Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 декабря 2013 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Лариной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора г. Тольятти в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к МКУ «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» о понуждении к исполнению обязательства,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Тольятти в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКУ «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти», в котором просит обязать ответчика оборудовать регулируемый наземный пешеходный переход, расположенный на проспекте Степана Разина в районе остановки общественного транспорта «4 квартал» ограничивающими пешеходными ограждениями от границ пешеходных переходов в соответствии с требованиями п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Тольятти ФИО10., действующая на основании удостоверения, исковые требования уточнила, суду пояснила, что 11.05.2012 года в ходе проведения сотрудниками отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по г.Тольятти внеплановой/выездной проверки юридического лица мэрии г.о.Тольятти на основании распоряжения начальника У МВД России по г.Тольятти от 28.04.2012 года № 65/2725 и требования прокуратуры г. Тольятти от 23.04.2012 года исх. № 07-09-277в 12, выявлено, что регулируемый пешеходный переход на проспекте Ст.Разина в районе остановки общественного транспорта «4 квартал» не оборудован ограничивающими пешеходными ограждениями в соответствии с требованиями ГОСТ. 17.05.2012 года на устранение вышеуказанных недостатков начальником отдела ГИБДД У МВД России по г.Тольятти ФИО11 выдано предписание № 61. Срок исполнения мероприятий, указанных в предписании, 01.11.2012 года. В полученном 12.11.2012 года ответе указано, что работы по установке ограничивающих пешеходных ограждений в районе ООТ «4 квартал» на проспекте Ст.Разина выполнены. Проведенной госинспекторами дорожного надзора отделения ОДД отдела ГИБДД У МВД России по г. Тольятти 23.01.2013 года контрольной проверкой установлено, что ограничивающие пешеходные ограждения на указанном участке дороги установлены не от границ пешеходного перехода, а на расстоянии 3-5 метров от границ пешеходного перехода, что является нарушением п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 и нарушает права граждан, жителей города на безопасные условия передвижения по дорогам городского округа, создает угрозу безопасности их жизни и здоровью. Просит обязать МКУ «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» оборудовать регулируемый наземный пешеходный переход, расположенный на проспекте Степана Разина в районе остановки общественного транспорта «4 квартал» ограничивающими пешеходными ограждениями на разделительной полосе от границ пешеходного перехода в направлении ул. Свердлова протяженностью 3 метра до имеющихся ограждения, в противоположную сторону – 5 метров до имеющихся ограждений.
Представитель ответчика МКУ «Центр организации дорожного движения г.о.Тольятти» - ФИО12., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения уточненных исковых требований по существу не возразила, поскольку требования заявлены в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», производство заявленных работ относиться к их деятельности. Однако пояснила, что намерений устраниться от выполнения заявленных работ не имеют, выполнить данные работы не успели, так как функции по производству данных работ им были переданы только в 2013 году.
Представитель третьего лица мэрии г.о. Тольятти – ФИО13 действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения уточненных исковых требований не возразила.
Представитель третьего лица ОГИБДД У МВД России по г. Тольятти – ФИО14 действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Проверив материала дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п. 3, 5, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 5 ст. 7 Устава городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Тольяттинской городской Думы от 30.05.2005 года № 155, к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; организация благоустройства территории городского округа.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ст.ст. 3, 17 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» установлено, что ограничивающие пешеходные ограждения применяют у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода.
Согласно п. 3.11 ГОСТ Р 52289-2004 удерживающее ограждение для пешехода – это устройство, предназначенное для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода на проезжую часть.
Судом установлено, что 11 мая 2012 года сотрудниками отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по г. Тольятти проведена проверка, в результате которой было выявлено, что на проспекте Ст.Разина в районе ООТ «4 квартал» отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения у наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием 28.05.2012г. начальником отдела ГИБДД У МВД России по г.Тольятти ФИО11. вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении мэрии г.о. Тольятти к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20.000,00 рублей.
17.05.2012 года на устранение вышеуказанных недостатков начальником отдела ГИБДД У МВД России по г. Тольятти Мартынцевым А.С. выдано предписание № 61. Срок исполнения мероприятий, указанных в предписании, 01.11.2012 года. В полученном 12.11.2012 года ответе указано, что работы по установке ограничивающих пешеходных переходов исполнены.
Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением УМВД РФ по г. Тольятти от 18.05.2012 года в адрес мэра г.о. Тольятти, предписанием № 61, постановлением по делу об административном правонарушении от 28.05.2012 года, сообщением мэрии г.о. Тольятти от 02.11.2012г. об исполнении мероприятий по предписаниям ОГИБДД У МВД по г. Тольятти.
Согласно п. 3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений и предприятий.
На территории г.о. Тольятти в соответствии с указанными нормами таким учреждением является муниципальное казенное учреждение «Центр организации дорожного движения городского округа Тольятти», действующее на основании Устава, утвержденного постановлением мэрии г.о. Тольятти от 27.08.2012г. № 2380-п/1.
В соответствии с п. 2.4 главы 2 Устава МКУ «Центр организации дорожного движения городского округа Тольятти» осуществляет следующие виды деятельности: установка, ремонт, капитальный ремонт и реконструкция светофорных объектов, разработка проектов по организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков, разметки и искусственных неровностей, светофорных объектов, остановок общественного транспорта, нанесение дорожной разметки, установка и содержание ограждений (пешеходных, барьерных, удерживающих), содержание и ремонт, капитальный ремонт и реконструкция автомобильных дорог местного значения г.о. Тольятти.
Судом установлено, что автомобильная дорога в границах г.о. Тольятти по проспекту Степана Разина относится к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения и в силу вышеуказанных норм закона лицом, обязанным содержать указанную автомобильную дорогу в безопасном состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дороги, в случае, если пользованием такими участками угрожает безопасности дорожного движения, является МКУ «Центр организации дорожного движения городского округа Тольятти».
Согласно акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 23.01.2013г. на проспекте Ст.Разина в районе ООТ «4 квартал» отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения у границ пешеходного перехода. Согласно фотографии данные ограждения установлены на расстоянии 3-5 метров от границ пешеходного перехода, что является нарушением п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Представитель ответчика обязанность МКУ «ЦОДД г.о. Тольятти» по установке ограничивающих пешеходных ограждений в соответствии с нормами и правилами, не оспорила, подтвердив факт, что данные ограждения установлены с нарушением требований ГОСТ Р 52289-2004.
Представитель ответчика также не оспорила тот факт, что надлежащая установка ограничивающих пешеходных ограждений способствует предотвращению дорожно-транспортных происшествий.
В связи с изложенным, суд считает необходимым удовлетворить требования в полном объеме и обязать МКУ «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» оборудовать регулируемый наземный пешеходный переход, расположенный на проспекте Степана Разина в районе остановки общественного транспорта «4 квартал» ограничивающими пешеходными ограждениями на разделительной полосе от границ пешеходного перехода в направлении ул. Свердлова протяженностью 3 метра до имеющихся ограждения, в противоположную сторону – 5 метров до имеющихся ограждений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Прокурора г.Тольятти удовлетворить.
Обязать МКУ «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» оборудовать регулируемый наземный пешеходный переход, расположенный на проспекте Степана Разина в районе остановки общественного транспорта «4 квартал» ограничивающими пешеходными ограждениями на разделительной полосе от границ пешеходного перехода в направлении ул. Свердлова протяженностью 3 метра до имеющихся ограждения, в противоположную сторону – 5 метров до имеющихся ограждений.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: