Дело № 2-215/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2020 года г.о. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Д.,
при секретаре судебного заседания Королевой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зубовой ФИО5 к ФГБУ ФКП «Росреестра» по Московской области об исправлении реестровой ошибки,
У С Т А Н О В И Л :
Зубова О.В. обратилась в Щёлковский городской суд Московской области с иском к ФГБУ ФКП «Росреестра» по Московской области об исправлении реестровой ошибки.
В обоснование исковых требований указав, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок № по <адрес>, площадью 800 кв.м.
Данное право возникло у истицы на основании Постановления Главы Администрации Щелковского муниципального района Московской области от 29.07.1993 года № «О закреплении земель за садоводческим товариществом «Заозерный».
Земельному участку, предоставленному Зубовой О.В., был присвоен кадастровый №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения садоводства, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Границы данного земельного участка в соответствовании с требованиями действующего законодательства не установлены.
Обращаясь к ответчику - ФГБУ ФКП «Росреестра» по Московской области – истцу дважды было отказано в установлении границ земельного участка, что существенно нарушает права и законные интересы истца.
На основании изложенного, истец Зубова О.В. просит суд:
Исправить реестровую ошибку в отношении земельного участка №, расположенного по адресу <адрес>, имеющему кадастровый №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения садоводства.
В судебном заседании представитель истца, действующая по доверенности, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика - ФГБУ ФКП «Росреестра» по Московской области, действующая по доверенности, просила в иске отказать, как к ненадлежащему ответчику.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
На основании ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельный участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2010 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
До 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
Порядок предоставления в собственность граждан, являющихся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определен п. 2.8. ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ", в соответствии с которым в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
- протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
- сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно ст. 49 Федерального закона от дата № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов, в том числе: 1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания. 3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Из материалов дела усматривается, что на основании Постановления Главы Администрации Щёлковского муниципального района № от 29.07.1993 года «О закреплении земель за садоводческим товариществом «Заозерный» (л.д. 11) С/Т «Заозерный» был выделен земельный участок под коллективное садоводство, площадью 70,3 га, в том числе:
- в коллективную собственность товарищества земли общего пользования площадью 5,8 га в соответствии с проектом планировки;
- в собственность членов садоводческого товарищества 58,3 га согласно списков;
- в пожизненно-наследуемое владение 6,2 га по списку.
Согласно Приложению к вышеуказанному Постановлению, содержащего фамилии граждан, Зубовой О.В. на праве собственности был предоставлен земельный участок № по <адрес> площадью 800 кв.м.
Земельному участку, предоставленному Зубовой О.В., был присвоен кадастровый №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения садоводства, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> <адрес>.
Границы данного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены.
Обращаясь к ответчику - ФГБУ ФКП «Росреестра» по Московской области – истцу было отказано в установлении границ земельного участка.
Так, уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета вх. № от 98.11.2017 года, Зубовой О.В. было выдано уведомление о приостановлении действий государственного кадастрового учета в связи с изменениями основных характеристик в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения садоводства, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, поскольку:
- качество представленного межевого плана (электронного образа) проекта межевания, утвержденного Постановлением Администрации Щелковского муниципального района Московской области от 12.11.2012 года №, не позволяет в полном объеме прочитать текст документа
- границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения садоводства, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> <адрес> пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №, сведения о котором содержатся в ЕГРН
- качество представленного межевого плана (электронного образа) проекта межевания, утвержденного Постановлением Администрации Щелковского муниципального района Московской области от 12.11.2012 года №, не позволяет в полном объеме прочитать текст документа
- границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения садоводства, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> <адрес> пересекают границы муниципального образования <данные изъяты>
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.).
При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, установив, что Зубовой О.В. было выдано уведомление о приостановлении действий государственного кадастрового учета в связи с изменениями основных характеристик в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 800 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения садоводства, адрес: <адрес>, при этом заявленные исковые требования истцом не уточнялись, ответчики – собственники земельных участков (с кадастровым номером №, сведения о котором содержатся в ЕГРН, а также представители муниципальных образований - <данные изъяты> истцом к участию в деле не привлекались, а заявленные исковые требования направлены исключительно к ФГБУ ФКП «Росреестра» по Московской области – органу, наделенному полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества, что противоречит нормам и правилам действующего законодательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Зубовой ФИО6 к ФГБУ ФКП «Росреестра» по Московской области об исправлении реестровой ошибки удовлетворению не подлежат, как предъявленные к ненадлежащему ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Зубовой ФИО7 к ФГБУ ФКП «Росреестра» по Московской области об исправлении реестровой ошибки
– отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение месяца.
Судья О.Д. Колесникова