дело № 2-920/18
Решение
Именем Российской Федерации
15 февраля 2018 года г.Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кулагиной И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Шариповой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончаровой ФИО5 к индивидуальному предпринимателю Казакову ФИО6 об установлении факта трудовых отношений, обязании перечислить страховые взносы, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,
Установил:
Гончарова В.В. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с иском к индивидуальному предпринимателю Казакову П.Г. об установлении факта трудовых отношений, обязании перечислить страховые взносы, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.
В обоснование иска указала, что 03 января 2011 года была принята на работу в должности администратора к ИП Казакову П.Г., о чем в трудовой книжке сделана запись №, приказ о приеме на работу № от 03 января 2011 года.
Трудовой договор с истцом не заключался, приказ о приеме на работу на руки не выдавался.
В период с 03 января 2011 года по ноябрь 2017 года истец осуществляла трудовую деятельность у ответчика.
В ноябре 2017 года истцу стало известно, что с 2013 года ответчик не производит за нее обязательные отчисления в пенсионный фонд.
Полагает, что данное обстоятельство нарушает ее права, в том числе на получение трудовой пенсии в большем объеме.
Просит: установить факт трудовых отношений с ИП Казаковым П.Г. в период с 01 января 2013 года по 30 ноября 2017 года; обязать ИП Казакова П.Г. перечислить в Пенсионный фонд РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховую часть трудовой пенсии за Гончарову В.В. за период 2013-2017 годы; взыскать с ИП Казакова П.Г. компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что в ноябре 2017 года ее без объяснения причин отстранили от работы, однако запись об увольнении в трудовую книжку работодатель не внес, об увольнении не предупредил.
В судебное заседание ответчик не явился, извещен. Возражений по существу заявленных требований не представил.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения -отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст.56 Трудового кодекса РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
В Постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. №225 "О трудовых книжках" указано, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В материалы дела представлена копия трудовой книжки Гончаровой В.В. №, из которой следует, что 03 января 2011 года истец принята на работу в ИП Казаков П.Г. администратором, приказ № от 03 января 2011 года, о чем в трудовую книжку внесена запись № (л.д.11-12).
Оригинал трудовой книжки находится на руках у истца, представлен суду на обозрение.
Сведений о том, что данная запись внесена ошибочно, признана недействительной, материалы дела не содержат.
Запись об увольнении в трудовой книжке отсутствует. Сведений о расторжении трудового договора с истцом суду не представлено и материалы дела не содержат.
В материалы дела представлена справка о доходах физического лица Гончаровой В.В. за 2012 год, где в качестве налогового агента указан Казаков П.Г. (л.д.17), сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, где в период с 2011 год по 2013 год в качестве работодателя указан Казаков П.Г. (л.д.18-20).
Также в материалы дела представлено уведомление от 18 ноября 2017 года за подписью ИП Казакова П.Г. о необходимости явиться на работу для дачи объяснений по поводу длительного отсутствия на рабочем месте, а также отсутствия оригинала трудовой книжки в сейфе работодателя (л.д.30).
Исходя из изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для установления факта трудовых отношений между истцом и ответчиком с 01 января 2013 года по 30 ноября 2017 года, поскольку наличие таких отношений с 03 января 2011 года по настоящее время подтверждено документально в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Требований, касающихся прекращения трудовых отношений (об оспаривании увольнения либо об обязании внести запись в трудовую книжку об увольнении), истцом в ходе судебного разбирательства не заявлялось.
Из материалов дела следует, что сведения о выплаченном доходе Гончаровой В.В. за 2013-2017 годы в базе данных налогового органа отсутствуют (л.д.16). Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ работодателем за указанный период не отчислялись (л.д.18-20).
Достоверных доказательств, опровергающих данное обстоятельство, суду не представлено.
Согласно ст.8 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В силу положений ст.6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно ст.14 указанного Федерального закона, страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Согласно ст.15 указанного Федерального закона, застрахованные лица имеют право беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из изложенных правовых норм, суд полагает требование истца об обязании ответчика перечислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на страховую часть трудовой пенсии за 2013-2017 годы обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Требование истца о компенсации морального вреда суд полагает не подлежащим удовлетворению в связи с отсутствием оснований, предусмотренных действующим законодательством.
Оснований для взыскания судебных расходов в соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ судом также не установлено, поскольку доказательств их несения истцом в материалы дела не представлено.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования – удовлетворить частично.
Обязать индивидуального предпринимателя Казакова ФИО7 перечислить в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ №18 по г.Москве и Московской области страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на страховую часть трудовой пенсии за 2013-2017 годы на Гончарову ФИО8.
В удовлетворении иска Гончаровой ФИО9 об установлении факта трудовых отношений, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий
судья И.Ю.Кулагина