Производство№ 2-7407/2020
УИД 28RS0004-01-2020-010465-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
При секретаре Повагиной Д.В.
С участием представителя истца Сибирёва Д.С., представителя УМВД России по Амурской области Мазиной Г.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой А. А. к УМВД России по Амурской области об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии, понуждении восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
Федорова А.А. обратилась в суд с иском в котором, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования просит признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Амурской области, выраженное в протоколе № 102 от 30 июля 2020 года, о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом членов семьи; обязать жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Амурской области восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом членов семьи - Артюшина А.П., Федорова М.В.
В обоснование иска истец ссылается, что решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Амурской области, выраженном в протоколе заседания комиссии № 102 от 30 июля 2020 года, она и члены ее семьи сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий УМВД России по Амурской области в связи с отсутствием оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договору социального найма. С данным решением не согласна. Основанием для снятия с регистрационного учета послужило то обстоятельство, что она совершила действия, направленные на ухудшение ее жилищных условий, что выразилось в том, что она вселила в жилое помещение, которое она занимает на условиях договора социального найма, своих внуков. Указанных действий не совершала, несовершеннолетние внуки являются детьми ее сына Артюшина А.П., который также состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и зарегистрирован по этому адресу с момента вселения семьи. Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, снимаются с данного учета в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ, давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Между тем, такого основания для снятия с учета как умышленное ухудшение жилищных условий ранее в Жилищном кодексе РСФСР не было предусмотрено.
В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал, пояснил об обстоятельствах, изложенных в иске. Дополнительно пояснил, что основанием для принятия решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий явились предоставленные Федоровой А.А. в жилищно-бытовую комиссию УМВД документы, согласно которым она и ее сыновья имеют по договору социального найма 2-х комнатную квартиру, общей площадью 49,8 кв.м., расположенную по адресу: ***. Учитывая это, комиссия путем вычисления учетной нормы, приняла решение о снятии Федоровой А.А. с семьей в составе 3-х человек (Федорова А.А., ее сыновья Артюшин А.П., Федоров В.М.) с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2012 году квартира, в которой проживает Федорова А.А. и ее дети, была предоставлена им на условиях договора социального найма. Обеспеченность жилой площади истца составляет менее нормы жилой площади на одного члена семьи, в связи с чем, оснований для ее снятия с учета отсутствовали. На основании рапорта от 16 августа 1994 года Федорова А.А. вместе с супругом Федоровым В.Н. были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий УМВД России по Амурской области в составе 3 человек – Федоров В.Н., супруга Федорова А.А., сын супруги Артюшин А.П. 16 июля 1995 года у Федорова В.Н. и Федоровой А.А. рожден сын Федоров М.В. 24 июля 2001 года Федоров В.Н. умер. На основании заявления Федоровой А.А. (вдовы) от 3 октября 2001 года она оставлена в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий вместо Федорова В.Н. При постановке истца на учет Постановление мэра г. Благовещенска от 12 апреля 2005 года № 975 о размере учетной нормы площади жилого помещения 14 кв.м. для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не действовало. При постановке Федоровой А.А. и членов ее семьи на учет в 1994-1995 гг., в Амурской области действовало решение Амурского областного совета народных депутатов исполнительного комитета «О размере жилой площади при постановке на учет» от 9 апреля 1990 года, которое устанавливало с 1 мая 1990 года размер жилой площади для постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере 9,0 кв.м. на одного члена семьи. Так как норма жилой площади составляла 9 кв.м. на одного члена семьи на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1994 году, норма жилой площади для 3 человек составляла 9х3 = 27 кв.м. Общая жилая площадь квартиры составляет согласно техническому паспорту 26,7 кв.м. Таким образом, в 2012 году семья Федоровой А.А. не перестала нуждаться в улучшении жилищных условий по основаниям, которые существовали на момент постановки на учет. Фактически основанием для снятия с учета семьи истца послужило изменение учетной нормы жилой площади. Кроме того, обжалуемое решение не содержит указания на основание для снятия граждан с учета. Изменение семейного положения члена семьи нанимателя не является основанием для снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Вселение внуков не является условием, повлекшим ухудшение жилищных условий.
В судебном заседании представитель ответчика, не согласившись с иском указала, что Федоров В.Н. проходил службу в органах внутренних дел по Амурской области в период до 2001 года, исключен из список личного состава за смертью 24 июля 2001 года. Согласно рапорту и решению жилищно-бытовой комиссии УВД от 14 декабря 1994 года № 14, Федоров В.Н. с 16 августа 1994 года состоял в УВД на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека (он, супруга Федорова А.А., сын супруги Артюшин А.П.) на основании п. 5 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, в связи с тем, что проживал с семьей в общежитии УВД по адресу: ***. На основании заявления Федоровой А.А. от 3 октября 2001 года, п. 4 абз. 2 ст. 32 ЖК РСФСР, в связи со смертью Федорова В.Н., его вдова продолжала стоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с двумя детьми Артюшиным А.П., Федоровым М.В. 30 июля 2020 года решением жилищно-бытовой комиссии УМВД, протокол № 102, Федорова А.А. с семьей в составе три человека снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ в связи с утратой оснований, которые до введения Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договору социального найма. Основанием для принятия решения явились представленные Федоровой А.А. 20 июля 2020 года в жилищно-бытовую комиссию документы, согласно которым она и ее сыновья имеют в социальном найме 2-х комнатную квартиру, общей площадью 49,8 кв.м., расположенную по адресу: ***. Ранее документы о составе семьи и жилищных условиях Федоровой А.А. не предоставлялись, несмотря на направляемые в ее адрес уведомления. Поскольку уровень обеспеченности семьи превысил учетную норму – 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, и составил 16,6 кв.м. на каждого члена семьи (49,8/3), жилищно-бытовой комиссией УМВД принято решение о снятии истца и членов ее семьи с учета. Решение о снятии с учета принято комиссией 30 июля 2020 года, в установленный ч. 2 ст. 56 ЖК РФ срок. Обязанность по предоставлению в уполномоченный орган сведений об улучшении своих жилищных условий, изменений состава семьи, является обязанностью заявителя. Не поставив своевременно в известность жилищно-бытовую комиссию УМВД о приобретении в социальный найм квартиры общей площадью 49,8 кв.м., Федорова А.А. безосновательно сохранила за собой право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД от 3 ноября 2020 года № 107 из пункта 2.1 решения комиссии от 30 июля 2020 года № 102 исключены слова «кроме того, комиссия отмечает, что вселение в жилое помещение по адресу: *** Федоровой А.А. своих внуков, является намеренным ухудшением ее жилищных условий, направленных на сохранение права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий».
В судебное заседание не явились истец, третьи лица Артюшин А.П., Федоров М.В., о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили, заявлений об отложении рассмотрения дела не поступало, истец обеспечила явку своего представителя.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что Федоров В.Н. проходил службу в органах внутренних дел по Амурской области с 4 июня 1993 года.
Решением жилищно-бытовой комиссии УВД по Амурской области, оформленным протоколом № 14 от 14 декабря 1994 года, Федоров В.Н. на основании поданного им рапорта от 16 августа 1994 года, принят на учет для улучшения жилищных условий с учетом членов семьи – 3 человека (Федоров В.Н., супруга Федорова А.А., сын супруги Артюшин А.П.).
Судом установлено и подтверждается материалами учетного дела Федоровой А.А., что принятие Федорова В.Н. на учет для улучшения жилищных условий произведено на основании п. 5 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР в связи с проживанием в общежитии УВД по адресу: ***
В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки Федорова В.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР устанавливались основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Так в силу пункта 5 указанной статьи нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
Как усматривается из свидетельства о рождении I-ЖО № ***, 16 июля 1995 года у Федорова В.Н. и Федоровой А.А. родился сын Федоров М.В.
Согласно свидетельству о смерти I-OT № *** от 25 июля 2001 года, Федоров В.Н. умер 24 июля 2001 года, приказом УВД г. Благовещенска от 29 июля 2001 года № 169 исключен из списков личного состава за смертью с 24 июля 2001 года.
В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Согласно п. 4 абз. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
На основании заявления Федоровой А.А. от 3 октября 2001 года об оставлении в очереди на улучшении жилищных условий вместо ее умершего супруга Федорова В.Н., Федорова А.А. продолжала состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с двумя сыновьями Артюшиным А.П., Федоровым М.В.
20 июля 2020 года Федоровой А.А на имя начальника УМВД России по Амурской области подано заявление в котором просит считать ее нуждающейся в жилом помещении с учетом членов семьи – 5 человек: Федорова А.А., Артюшин А.П. (сын), Федоров М.В. (сын), Артюшина Л.А. (внучка), Артюшина А.А. (внучка). Указала, что зарегистрированы и проживают на основании договора социального найма по адресу: ***. К данному заявлению приложен договор социального найма жилого помещения № 292 от 23 марта 2009 года, дополнительное соглашение к нему от 24 марта 2020 года, согласно которому Федоровой А.А. в бессрочное владение и пользование передается жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2-х комнат, в отдельной квартире, общей площадью 49,8 кв.м., в том числе жилой 26,7 по адресу: ***.
Как следует из выписки из протокола № 102 заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Амурской области от 30 июля 2020 года в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Федорова А.А. с семьей в составе из 3 человек (она; сын – Артюшин А.П., сын – Федоров М.В.) с 16 марта 2012 года снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий УМВД России по Амурскойобласти, в связи с отсутствием оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договору социального найма.
Из данного протокола заседания жилищно-бытовой комиссии следует, что в настоящее время Федорова А.А. (с 13.05.1994) зарегистрирована, совместно с сыном Артюшиным А.П. (с 13.05.1994), сыном Федоровым М.В. (с 16.07.1995), внучкой Артюшиной Л.А. *** г.р. (с 28.01.2020), внучкой Артюшиной А.А. *** г.р. (с 28.01.2020), в квартире, общей площадью 49,8 кв. метров, расположенной по адресу: ***, на основании договора социального найма жилого помещения от 23 марта 2009 года № 292, дополнительного соглашения от 24 марта 2020 года № 292/1. Постановлением администрации г. Благовещенска от 14 марта 2012 года № 1190 (вступило в законную силу с 16 марта 2012 года) общежитие, расположенное по адресу: *** передано в ведение администрации г. Благовещенска и является многоквартирным домом.Согласно ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления мэра г. Благовещенска от 12 апреля 2005 года № 975 «О размере учетной нормы площади жилого помещения для принятия на учет граждан вкачестве нуждающихся в жилых помещениях» с 1 марта 2005 года установлен размер учетной нормы жилого помещения для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 14,0 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Учитывая изложенное, комиссия пришла к выводу, что на дату изменения статуса общежития, расположенного по адресу: ***, на многоквартирный жилой дом, семья Федоровой А.А. состояла из 3 человек (она, сын – Артюшин А.П., сын – Федоров М.В.) и проживала на основании договора социального найма жилого помещения от 23 марта 2009 года № 292 в квартире № ***, общей площадью 49,8 кв. метров, следовательно на каждого члена семьи приходилось по 16,6 кв. метров общей площади жилого помещения, что выше установленной учетной нормы.
Не согласившись с данным решением о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, истцом инициирован настоящий иск в суд. В обоснование которого указывает, что к спорным правоотношениям должна применяться учетная норма жилой площади, действующая на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1994 году, в размере 9 кв.м. на одного члена семьи. Поскольку согласно техническому паспорту от 5 марта 2009 года общая жилая площадь составляла 26,7 кв.м., а норма жилой площади для трех человек составляла 27 кв.м. (9х3), то семья истца не перестала нуждаться в улучшении жилищных условий.
Рассматривая обоснованность заявленных истцом требований, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как усматривается из материалов дела, Федоров В.Н. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий УМВД России по Амурской области 14 декабря 1994 года на основании п. 5 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, в связи с тем, что проживал с семьей в общежитии УВД по адресу: ***
На момент постановки Федорова В.Н., с учетом членов семьи Федоровой А.А., Артюшина А.П. на учет действовала статья 29 Жилищного кодекса РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Одним из таких оснований являлось проживание граждан в общежитиях, которое не связывалось с размером жилой площади, приходящейся на проживающего в общежитии (п. 5 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР).
Вместе с тем, 16 марта 2012 года статус общежития был изменен, общежитие передано в ведение Администрации г. Благовещенска, ему присвоен статус многоквартирного жилого дома, в связи с чем с Федоровой А.А. был заключен договор социального найма жилого помещения.
Таким образом, в связи с утратой жилым помещением, занимаемым семьей Федоровой А.А. статуса общежития, было утрачено основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало им право на получение жилого помещения по договору социального найма, что в силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» является основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением мэра г. Благовещенска от 12 апреля 2005 года № 975 «О размере учетной нормы площади жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» с 1 марта 2005 года размер учетной нормы жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен в размере 14,0 кв. метра общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Тем самым учетная норма жилого помещения для принятия Федоровой А.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с учетом членом семьи сына Артюшина А.П., сына Федорова М.В., должна составлять менее 42 кв.м. (14 кв.м. х 3).
Техническим паспортом жилого помещения на квартиру № *** по адресу: *** (паспорт составлен по состоянию на 5 марта 2009 года) подтверждается, что общая площадь квартиры, в которой на основании договора социального найма жилого помещения проживают Федорова А.А. и члены ее семьи Артюшин А.П., Федоров М.В., составляет 49,8 кв.м.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обеспеченность семьи истца жилым помещением превышает учетную норму 14 кв.м. на человека, в связи с чем оснований состоять на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения у Федоровой А.А., членов ее семьи Артюшина А.П., Федорова М.В., не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Как установлено судом, решение о снятии истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях принято 30 июля 2020 года, на основании представленных 20 июля 2020 года Федоровой А.А. документов, то есть в установленный законом срок. Решение о снятии с учета содержит основания для принятия такого решения.
Учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии у жилищно-бытовой комиссии оснований для снятии истца с составом семьи 3 человека с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий УМВД России по Амурской области.
Оснований для признания незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, оформленного протоколом № 102 от 30 июля 2020 года, не имеется, в связи с чем требования истца о понуждении восстановить Федорову А.А., Артюшина А.П., Федорова М.В. на регистрационном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Федоровой А. А. в удовлетворении исковых требований к УМВД России по Амурской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии № 102 от 30 июля 2020 года о снятии с регистрационного учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении восстановить Федорову А. А., Артюшина А. П., Федорова М. В. на регистрационном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурском областном суде в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, через Благовещенский городской суд, начиная с 22 декабря 2020 года.
Судья Н.Н. Матюханова