Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-486/2015 ~ М-217/2015 от 12.02.2015

Дело №2-486/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2015г. с.Устье, Усть-Кубинский район,

Вологодская область

Сокольский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Полицына С.И.,

при секретаре Менемчиадис Ю.Н.,

с участием заявителя Антоновой С.Д. и ее представителя Киселева А.Н.,

представителя администрации Устьянского сельского поселения Усть-Кубинского района Вологодской области Семенова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Антоновой С.Д. о признании незаконным отказа администрации Устьянского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Антонова С.Д. обратилась в суд с заявлением по оспариванию отказа администрации Устьянского сельского поселения Усть-Кубинского района Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В обоснование заявленного требования Антонова С.Д. указала, что является женой умершего участника Великой Отечественной войны - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии с установленным законодательством РФ порядком заявитель обратилась в администрацию Устьянского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением администрации от ДД.ММ.ГГГГ.(протокол жилищной комиссии №) в постановке на учет ей было отказано на основании п.1 ст.6 Закона Вологодской области от 29.06.2005г. №1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан», а также с указанием на то, что предоставленное ей в настоящее время на основании типового договора найма жилого помещения в специальном жилом доме для одиноких престарелых от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение - комната в <адрес> по площади (<данные изъяты>) превышает учетную норму, учитываемую при постановке на учет (<данные изъяты> Считает, что администрацией не учтено то обстоятельство, что то же самое жилое помещение, предоставленное ей ранее на основании договора найма(аренды), содержания жилого помещения и предоставления коммунальных услуг в домах муниципального фонда от ДД.ММ.ГГГГ. имело площадь <данные изъяты> т. е. менее учетной нормы. В связи с тем, что перепланировка(реконструкция) указанного жилого помещения не осуществлялась, считает, что администрацией без выяснения причин данного расхождения по площади взята за основу ошибочная площадь, в результате чего были нарушены ее права на обеспечение жильем. Просила признать незаконным отказ администрации Устьянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в постановке Антоновой С.Д. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и администрацию Устьянского сельского поселения осуществить постановку Антоновой С.Д. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В судебном заседании заявитель Антонова С.Д. и ее представитель в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ Киселев А.Н., подтвердили доводы и основания требований, приведенные в заявлении, с учетом позиции представителя администрации поселения в судебном заседании уточнили заявленные требования - просят признать незаконным отказ администрации Устьянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в постановке Антоновой С.Д. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и обязать администрацию Устьянского сельского поселения передать учетное дело по постановке заявителя на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, компетентному органу местного самоуправления.

Представитель администрации Устьянского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Семенов В.В., действующий на основании прав по должности, полагает заявленные требования необоснованными, просил в удовлетворении заявления отказать. Дополнительно пояснил, что квартира, в которой проживает заявитель состоит из двух комнат и вспомогательных помещений – коридора и кухни, площадь которых составляет <данные изъяты>. Указанная площадь вспомогательных помещений, с учетом комнат, была разделена на два, результат сложен с площадью комнаты, в которой проживает Антонова С.Д., в результате общая площадь жилого помещения составила <данные изъяты> что превышает учетную норму, установленную поселением для постановки на учет. Также отметил, что с 01 января 2015 года на территории Устьянского сельского поселения решение полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений, связанных с обеспечением граждан жилыми помещениями, относится к компетенции администрации Усть-Кубинского муниципального района.

Суд, заслушав объяснения заявителя и ее представителя, представителя администрации Устьянского сельского поселения, изучив материалы дела, приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Антонова С.Д. обратилась в администрацию Устьянского сельского поселения с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Вместе с указанным заявлением ею были представлены документы: справка о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>, состав семьи – одна; копия паспорта гражданина РФ; удостоверение члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны №; типовой договор найма жилого помещения в специальном жилом доме для одиноких престарелых от ДД.ММ.ГГГГ., справка Усть-Кубинского районного филиала ГП ВО «Вологдатехинвентаризация» об отсутствии регистрации права собственности на недвижимое имущество в Усть-Кубинском муниципальном округе; Уведомление Управления Росреестра по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах Антоновой С.Д. на объекты недвижимого имущества. Также в указанных материалах учетного дела имеются справка Управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ. № из которой следует, что Антонова С.Д. с ДД.ММ.ГГГГ проживает в специальном жилом доме для одиноких престарелых при МБУ «Усть-Кубинский комплексный центр социального обслуживания населения» по адресу: <адрес>, <адрес> занимает комнату площадью <данные изъяты> в двухкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты>

Из выписки из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Устьянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссией рекомендовано администрации Устьянского сельского поселения отказать Антоновой С.Д., относящейся к категории члена семьи умершего военнослужащего участника Великой Отечественной войны, в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального фонда по договорам социального найма, так как общая площадь занимаемого ею жилого помещения составляет <данные изъяты> что более учетной нормы, утвержденной Решением Совета Устьянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно уведомлению, направленному в адрес Антоновой С.Д. за подписью Главы Устьянского сельского поселения Семенова В.В., заявителю отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как представленные ею документы не подтверждают право состоять на таком учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, общая площадь жилого помещения, предоставленного заявителю – <данные изъяты> превышает учетную норму.

Согласно ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 07 мая 2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.»(в редакции от 09.01.2010г. №30), Федеральным законом от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О Ветеранах»(в редакции от 21.12.2009г. и от 06.05.2010г.)( подпункт 3 п.1 ст.15) предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О Ветеранах».

В соответствии с подпунктом 4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки семей погибших(умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших(умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших(умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно подпункту 3 п.2 ст.21 указанного Федерального закона меры социальной поддержки предоставляются супруге(супругу) погибшего(умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей(не вступившему) в повторный брак независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст.51 ЖК РФ.

Согласно ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Указанный перечень фактически воспроизведен в ст.2 Закона Вологодской области от 29.06.2005г. №1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан».

В силу ст.2 Закона Вологодской области от 25 декабря 2009 года № 2190-ОЗ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, к числу которых относятся и члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, является предоставление им жилых помещений по договорам социального найма. По письменным заявлениям вышеназванных категорий граждан обеспечение их жильем осуществляется путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, установленной Федеральным законом «О ветеранах».

В соответствии с ч.1 ст.6 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 года №1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемым по договорам социального найма, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет согласно сформированным органами местного самоуправления спискам, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

Как следует из технического паспорта на часть здания, расположенного по адресу: <адрес>, составленного Усть-Кубинским филиалом ГП ВО «Вологдатехинвентаризация» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> состоит из жилой комнаты площадью <данные изъяты> жилой комнаты площадью <данные изъяты> коридора площадью <данные изъяты> туалета площадью <данные изъяты> итого общая площадь квартиры составляет <данные изъяты>

Как следует из типового договора найма жилого помещения в специальном жилом доме для одиноких престарелых от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного МУ Усть-Кубинского муниципального района «Специальный дом для одиноких престарелых» и Антоновой С.Д., ей передано во владение и пользование жилое помещение, состоящее из комнаты общей площадью <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>

Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что комнату площадью <данные изъяты> в квартире номер занимает ФИО2, не являющаяся членом семьи Антоновой С.Д..

Пунктом 2 ч.1 ст.51 ЖК предусмотрено, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются гражданами, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Понятия нормы предоставления и учетной нормы определены в части 1 и 4 ст.50 ЖК РФ. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, федеральным законодательством установлено, что учетная норма площади жилого помещения определяется из общей площади жилого помещения.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Как следует из решения Совета поселения Устьянского сельского поселения от 16 марта 2006г. №61 «Об установлении размера учетной площади жилого помещения и размера нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» и решения Совета поселения Устьянского сельского поселения от 20.12.2007г. №230 «О внесении изменений в решение Совета поселения от 16.03.2006г. №61» на дату обращения Антоновой С.Д. в администрацию поселения, в Устьянском сельском поселении установлена учетная норма общей площади жилого помещения на одного человека, учитываемая при постановке на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в размере <данные изъяты>

Видами жилых помещений в силу ст.16 ЖК РФ являются, в частности, квартира и комната как часть квартиры. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч.4 ст.16 ЖК РФ).

Согласно ч.5 ст.15 ЖК РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Вместе с тем Жилищный кодекс РФ не содержит определения того, что составляет общую площадь комнаты, расположенной в коммунальной квартире, и не регулирует порядок определения доли площади помещений вспомогательного использования коммунальной квартиры, приходящейся на лиц, занимающих комнаты в такой квартире по договору социального найма. В соответствии с ч.1 ст.7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения(аналогия закона).

В федеральном законе(ст.15 ч.5 ЖК РФ) закреплено определение понятия общей площади жилого помещения.

Частью 1 ст.42 ЖК РФ установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру площади указанной комнаты.

Таким образом, исходя из содержания положений ст.ст.15, 16, 42 ЖК РФ в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом(кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты, пропорциональна размеру площади занимаемой комнаты.

Следовательно, в общую площадь комнаты, занимаемой заявителем Антоновой С.Д., следует включить площадь самой комнаты(<данные изъяты> и долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры – коридора<данные изъяты> и туалета<данные изъяты> пропорциональную размеру общей площади занимаемой ею комнаты.

Общая площадь комнат номер и номер составляет <данные изъяты> Комната, занимаемая Антоновой составляет <данные изъяты> от общей площади комнат(<данные изъяты>

Таким образом, общая площадь комнаты, занимаемой Антоновой С.Д. как части коммунальной квартиры, будет составлять <данные изъяты> что является менее учетной нормы, установленной решением Совета Устьянского сельского поселения от 20.12.2007 года №230, то есть менее <данные изъяты>

С 01 января 2015 года Федеральным законом от 27.05.2014 года №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в связи с принятием Закона Вологодской области от 13.11.2014 года №3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений», на территории Устьянского сельского поселения решение полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений, обеспечение граждан жилыми помещениями, относится к компетенции администрации Усть-Кубинского муниципального района.

При таких обстоятельствах требования заявителя о возложении обязанности на администрацию Устьянского по передаче учетного дела по постановке заявителя на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, компетентному органу местного самоуправления также является обоснованным.

С учетом установленных судом обстоятельств требования, заявленные Антоновой С.Д., подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать незаконным отказ администрации Устьянского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ в постановке Антоновой С.Д. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Обязать администрацию Устьянского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области передать учетное дело по постановке Антоновой С.Д. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, компетентному органу местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Сокольский районный суд.

Судья С.И. Полицын.

Справка: решение не обжаловано, вступило в законную силу 26 марта 2015 года.

Судья                                         С.И.Полицын

2-486/2015 ~ М-217/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Антонова София Дмитриевна
Другие
администрация Устьянского сельского поселения
Суд
Сокольский районный суд Вологодской области
Судья
Полицын С.И.
Дело на сайте суда
sokolsky--vld.sudrf.ru
12.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2015Передача материалов судье
13.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2015Судебное заседание
25.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2015Дело оформлено
26.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее