РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Серикова В.А.,
при секретаре Безденежной И.Ю.,
при участии представителя административного истца Поповой А.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Самарской области к Воржеву С.И. о взыскании страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование,
установил:
Административный истец обратился в суд с иском к Воржеву С.И. о взыскании страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное страхование, в обоснование заявленных требований указал, что Воржев С.И. явлется плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Воржев С.И. своевременно и в полном объеме не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ. В результате чего задолженность по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ составила: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии – 17 328,48 руб.; на обязательное медицинское страхование в ФФОМС- 3 399,05 руб. Сумма пеней, начисленных административному ответчику за несвоевременную уплату страховых взносов составила: пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии – 3 232,08 руб., пени на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии- 789,96 руб., сумма пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС- 300,85 руб.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени от ДД.ММ.ГГГГ.в добровольном порядке ответчик не исполнил.
На основании изложенного налоговый орган просил взыскать с Воржева С.И. в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Самарской области недоимку по страховым взносам и пени в общей сумме 25 050,42 руб., из которых: взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии – 17 328,48 руб.; пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии – 2 232,08 руб.; пени на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии- 789,96 руб., взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС- 3 399,05 руб.; пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС- 300,85 руб.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования и просил взыскать с административного ответчика задолженность по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 20 232,08 руб., из которых: недоимка по взносу на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии- 17 328,48 руб., пени по взносу на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии- 2 903,60 руб.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные исковые требования.
В судебное заседание административный ответчик не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается его распиской. Административный ответчик о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил. Ранее административным ответчиком был представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что административный ответчик частично не согласен с иском так как в течение ДД.ММ.ГГГГ им частично погашалась задолженность, кроме того, у него имеется уведомление УПФР о наличии у него переплаты по взносам на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 102,51 руб.
Представить заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области, в суд не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу ч.2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя административного ответчика.
Суд, изучив материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. 2. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовавшем на момент начисления взносов) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно частям 1 и 2 статьи 18 указанного федерального закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно частям 1,2,3,4 и 8 статьи 16 указанного федерального закона расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В соответствии со ст.12 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
Применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов;
2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей части;
2.1) Фонд социального страхования Российской Федерации - 1,8 процента в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации");
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента.
Согласно ч.1 ст.14 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно ч.1.1 ст.14 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно ч.1.2 ст.14 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
По смыслу Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» пенсионное страхование является обязательным, а не добровольным.
В соответствии с ч.11 ст.14 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2014 г. составляет 5 554 рублей (ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ).
Согласно Федеральному закону № 250-ФЗ от 03.07.2016 года с 01.01.2017 года утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 года № 121-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», одновременно внесены в ряд законов по вопросам, касающимся порядка уплаты и взыскания страховых взносов.
Федеральным законом от 03.07.2016 года № 243-ФЗ в часть вторую Налогового кодекса РФ введена глава 34 «Страховые взносы».
В соответствии с п.2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу вышеприведенных норм Законов, администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование передано налоговым органам.
Судом установлено, что Воржев С.И. является адвокатом, в связи с чем, был обязан производить оплату обязательных страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ и ФСС РФ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Воржева С.И. было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате недоимки по страховым взносам и пеней с предложением уплатить недоимку в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Требования административным ответчиком исполнены не были, в связи с чем, УПФ РФ обратилось к мировому судье судебного участка № 116 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности и пени. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был вынесен судебный приказ, однако определением от ДД.ММ.ГГГГ мировой судья отменил судебный приказ на основании заявления должника.
На основании Федерального закона от 03.07.2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в сроки, установленный ст. 286 КАС РФ.
Из материалов дела следует, что задолженность Воржева С.И. составляет по взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии – 20 232,08 руб. Указанная сумма задолженности определена с учетом выплаты административным истцом части задолженности по взносам в размере 3 399,05 руб. оплата которой произведена ДД.ММ.ГГГГ, согласно представленному административным ответчиком платежному документу (л.д. 37). В виду вышеизложенного, указанная задолженность подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
Доводы административного ответчика о наличии у него переплаты суд во внимание не принимает, поскольку факт переплаты имелся на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до выставления требования №, задолженность по указанному требованию в размере 25 031,23 руб. (без учета частичного погашения задолженности административным ответчиком в ДД.ММ.ГГГГ) подтверждается письменными пояснениями УПФ РФ.
В соответствии с ч.1 ст.25 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
В соответствии с ч.2,3 ст.25 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты.
В соответствии с ч.5,6,7 ст.25 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку суд пришел к выводу о несвоевременной уплате административным ответчиком страховых взносов, поэтому полагает возможным взыскать с него пени: пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии – 2 903,60 руб. При этом, представленный административным истцом расчет пени суд находит верным, данный расчет учитывает частичное погашение пени административным ответчиком: частичная оплата пени 300,85 руб., 789,96, 328,48 руб. оплата которых произведена ДД.ММ.ГГГГ, согласно представленных административным ответчиком платежных документов (л.д. 25-27).
Платежи, произведенные административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в сумме по 500 руб. каждый при взыскании настоящей задолженности не принимаются во внимание, поскольку согласно платежных документов (л.д. 28) данные платежи погашают задолженность за более ранний период ДД.ММ.ГГГГ, на что прямо указано в данных платежных документах.
В соответствии со ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного суда Российской Федерации) относится к доходам бюджетов городских округов, в связи с чем, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход г.о. Тольятти.
В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении требования административного истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика в силу ч.1 ст.114 КАС РФ подлежит взысканию государственная пошлина доход бюджета г.о. Тольятти в размере 806,33 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180,290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Воржева С.И. (место жительства: <адрес>) в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Самарской области недоимку и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в размере 20 232 (двадцать тысяч двести тридцать два) рубля 08 копеек, в том числе: взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии – 17 328,48 руб., пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии – 2 903,60 руб.
Взыскать с Воржева С.И. в доход бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 806 (восемьсот шесть) рублей 33 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись
Копия верна. Судья: