РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 февраля 2014 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бетиной Г.А.,
при секретаре Крюковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-347/14 по иску Мазина А.Г., Зоркальцева Б.П., Ируцкого С.А., Гончарова С.А., Маниковской Е.С., Федотова О.В. к мэрии г.о. Тольятти о сохранении нежилого помещения в перепланированном, переоборудованном и реконструированном состоянии,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти о сохранении в перепланированном, переоборудованном и реконструированном состоянии нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, лит.А,А3, А4, А5, А6, состоящее из (-1) этаж помещения № 3,4,5,6,12,13,14,15,16, 17, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 27а, 28, 29, 29а, 29б, 29в, 29г, 43, 44, 46 и (1) этаж помещения № 18, 18а, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, общей площадью 842, 7 кв.м.
В обосновании иска указали, что истцам принадлежит нежилое помещение по адресу: <адрес>, право общей долевой собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. В 2004г. с целью расширения торговой площади в части здания были произведены строительные работы: перепланировка и переустройство части существующих помещений с демонтажем части перегородок, дверных блоков, устройством перегородок, дверных блоков, сменой назначения части помещений; устройство помещений путем возведения пристроев лит.А5, лит.А6. В результате чего изменилась площадь помещения с 787, 8 кв.м. на 842, 7 кв.м. Данная перепланировка осуществлена в соответствии с разработанным <данные изъяты>» проектом, по согласованию с межведомственной комиссии по использованию жилого фонда № от 13.11.2003г. Согласно экспертному заключению ЦГСЭН в <адрес>е <адрес> № от 17.11.2003г. перепланировка нежилого помещения возможна. 27.01.2004г. на основании решения межведомственной комиссии было принято распоряжение главы администрации <адрес> № разрешить перепланировку, переоборудование и реконструкцию нежилого помещения продовольственного магазина, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 787, 8 кв.м., здание лит.А,А1,А2; -1 этаж помещения №№ 3,4,5,5а,6,12а,12,13а,13,14,15а,15,16,17,20а,20,21,22,23а,23,24,25,26,27,28,29,30,31, 32,33,34,35,36,37,38,39,40,41,42а,42,43,44,45 и 1 этаж помещения №18,19,20,21,22, 23,24,25,26,27,28,29,30,31,32 с целью расширения торговой площади за счет площадей подвального помещения. Собственность <данные изъяты>» (устройство дополнительного входа с крыльцом и входа с 1 этажа; организация дополнительного сан.узла на 1 этаже с установкой трех унитазов; демонтаж подъемников в подвале; замена отопительных приборов; монтаж системы вентиляции; установка системы пожаротушения; увеличение площадей помещений в подвале за счет демонтажа перегородок). Работы произвести в течение 6 месяцев со дня издания распоряжения об окончании работ сдать объект в эксплуатацию приемочной комиссии, по заявлению в отдел архитектуры Центрального района. Срок, установленный указанным распоряжением был пропущен, распоряжение утратило силу. Однако, в это время произошли изменения законодательства РФ, в частности принят земельный кодекс и градостроительный кодекс, установившие новый регламент. Истцы считают, что строительные работы были произведены с соблюдением требований проектной документации, градостроительных регламентов, технических регламентов в т.ч. требований обеспечения конструктивной надежности и безопасности зданий, строений и сооружений и им полностью соответствуют. Права и законные интересы соседей перепланировка не нарушает, угрозу чьей-либо жизни и здоровью не создает. При обращении в мэрию г.о.Тольятти о подтверждении, что разрешения на реконструкцию не требуется, получен отрицательный ответ. Данное обстоятельство препятствует постановке объекта недвижимости на кадастровый учет и дальнейшей государственной регистрации прав собственников.
В судебном заседании представители истцов ФИО6, ФИО7 действующие на основании доверенности, исковые требования поддержали, просили сохранить помещение в перепланированном, переоборудованном и реконструированном состоянии.
Представитель Мэрии городского округа Тольятти ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истцов, поскольку, предоставленный распоряжением главы администрации Центрального района г.Тольятти от 27.01.2004г. № шестимесячный срок, истцами был пропущен, с заявлением и документами в порядке ст.51 ГрК РФ о выдаче разрешения на реконструкцию и ввод объекта в эксплуатацию в мэрию г.о.Тольятти истцы не обращались. Согласно выписки из ЕГРП от 22.01.2013г., земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации. Любые изменения объектов капитального строительства, необходимо проводить с соблюдением требований градостроительного законодательства, в том числе требований обеспечения конструктивной надежности безопасности зданий, строений и сооружений, противопожарных требований, требований санитарных норм и правил. По информации департамента градостроительной деятельности мэрии г.о.Тольятти факты проведенной реконструкции первого и цокольного этажа такие как: увеличение объема здания, за счет строительства пристроя с дополнительным входом, выполненным в нарушение СНиП, устройство лестницы, ведущей в цокольный этаж, с уклоном превышающим допустимую норму, демонтаж несущих элементов на -1 этаже, устройство коридора, ширина которого не соответствует нормативной ширине коридоров общественных зданий, что является нарушением в случае пожароопасной ситуации при возможной эвакуации людей, дают основание утверждать, что реконструкция проведена с нарушением строительных норм и правил.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, в судебное заседание не явился, извещен, просил дело рассмотреть в отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В соответствии с п.1 ст.29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировка предоставляющегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ реконструкция это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут осуществляться физическими и юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим строительство (далее - лица, осуществляющие строительство).
В соответствии со ст. 5 Градостроительного Кодекса РФ Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Из материалов дела следует, что истцам принадлежит нежилое помещение по адресу: <адрес>, право общей долевой собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается договорами купли-продажи от 10.10.2008г., 15.05.2012г., 25.07.2012г., 11.04.2013г., 11.04.2013г., договоров дарения от 11.04.2011г., 16.08.2012г.; свидетельствами о государственной регистрации права от 21.10.2008г., 29.05.2012г., 06.08.2012г., 18.04.2013г., выпиской из ЕГРП от 06.06.2013г.
Из пояснений представителей истцов следует, что в 2004г. истцами, с целью расширения торговой площади, в части здания были произведены строительные работы: перепланировка и переустройство части существующих помещений с демонтажем части перегородок, дверных блоков, устройством перегородок, дверных блоков, сменой назначения части помещений; устройство помещений путем возведения пристроев лит.А5, лит.А6. В результате чего изменилась площадь помещения с 787, 8 кв.м. на 842, 7 кв.м. Перепланировка осуществлена в соответствии с разработанным <данные изъяты>» проектом, и по согласованию с межведомственной комиссии по использованию жилого фонда № от 13.11.2003г.
Согласно акту технической инвентаризации нежилого помещения по адресу: <адрес>, выданного 02.11.2012г., в результате реконструкции и возведения 4- пристроев лит.А3,А4,А5,А6, площадь объекта изменилась:
Было нежилое помещение лит.А
(-1) этаж пом.№3,4,5,5а,6,12а,12,13а,13,14,15а,15,16,17,20а,20,21,22,23а,23,24,25,
26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,41,42а,42,43,44,45.
1 этаж пом.№18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32.
S общ. = 787,8 кв.м.
Стало нежилое помещение лит.А,А3,А4,А5,А6
(-1) этаж пом.№3,4,5,6,12,13,14,15,16,17,20,21,22,23,24,25,26,27,27а,28,29,29а,
29б,29в,29г,43,44,46
1 этаж пом.№18,18а,19,20,21,22,24,25,26,27,28,29,30,31,32,42,43,44,45,46,47,48.
S общ. = 842,7 кв.м.
Дата инвентаризации: 01.10.2012г.
В материалах дела имеется техническое заключение «<данные изъяты>» № от 07.12.2012г., из которого следует, что обследование проводилось 23.11.2012г. Обследуемый объект представляет собой строено-пристроенные нежилые помещения первого и подвального помещений, общая площадь которых на момент обследования составляет 842,7 кв.м. Здание кирпичное с железобетонными перекрытиями. Геометрическая неизменяемость, пространственная жесткость и устойчивость здания обеспечены за счет совместной работы жестких дисков перекрытий, наружных и внутренних стен. В обследуемой части здания произведены следующие изменения: выполнена перепланировка и переустройство части существующих помещений с демонтажем части перегородок, дверных блоков, устройством новых перегородок, дверных блоков, сменой назначения части помещений; выполнено устройство новых помещений путем возведения пристроев лит.А5, лит.А6.
Техническое состояние основных несущих и ограждающих конструкций обследуемой части здания исправное, следов просадок грунтов и неравномерных деформаций в основании обследуемого объекта не выявлено, видимых повреждений: дефектов, трещин, следов промерзания стен, протечек кровли и др. не обнаружено. Инженерные сети находятся в рабочем состоянии и эксплуатируются. Жесткость, прочность, геометрическая неизменяемость и пространственная устойчивость обследуемого объекта обеспечены конструктивными решениями. Нарушений действующих строительных норм и правил не выявлено. Технические, объемно-планировочные и санитарно-гигиенические характеристики обследованных нежилых помещений обеспечивают нормальный уровень его эксплуатационных качеств и соответствуют требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». По результатм проведенного обследования установлено, что объект находится в нормальном состоянии (согласно ТСН 13-10-2001), пригоден к эксплуатации, обеспечивает безопасность и не создает угрозы жизни и здоровью граждан. По результатам проведенных строительных работ установлено, что произведенное изменение объекта не требует оформления разрешения на реконструкцию в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, так как не затрагивает конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности, не превышает параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом.
Допрошенный в судебном заседании ФИО16., пояснил, что работы выполнены в соответствии с требованиями проектной документации, СНиПам соответствуют, произведенная перепланировка угрозу жизни и здоровью не создает. Также пояснил, что заключение делал только по реконструированному помещению, весь дом не обследовал.
В материалы дела представлено дополнение № к техническому заключению «<данные изъяты>» № № от 07.12.2012г. составленное по результатам обследования строительных конструкций нежилых помещений по адресу: <адрес>, в соответствии с которым, произведен проверочный расчет усиления стены над вновь устроенным дверным проемом в самонесущей стене между помещениями №44 и №46 -1 этажа. По результатам обследования и поверочных расчетов установлено, что прочность и жесткость торцевой стены здания жилого дома в месте устройства проема обеспечены за счет примененных конструктивных решений элементов усиления. Работы выполнены с должным качеством, в соответствии с требованиями проектной документации. Техническое состояние несущих и ограждающих конструкций обследуемой части здания и здания жилого дома в целом оценивается как исправное, следов просадок грунтов и неравномерных деформаций в основании обследуемого объекта не выявлено, видимых повреждений и дефектов, трещин, следов повреждения стен, перекрытий и др. не обнаружено.
Согласно экспертному заключению № от 16.08.2013г., филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в г.Тольятти» нежилые помещения -1 этаж, поз. №3,4,5,6,12,13,14,15,16,17,20,21,22,23,24,25,26,27,27а,28,29, 29а,29б,29в,29г,43,44,46; 1 этаж, поз.№18,18а,19,20,21,22,24,25,26,27,28,29, 30,31,32,42, 43,44,45,46,47,48, <адрес>, соответствуют государственным санитарным нормам и правилам: СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». СанПиН 2.2.1\2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
Из ответа ОНД г.о.Тольятти и муниципального района Ставропольский следует, что в соответствии со ст. 6 ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», государственные инспекторы по пожарному надзору не вправе принимать участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов; в соответствии с п.9 ч.3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (в ред.Федерального закона от 18.12.2006г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ в отдельные законодательные акты Российской Федерации), для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не требуется заключение органа Государственного пожарного надзора, о соответствии реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Истцы считают, что строительные работы были произведены с соблюдением требований проектной документации, градостроительных регламентов, технических регламентов в т.ч. требований обеспечения конструктивной надежности и безопасности зданий, строений и сооружений и им полностью соответствуют. Права и законные интересы соседей перепланировка не нарушает, угрозу чьей-либо жизни и здоровью не создает. Однако в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого помещения, расположенного в доме по адресу: <адрес> истцам отказано.
Из ответа мэрии г.о.Тольятти от 06.11.213г. на заявление Федотова О.В. от 22.10.2013г. следует, что распоряжение главы администрации Центрального района от 27.01.2004г. № утратило силу, следовательно, разрешение на перепланировку, переоборудование и реконструкцию нежилого помещения в доме по <адрес> 27.07.2004г. отсутствует, и акт о завершении перепланировки, переоборудования и реконструкции нежилого помещения в доме по <адрес> не может быть выдан.
