Камчатскго в соответствие с требованиями действующего законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Петропавловска-Камчатского совместно с ГИБДД УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что остановка общественного транспорта «УВД» по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском по направлению движения к <адрес> не оборудована пешеходным ограждением, также нет на площади автопавильона размещен торговый киоск (магазин), что нарушает требования указанных в исковом заявлении нормативно-правовых актов, не отвечает целям и задачам действующего законодательства, способно повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
ДД.ММ.ГГГГ представитель истца – старший помощник прокурора города Петропавловска-Камчатского ФИО4, действующий на основании доверенности, конкретизировал и уточнил исковые требования, просил возложить на Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа, обязанность организовать в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнение работ по приведению остановки общественного транспорта «УВД» по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском по направлению движения в сторону <адрес> г. Петропавловска-Камчатского, в соответствии с требованиями п.п. 5.3.1, 5.3.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52776-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ № 270-ст, пунктов 1, 3.10.7, 3.16.1, 5.3.3 Стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденного распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ИС-460-р, путем обустройства данной остановки пешеходным ограждением от начала посадочной площадки до ближайшей границы пешеходного перехода (км 1 + 366 – км 1 + 402; км 1 + 456 – км 1 + 580); реконструкции автопавильона указанной остановки с целью ликвидации размещено на его площади торгового объекта.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора города Петропавловска-Камчатского ФИО5, действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что иск не подлежит удовлетворению, так как на территории автопавильона торгового объекта в виде киоска нет, а установка ограждений уже ведется и в ближайшее время будет закончена.
Третьи лица МКУ «УДХ ПКГО», Отдел ГИБДД УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому, о времени и месте рассмотрения дела извещены в суд не явились.
Представитель третьего лица ООО «Партнер» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала заявленные требования необоснованными, так как на территории автопавильона действующего торгового объекта в виде киоска нет.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» приведено понятие автомобильной дороги. Автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно ст. 17 указанного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В пункте 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» приведён перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Установленные данным стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Частью 2 ст. 12 данного Федерального закона установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа, о чём указано в п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Аналогичное положение содержится также в Уставе Петропавловск-Камчатского городского округа (п. 5 ч. 1 ст. 11).
Под дорожной деятельностью в ст. 3 Федерального закона об автомобильных дорогах понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения: материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и её субъектов в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ст. 6 Федерального закона о безопасности дорожного движения).
В силу пп. 2 ст. 70 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа, собственностью городского округа являются автомобильные дороги местного значения в границах городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог, как имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Как установлено в судебном заседании, сооружения автобусная остановка общественного транспорта «УВД» по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском по направлению движения в сторону <адрес> г. Петропавловска-Камчатского является муниципальной собственностью, закреплена на праве оперативного управления за МКУ «Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа».
Согласно акта специальной проверки остановки общественного, составленным работниками прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского и ОГИБДД УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому, установлено автобусная остановка общественного транспорта «УВД», в наличие элементы автобусной остановки, по направлению движения <адрес>: дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса», автопавильон, остановочная площадка, посадочная площадка, тротуар. Отсутствие: пешеходное ограждение. Не отвечает требованиям – на площади автопавильона размещен торговый киоск (магазин).
Чем нарушены требования п. 3.10.7 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах»; пешеходное ограждение предусмотрено проектом организации дорожного движения (л.д. 11).
Общие технические требования к элементам автобусных остановок, правилам их размещения на автомобильных дорогах и их обустройству техническими средствами организации дорожного движения установлены Стандартом отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденным распоряжением Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ИС-460-р.
Пункты 3.10 – 3.10.7 ОСТ 218.1.002-2003 предусматривают технические требования к автопавильону, как элементу автобусной остановки, а именно:
3.10. Автопавильон.
3.10.1. Автопавильон предназначен для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.).
3.10.2. На дорогах IV категории допускается установка павильона с одной стороны дороги.
3.10.3. Автопавильон может быть закрытого типа или открытого (в виде навеса). Закрытый павильон должен иметь стены, доходящие до перекрытия павильона не менее чем с трех сторон. Открытый павильон имеет стены, не доходящие до перекрытия, или не более двух стен.
3.10.4. Выбор конструкции павильона осуществляют в зависимости от климатических условий района размещения автобусной остановки.
3.10.5. Размер автопавильона определяют с учетом количества одновременно находящихся в час пик на автобусной остановке пассажиров из расчета 4 чел./кв. м.
3.10.6. Ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки.
3.10.7. Не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков.
В силу п. 3.1 ОСТ 218.1.002-2003, остановочные площадки предназначены для остановки автобусов, движущихся по установленным маршрутам, с целью высадки и посадки пассажиров.
Согласно п. 3.16.1 ОСТ 218.1.002-2003 торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания.
Согласно разделу 1 «Область применения» Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ № 270-ст, он распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.
Пунктом 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 установлены требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов, в том числе:
5.3.3.1. Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов:
- остановочная площадка;
- посадочная площадка;
- заездной «карман»;
- боковая разделительная полоса;
- тротуары и пешеходные дорожки;
- автопавильон;
- пешеходный переход;
- скамья;
- урна для мусора;
- технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения);
- освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Согласно определению понятий, приведенному в «НПБ 103-95 Нормы государственной противопожарной службы МВД России. Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования», утвержденных ГУГПС МВД РФ, введенных Приказом ГУГПС МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5, киоск - одноэтажное сооружение общей площадью до 20 кв. м, предназначенное для оптовой или розничной торговли, осуществляемой без доступа покупателей внутрь сооружения. Павильон представляет собой сооружение, предназначенное для оптовой или розничной торговли, с обслуживанием покупателей внутри помещения.
Согласно ст. 346.27 НК РФ киоском признается строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца. Павильон - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест (пп. 4 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).
Уставом Петропавловск-Камчатского городского округа предусмотрено, что к исполнительно-распорядительным полномочиям администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в лице её органов относится: решение вопросов создания, использования объектов муниципальной собственности; создание в соответствии с установленным Городской Думой порядком муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений; организация подготовки генерального плана города, проектов детальной планировки и застройки районов, микрорайонов и других градостроительных комплексов, проектов инженерных сооружений и благоустройства города, разработка правил застройки города в соответствии с его генеральным планом, организация экспертизы проектов; размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд; благоустройство магистральных дорог и улиц общегородского значения (п.п. 3, 4, 11, 23, 28, 31, ч. 1 ст. 48).
В силу ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Прокурором не представлено доказательств расположения на территории автопавильона, либо площадке ожидания, либо посадочной площадке действующего торгового объекта в виде киоска, в связи с чем, требования о реконструкции автопавильона указанной остановки с целью ликвидации размещено на его площади торгового объекта не подлежат удовлетворению.
Суд удовлетворяет требования прокурора в части возложении обязанности на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать выполнение работ по оборудованию пешеходным ограждением участка автомобильной дороги, расположенной, расположенной в г. Петропавловске-Камчатском, до ближайшей границы пешеходного перехода, поскольку пешеходное ограждение предусмотрено проектом организации дорожного движения.
Согласно п. «а» п.п. 1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 1.0-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ст, стандартизация осуществляется в целях повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан.
В соответствии с требованиями ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах»:
5.3.1. Для упорядочения движения пешеходов на автобусных остановках, имеющих надземные или подземные пешеходные переходы, устанавливают пешеходные ограждения, размещаемые от границы посадочной площадки до пешеходного перехода через проезжую часть.
5.3.2. На разделительной полосе дорог I категории пешеходные ограждения устанавливают на разделительной полосе на расстоянии по 100 м в обе стороны от места расположения подземного или наземного пешеходного перехода.
5.3.3. При необходимости допускается установка пешеходных ограждений на автобусных остановках с наземными пешеходными переходами. При этом ограждения размещают от начала посадочной площадки до ближайшей границы пешеходного перехода.
Таким образом, нарушение собственником автомобильной дороги требований, применение которых регламентировано ОСТ 218.1.002-2003, в части не оборудования пешеходным ограждением участка автомобильной дороги, расположенной, расположенной в г. Петропавловске-Камчатском, до ближайшей границы пешеходного перехода, не отвечает целям и задачам действующего законодательства, что способно повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а именно граждан, являющихся участниками дорожного движения на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
Руководствуясь статьями 45,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности организовать выполнение работ по приведению остановки общественного транспорта «УВД» по <адрес> по направлению движения в сторону <адрес> г. Петропавловска-Камчатского в соответствие с требованиями действующего законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, удовлетворить частично.
Возложить обязанность на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать выполнение работ по проведению остановки общественного транспорта «УВД» по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском по направлению движения в сторону <адрес> г. Петропавловска-Камчатского, в соответствии с требованиями п.п. 5.3.1, 5.3.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52776-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ № 270-ст, пунктов 1, 3.10.7, 3.16.1, 5.3.3 Стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденного распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ИС-460-р, путем обустройства данной остановки пешеходным ограждением от начала посадочной площадки до ближайшей границы пешеходного перехода (км 1 + 366 – км 1 + 402; км 1 + 456 – км 1 + 580).
В удовлетворении иска прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности организовать выполнение работ по приведению остановки общественного транспорта «УВД» по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском по направлению движения в сторону <адрес> г. Петропавловска-Камчатского в соответствие с требованиями действующего законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, а именно реконструкции автопавильона указанной остановки, с целью ликвидации размещенного на его площади торгового объекта, отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.Ф. Селибов
Копия верна:
Судья А.Ф. Селибов