Копия дело № 2-3883/2022
УИД: 24RS0048-01-2021-018111-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2022 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Заверуха О.С.,
при секретаре – Погореловой И.К.,
с участием истца – Чимбар Е.Н.,
представителя ответчика – Королевой А.С., доверенность от 10.11.2021г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чимбар Елены Николаевны к ГУ-ОПФР по Красноярскому краю о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии, возложении обязанности включить периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми в страховой стаж, возобновить выплату пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Чимбар Е.Н. обратилась в суд (с учетом уточнения) с иском к ГУ-Отделению ПФР по Красноярскому краю о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии, возложении обязанности по включению периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Требование мотивировано тем, что истцу 03.08.2020 года назначена страховая пенсия по старости и фиксированная выплата к страховой пенсии по старости. 14.10.2021 года ответчиком вынесено решение о прекращении выплаты пенсии Чимбар Е.Н. и отказе во включении в страховой стаж периодов отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, с 02.10.1987 года по 08.08.1988 года и с 09.08.1988 года по 08.02.1989 года. С указанным решением истец не согласна, поскольку в трудовые законодательство, действующее в спорные периоды времени, предусматривало включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. Кроме того, указывает, что ответчиком в адрес истца направлено уведомление о возврате излишне выплаченной пенсии в размере 330 934,54 руб., и суммы единовременное выплаты в размере 10 000 руб. Просит признать незаконным решение ГУ-ОПФР по Красноярскому краю от 14.10.2021 года о прекращении выплаты пенсии Чимбар Е.Н., отказе во включении в страховой стаж отпусков по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 02.10.1987 года по 08.08.1988 года и с 09.08.1988 года по 08.02.1989 года, включить указанные периоды в страховой стаж и возобновить выплату пенсии с 01.11.2021 года.
Истец Чимбар Е.Н. в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнений, поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика – Королева А.С., действующая на основании доверенности от 10.11.2021г., возражала против удовлетворения требований, суду пояснила, что периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми не подлежат включению в страховой стаж.
Выслушав объяснения истца Чимбар Е.Н., представителя ответчика Королевой А.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Приложением 6 к указанному Федеральному закону установлен возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10, пунктом 21 части 1 статьи 30 и пунктом 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона для лиц, которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года. Для женщин, достигших в 2020 году 55 лет, такой возраст составляет 57 лет.
При этом в силу положений пункта 3 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом приведенного регулирования, Чимбар Е.Н., родившейся 09.07.1965 года (55 лет в 2020 году) страховая пенсия по старости может быть назначена только по достижении возраста 56 лет и 6 месяцев, т.е. не ранее 09.01.2022 года при условии наличия минимального страхового стажа и размера индивидуального пенсионного коэффициента.
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (ч. 1.2 ст. 8 Федеральный закон N 400-ФЗ).
Порядок исчисления страхового стажа установлен статьей 13 Федерального закона N 400-ФЗ согласно части 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Вместе с тем, частью 9 статьи 13 вышеназванного Закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено включение в страховой стаж периодов получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Таким образом, при исчислении страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в соответствии с нормами действующего законодательства, учитываются периоды работы, при условии начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности.
Судом установлено и следует из материалов гражданского дела, что Чимбар Е.Н., 03.08.2020 года обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г.
В анкете, уходящего на пенсию, Чимбар Е.Н. собственноручно указала, что детей нет, также подписала согласие на обработку персональных данных.
Решением ГУ-УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска (межрайонное) от 17.09.2020 года Чимбар Е.Н. с 03.08.2020 года назначена страховая пенсия по ст.8 Закона №400-ФЗ.
Решением ГУ-ОПФР по Красноярскому краю от 14.10.2021г. была выявлена ошибка при назначении страховой пенсии по старости Чибмар Е.Н., так как при назначении пенсии в подсчет страхового стажа был учтен период отпуска по уходу за ребенком с 02.10.1987 года по 08.08.1988г. и с 09.08.1988г. по 08.02.1989 года, что привело к назначению пенсии, право на которую у гражданина отсутствует.
Протоколом о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и иных социальных выплат от 15.10.2021 года выявлена переплата в размере 330 934,54 руб.
Из архивной справки <данные изъяты> от 07.10.2021г. следует, что в документах архивного фонда <данные изъяты> имеются сведения о предоставлении отпуска по уходу за ребенком Чимбар Е.Н.: с 02.10.1987г. по 08.08.1988г.; с 09.08.1988г. по 08.02.1989г. Приказом от 09.11.1989г. № № Чимбар Е.Н. – бухгалтер магазина № № с 09.02.1989г. считалась приступившей к работе после отпуска без содержания по уходу за ребенком (л.д. 18).
По состоянию на дату назначения Чимбар Е.Н. пенсии – 03.08.2020г., ее страховой стаж без учета периода отпуска по уходу за ребенком составлял 36 лет 6 месяцев.
Разрешая требования Чимбар Е.Н. о включении периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 02.10.1987 года по 08.02.1989 года, суд руководствуясь статьями 8, 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", исходит из того, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на выход на пенсию в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в указанный стаж не подлежат включению периоды нахождения истца в отпуске по уходу за детьми до полутора лет, поскольку при исчислении страхового стажа в целях определения права на досрочный выход на пенсию за длительный страховой стаж (42 и 37 лет для мужчин и женщин, соответственно), данный период не может быть учтен в страховом стаже как период работы, предусмотренный ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как отпуск по уходу за ребенком не относится ни к периодам работы, ни к периодам получения пособия по временной нетрудоспособности, в связи с чем, данный период не подлежит включению в страховой стаж для определения права на назначение страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ.
Поскольку отсутствуют основания для включения периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 02.10.1987 года по 08.02.1989 года, решения ГУ-ОПФР по Красноярскому краю от 14.10.2021 года не может быть признано незаконным.
Согласно сведениям, указанным в оспариваемом решении, ошибка в начислении пенсии обнаружена за период с 09.07.2020г. по 31.10.2021г., из пояснений представителя ответчика – Королевой А.С. следует, что выплата пенсии Чимбар Е.Н. возобновлена с 25.10.2021г., удержания из пенсии истца не производились, Чимбар Е.Н. было направлено письмо, содержащее информацию о переплате пенсии, что не оспаривалось стороной истца, учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на ГУ-ОПФР по Красноярскому краю возобновить выплату пенсии истцу с 01.11.2021г., поскольку с 25.10.2021г. выплата пенсии Чимбар Е.Н. возобновлена.
Определением Советского районного суда г. Красноярска от 30.11.2021 года в обеспечение искового заявления Чимбар Е.Н. приняты обеспечительные меры в виде запрета ГУ-ОПФР по Красноярскому краю совершать любые действия, направленные на взыскание с Чимбар Елены Николаевны суммы выплаченной пенсии в размере 330 934,54 руб. и единовременной выплаты в размере 10 000 руб. до рассмотрения гражданского дела по существу и вступления в законную силу решения суда.
Пунктом 1 ст.144 ГПК РФ предусмотрено, что обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.
Поскольку суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, суд полагает, что необходимость в принятых определением Советского районного суда г. Красноярска от 30.11.2021 года обеспечительных мерах, отпала, в связи, с чем считает возможным ранее принятые меры по обеспечению иска отменить.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Чимбар Елены Николаевны к ГУ-ОПФР по Красноярскому краю о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии, возложении обязанности включить периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми в страховой стаж, возобновить выплату пенсии – отказать.
Отменить обеспечительные меры в виде запрета ГУ-ОПФР по Красноярскому краю совершать любые действия, направленные на взыскание с Чимбар Елены Николаевны суммы выплаченной пенсии в размере 330 934,54 руб. и единовременной выплаты в размере 10 000 руб., наложенные определением суда от 30.11.2021г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.С. Заверуха
Решение принято в окончательной форме 19 мая 2022 года.
Копия верна.
Судья О.С. Заверуха