Из материалов дела следует, что распоряжением главы администрации Центрального района г.Тольятти от 27.01.2004г. № собственникам было дано разрешение на перепланировку, переоборудование и реконструкцию нежилого помещения, продовольственного магазина, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 787, 8 кв.м., здание лит.А,А1,А2; -1 этаж помещения №№ 3,4,5,5а,6,12а,12,13а,13,14,15а,15,16,17,20а,20,21,22,23а,23,24,25,26,27,28,29,30,31, 32,33,34,35,36,37,38,39,40,41,42а,42,43,44,45 и 1 этаж помещения №18,19,20,21,22,23, 24,25,26,27,28,29,30,31,32 с целью расширения торговой площади за счет площадей подвального помещения. Собственность <данные изъяты>» (устройство дополнительного входа с крыльцом и входа с 1 этажа; организация дополнительного сан.узла на 1 этаже с установкой трех унитазов; демонтаж подъемников в подвале; замена отопительных приборов; монтаж системы вентиляции; установка системы пожаротушения; увеличение площадей помещений в подвале за счет демонтажа перегородок). Работы произвести в течение 6 месяцев со дня издания распоряжения об окончании работ сдать объект в эксплуатацию приемочной комиссии, по заявлению в отдел архитектуры Центрального района.
Из пояснений представителя мэрии г.о.Тольятти следует, что вышеуказанный 6 месячный срок истцами был пропущен, с заявлением и документами в порядке ст.51 ГрК РФ о выдаче разрешения на реконструкцию и ввод объекта в эксплуатацию в мэрию г.о.Тольятти истцы не обращались.
Таким образом, полученное 27.01.2004г. разрешение утратило силу и в настоящее время не действует.
Из сообщения департамента градостроительной деятельности мэрии г.о.Тольятти следует, что при реконструкции первого и цокольного этажа выполнены работы, такие как: увеличение объема здания, за счет строительства пристроя с дополнительным входом, выполненным в нарушение СНиП, устройство лестницы, ведущей в цокольный этаж, с уклоном превышающим допустимую норму, демонтаж несущих элементов на -1 этаже, устройство коридора, ширина которого не соответствует нормативной ширине коридоров общественных зданий. Вышеуказанное не было опровергнуто истцами.
Согласно п.п.1.7.1 и 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утвержденных постановлением № от 27.09.2003г. Госстроя РФ), переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
В соответствии с п.п.4.1.4 Порядка проведения ремонтно-строительных работ по переустройству и(или) перепланировке в жилых помещениях г.о.Тольятти (утвержденного Постановлением мэра г.о.Тольятти от 01.06.2012г. №1641-п/1), запрещается в несущих внутренних стенах крупнопанельных и крупноблочных многоквартирных домах расширять и пробивать проемы, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания.
Перечень случаев, при которых выдача разрешения не требуется, приведен в ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства; (п. 4.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Любые изменения объектов капитального строительства, необходимо проводить с соблюдением требований градостроительного законодательства, в том числе требований обеспечения конструктивной надежности безопасности зданий, строений и сооружений, противопожарных требований, требований санитарных норм и правил.
Характеристики безопасности здания или сооружения установлены в п.28 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ и обязательны для соблюдения в отношении законченных строительством объектов капитального строительства.
Соответствие конкретного объекта указанным требованиям определяется специализированными организациями, уполномоченными действующим законодательством на проведение работ по обследованию зданий и сооружений.
Из материалов дела усматривается, что истцами произведена реконструкция здания (изменение фасада, увеличение объема здания за счет организации помещений путем возведения пристроев ли.А5, лит.А6, устройство лестницы между первым и цокольным этажами, демонтаж несущих элементов на -1этаже), требующей получение разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию согласно ст.ст.51, 55 Градостроительного кодекса РФ.
В силу положений п.2 ст.263 ГК РФ, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
В соответствии со ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п.6 ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, что в свою очередь должно быть подтверждено заключением уполномоченного органа местного самоуправления, наделанного полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности на территории г.о.Тольятти.
Согласно выписки из ЕГРП от 22.01.2013г., земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации (государственная регистрация № от 31.07.2011).
Доказательств того, что земельный участок предоставлялся истцам на каком-либо виде права, истцами не представлено.
Доказательств, свидетельствующих о соответствии выполненных работ проектной документации, о праве распоряжаться земельным участком и об отнесении выполненных работ в нежилом здании к изменениям, соответствующим п.4 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, суду не представлено.
При таких обстоятельствах не имеется правовых оснований для сохранения спорного помещения в перепланированном, переоборудованном и реконструированном состоянии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29 ЖК РФ, 12, 192-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Мазина А.Г., Зоркальцева Б.П., Ируцкого С.А., Гончарова С.А., Маниковской Е.С., Федотова О.В. к мэрии г.о. Тольятти о сохранении в перепланированном, переоборудованном и реконструированном состоянии нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено 18.02.2014г.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья