З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июня 2013 г. г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Шаховцева В.В.,
при секретаре Толчевой О. И.,
с участием:
представителя истца – территориального управления администрации города Тулы по Пролетарскому району по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Горшковой Т.Л.,
рассмотрев в здании № 2 Пролетарского районного суда г. Тулы в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-928/2013 по иску территориального управления Администрации города Тулы по Пролетарскому району к отделу судебных приставов Пролетарского района г. Тулы УФССП по Тульской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Территориальное управление администрации города Тулы по Пролетарскому району обратилось в суд с иском к отделу судебных приставов Пролетарского района г.Тулы УФССП по Тульской области об освобождении от уплаты на основании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ года исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей за неисполнение в установленный судебным приставом срок требований исполнительного документа о возложении на территориальное управление администрации города Тулы по Пролетарскому району обязанности по проведению мероприятий по ликвидации разрывов в пешеходных ограждениях на разделительной полосе по <адрес>.
В обоснование заявленных требований сослалось на то, что решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по проведению мероприятий по ликвидации разрывов в пешеходных ограждениях на разделительной полосе по <адрес> была возложена не только на управление, но и на администрацию города – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в отношении управления возбуждено исполнительное производство и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда. ДД.ММ.ГГГГ управление обратилось к судебному приставу-исполнителю с заявлением об отложении исполнительных действий. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исполнительные действия были отложены по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Постановление о взыскании с территориального управления исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что в соответствии с Положением о территориальном управлении, его финансирование осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета города согласно утвержденной бюджетной смете, и средств, полученных от приносящей доход деятельности, согласно утвержденной смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности. В связи с тем, что проведение указанных в решении суда работ, требует финансовых затрат и соблюдения процедуры, предусмотренной Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в целях исполнения решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ территориальное управление неоднократно обращалось в администрацию города за предоставлением возможности исполнить решение суда, о чем имеется соответствующая переписка. Однако финансовых средств распорядителем выделено не было. Пояснило о принятии исчерпывающих мер, направленных на исполнение постановленного судебного акта, и отсутствии вины в его неисполнении, обусловленное правовым и финансовым положением управления.
Представитель истца ТУ администрации г. Тулы по Пролетарскому району по доверенности Горшкова Т.Л. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, дополнительно пояснила, что в силу Устава муниципального образования <адрес> и Положения о территориальном управлении управление является казенным учреждением и территориальным органом администрации города Тулы. В соответствии с Уставом муниципального образования <адрес> финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета муниципального образования. Решение суда согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ исполнено МКП МО <адрес> <данные изъяты>. Исполнительное производство в отношении администрации города Тулы окончено в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ОСП Пролетарского района г.Тулы УФССП по Тульской области, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, письменных возражений на иск не предоставил.
Представитель третьего лица администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела. Представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании ст. 233 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, о чем судом вынесено соответствующее определение.
Выслушав представителя истца ТУ администрации г. Тулы по Пролетарскому району по доверенности Горшкову Т.Л., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу ч.ч.1, 2, 6, 7 ст. 112 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника, в частности, в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении данного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены ст. 401 ГК РФ, в силу которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п.1).
Об этом же указано и в Постановлении Конституционного суда РФ от 30.07.2011 № 13-П, признавшего, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, применяемую с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
С учетом приведенных норм Закона и правовой позиции Конституционного Суда РФ суд приходит к выводу, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем отдела судебных приставов Пролетарского района г. Тулы УФССП по Тульской области на основании выданного исполнительного листа Центрального районного суда <адрес> возбуждено исполнительное производство о возложении на территориальное управление администрации города Тулы по Пролетарскому району обязанности по проведению мероприятий по ликвидации разрывов в пешеходных ограждениях на разделительной полосе по <адрес>.
В связи с неисполнением решения суда в установленный срок, а именно согласно постановлению судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ включительно, постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с истца взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб.
Ссылаясь на наличие оснований для освобождения управления от уплаты исполнительского сбора, территориальное управление приводит соответствующие доводы, которые суд находит заслуживающими внимания.
Анализ положений ч. 6, 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве позволяет прийти к выводу о том, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний упомянутых норм Закона, которые должны применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.
Оценивая обстоятельства, препятствующие территориальному управлению администрации города Тулы по Пролетарскому району добровольно исполнить исполнительный лист, выданный судом общей юрисдикции, суд находит их уважительными.
Из объяснений представителя истца и материалов дела усматривается, что в целях реализации постановленного судебного акта территориальным управлением ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ направлялись служебные записки в адрес должностных лиц администрации города с просьбой определить порядок участия управления в исполнении решения суда, о чем своевременно сообщалось судебному приставу-исполнителю.
ДД.ММ.ГГГГ начальником финансового управления ФИО4 в адрес управления сообщено, что получателем и распорядителем финансовых средств, предусмотренных в бюджете текущего года на ремонт и содержание улично-дорожной сети, является управление жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы.
ДД.ММ.ГГГГ в администрации города Тулы состоялось совещание по содержанию городского хозяйства. Из протокола совещания следует, что восстановить ограждения безопасности по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ поручено МКП <данные изъяты>
Решение суда исполнено, о чем свидетельствует постановление судебного-пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ. При этом работы были проведены не территориальным управлением, а другой организацией – МКП МО <адрес> <данные изъяты>
В силу п.1.1. Положения «О территориальном управлении администрации города Тулы», утвержденным решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 №12/255 территориальное управление администрации города Тулы по Пролетарскому району является территориальным органом администрации города Тулы.
Согласно п.2.1. Положения об управлении финансирование управления осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета города согласно утвержденной бюджетной смете, и средств, полученных от приносящей доход деятельности, согласно утвержденной смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
Пункт 7 Устава муниципального образования город Тула устанавливает, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета муниципального образования.
Согласно п.3.4.3.3. Положения об управлении управление организует работу по благоустройству и озеленению территории <адрес>, обеспечению надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения в соответствии с требованиями СНиПов, ТЭРов и иных нормативных документов, с финансированием затрат в порядке, установленном главой администрации города.
Из анализа указанных норм следует, что самостоятельно распоряжаться финансовыми средствами территориальное управление не уполномочено, а порядок финансирования работ по обеспечению надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования регламентируется главой администрации города Тулы.
Как следует из материалов дела, территориальным управлением администрации города Тулы по Пролетарскому району работа по исполнению решения выполнялась, однако исполнение было затруднено в связи с отсутствием необходимых денежных средств, что является препятствием для исполнения решения суда. Способов израсходовать на указанные цели денежные средства с других расходных статей не имеется, вопрос о дополнительном финансировании положительно решен не был.
Отсутствие необходимых денежных средств у должника не является основанием для освобождения от ответственности при осуществлении им предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Территориальное управление в силу Положения об управлении и Устава муниципального образования город Тулы отнесено к казенным учреждениям, не осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Исходя из вышеизложенного, приведенные обстоятельства, о наличии которых истец неоднократно сообщал судебному приставу, свидетельствуют об отсутствии вины истца в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа и дают основания для освобождения территориального управления от взыскания исполнительского сбора. Невозможность исполнения истцом требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок с учетом определенного законодательством механизма исполнения возложенной на данный орган обязанности, было обусловлено наличием объективных обстоятельств, находящихся вне контроля управления, препятствующих такому исполнению при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от данного органа в целях надлежащего исполнения обязанности по проведению мероприятий по ликвидации разрывов в пешеходных ограждениях на разделительной полосе по <адрес> в рамках исполнительного производства.
Таким образом, оценив в совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных исковых требований, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 235, 237 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования территориального управления администрации г. Тулы по Пролетарскому району к отделу судебных приставов Пролетарского района г.Тулы УФССП по Тульской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить территориальное управление администрации г. Тулы по Пролетарскому району от взыскания исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Пролетарского района г. Тулы УФССП по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано также в Тульский областной суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца по истечении срока подачи заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано - в течение 1 месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий