Дело № 2а-1490/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кастрюкова Д.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области к Слепневой Ларисе Пантелеевны о взыскании страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области обратилось в суд с административным иском к Слепневой Ларисе Пантелеевны о взыскании по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховую часть), страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховую часть), страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Требования обоснованы тем, административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 27.05.1998 года и прекратил деятельность 12.02.2016 г. на основании принятого им решения, что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов и должны оплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Однако данная обязанность административным ответчиком надлежащим образом не была исполнена, в связи с чем на недоимки по страховым взносам ему также были начислены пени.
За период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. задолженность по страховым взносам составила: Страховая часть пенсии (СЧ): за 2015 год: МРОТ на 01.01.2015 г. составляет 5965,00 руб. х 26 % х 12 мес. = 18 610,80 руб.; Федеральный фонд ОМС (ФФОМС): за 2015 год: МРОТ на 01.01.2015 г. составляет 5965,00 руб. х 5,1% х 12 мес. = 3 650,58 руб.
За период с 01.01.2016 г. по 12.02.2016 г. задолженность по страховым взносам составила: Страховая часть пенсии (СЧ): За 1 полный месяц 2016 года: МРОТ на 01.01.2016 г. составляет 6 204,00 руб. х 26 % х 1 мес. = 1 613,04 + за 12 дней февраля: 6 204,00 руб. х 26 % х 12 дн. февраля / 29 = 667,46. Итого: 1 61304 руб. + 667,46 руб. = 2 280,50 руб. Федеральный Фонд ОМС (ФФОМС): За 1 полный месяц 2016 года: МРОТ на 01.01.2016 г. составляет 6 204,00 руб. х 5,1 % х 1 мес. = 316,40 + за 12 дней февраля: 6 204,00 руб. х 5,1 % х 12 дн. февраля /29= 130,93. Итого: 316,40 руб. + 130,93 руб. = 447,33 руб.
Итого, задолженность по страховым взносам за 2015-2016 гг., составила: на страховую часть пенсии: 18 610,80 руб. + 2 280,50 руб. = 20 891,30 руб., на федеральный фонд ОМС: 3 650,58 руб. + 447,33 руб. = 4 097,91 руб.
Страховые взносы за 2012-2014 гг. административным ответчиком не уплачены своевременно и в полном объеме. Указанная задолженность и пени, начисленные по состоянию на 11.03.2015 года, взыскиваются через службу судебных приставов в соответствии со ст. 20 Закона №212-ФЗ, а требования о взыскании пени с 12.03.2015 года включены в данное заявление и так как задолженность на сегодняшний день полностью не оплачена, пени продолжают начисляться.
Сумма пеней, начисленных должнику за несвоевременную уплату страховых взносов за 2012-2014 гг., за период с 12.03.2015 г. по 06.04.2016 г., составила:
пени на задолженность по СЧ пенсии — 3 345,21 руб.,
пени на задолженность в ФФОМС — 768,54 руб.
Сумма пеней, начисленных должнику за несвоевременную уплату страховых взносов за 2015 г., за период с 01.01.2016 г. по 06.04.2016 г., составила:
пени на задолженность по СЧ пенсии — 661,92 руб.,
пени на задолженность в ФФОМС —129,84 руб.
Сумма пеней, начисленных должнику за несвоевременную уплату страховых взносов за 2016 г., за период с 28.02.2016 г. по 06.04.2016 г., составила:
пени на задолженность по СЧ пенсии — 32,64 руб.,
пени на задолженность в ФФОМС — 6,41 руб.
На основании изложенного, административный истец просит суд взыскать со Слепневой Л.П. в пользу УПФР в городе Благовещенске Амурской области:
задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015-2016 гг. на страховую часть пенсии в сумме 20 891,30 руб.,
пени на задолженность 2012-2016 гг. на страховую часть пенсии — 4 039,77 руб., а также пени, исчисленные с 07.04.2016 г. на задолженность 2012-2016 гг. (СЧ — 34397,91 руб.) с учетом 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ по день фактической оплаты задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование,
задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2015-2016 гг. в Федеральный фонд ОМС — 4 097,91 руб.,
пени на задолженность 2012-2016 гг. в Федеральный ФОМС — 904,79 руб.,
пени, исчисленные с 07.04.2016 г. на задолженность 2012-2016 гг. (ФФОМС — 10682,42 руб.) с учетом 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ по день фактической оплаты задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Определением суда от 25.01.2017 года к участию в деле в качестве административного соистца привлечена МИФНС России №1 по Амурской области.
Согласно представленного МИФНС России №1 по Амурской области письменного отзыва по доводам административного искового заявления, МИФНС России №1 по Амурской области согласна с заявленными требованиями, просит удовлетворить административное исковое заявление.
На основании пункта 2 статьи 291 КАС РФ настоящее административное дело рассмотрено по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства в сроки, установленные статьей 292 КАС РФ.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации закрепляет свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, (часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 37) и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Учитывая цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовую природу и предназначение страховых взносов, Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (подпункт 2 пункта 1 статьи 6) и Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (пункт 2 части 1 статьи 5 и часть 1 статьи 14), действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, закрепляют круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, и включают в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой), в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию и обязывают их уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, обязанность указанных лиц по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и сохраняется до внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя.
На момент возникновения спорных правоотношений, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам регулировался положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», согласно ст.16 которого расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов (к которым отнесены, в том числе, - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, производится ими самостоятельно. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Согласно статье 14 указанного Закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, определяется в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (подпункты 1.1, 1.2 статьи 14 Закона № 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 названного Закона для всех плательщиков страховых взносов применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Проверяя доводы административного истца, суд установил, что Слепнева Л.П. в период с 27.05.1998 года по 12.02.2016 г., была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
За период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. задолженность по страховым взносам составила:
За период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. задолженность по страховым взносам составила: Страховая часть пенсии (СЧ): за 2015 год: МРОТ на 01.01.2015 г. составляет 5965,00 руб. х 26 % х 12 мес. = 18 610,80 руб.; Федеральный фонд ОМС (ФФОМС): за 2015 год: МРОТ на 01.01.2015 г. составляет 5965,00 руб. х 5,1% х 12 мес. = 3 650,58 руб.
За период с 01.01.2016 г. по 12.02.2016 г. задолженность по страховым взносам составила: Страховая часть пенсии (СЧ): За 1 полный месяц 2016 года: МРОТ на 01.01.2016 г. составляет 6 204,00 руб. х 26 % х 1 мес. = 1 613,04 + за 12 дней февраля: 6 204,00 руб. х 26 % х 12 дн. февраля / 29 = 667,46. Итого: 1 61304 руб. + 667,46 руб. = 2 280,50 руб. Федеральный Фонд ОМС (ФФОМС): За 1 полный месяц 2016 года: МРОТ на 01.01.2016 г. составляет 6 204,00 руб. х 5,1 % х 1 мес. = 316,40 + за 12 дней февраля: 6 204,00 руб. х 5,1 % х 12 дн. февраля /29= 130,93. Итого: 316,40 руб. + 130,93 руб. = 447,33 руб.
Итого, задолженность по страховым взносам за 2015-2016 гг., составила: на страховую часть пенсии: 18 610,80 руб. + 2 280,50 руб. = 20 891,30 руб., на федеральный фонд ОМС: 3 650,58 руб. + 447,33 руб. = 4 097,91 руб.
Сумма пеней, начисленных должнику за несвоевременную уплату страховых взносов за 2012-2014 гг., за период с 12.03.2015 г. по 06.04.2016 г., составила:
пени на задолженность по СЧ пенсии — 3 345,21 руб.,
пени на задолженность в ФФОМС — 768,54 руб.
Сумма пеней, начисленных должнику за несвоевременную уплату страховых взносов за 2015 г., за период с 01.01.2016 г. по 06.04.2016 г., составила:
пени на задолженность по СЧ пенсии — 661,92 руб.,
пени на задолженность в ФФОМС —129,84 руб.
Сумма пеней, начисленных должнику за несвоевременную уплату страховых взносов за 2016 г., за период с 28.02.2016 г. по 06.04.2016 г., составила:
пени на задолженность по СЧ пенсии — 32,64 руб.,
пени на задолженность в ФФОМС — 6,41 руб.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора административному ответчику 11.04.2016 года направлено Требование № 038S01160022519 от 06.04.2016 года о добровольной уплате задолженности по страховым взносам и пеням за 2015 г. до 26.04.2016 года, Требование № 150 от 06.04.2016 года о добровольной уплате задолженности по страховым взносам и пеням за 2016 г. до 26.04.2016 года, однако до настоящего времени сумма задолженности административным ответчиком не уплачена, что подтверждается реестром поступления платежей.
Поскольку неуплата административным ответчиком в установленный законом срок и в установленном законом объеме страховых взносов нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на пенсионное обеспечение, а также интересы Российской Федерации по обеспечению надлежащего государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, суд приходит к выводу, что требования пенсионного органа о понуждении административного ответчика к исполнению установленной федеральным законодательством обязанности подлежат удовлетворению.
Согласно статье 25 Федерального закона № 212-ФЗ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляются пени.
Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно разъяснял, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок.
Так, в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что пеня относится к правовостановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правоовостановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной выплаты налогов.
Определением от 4 июля 2002 года № 200-О Конституционный суд Российской Федерации разъяснил, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (пункт 2 статьи 58).
Конституционно-правовой смысл данных актов в равной мере относится и к отношениям по взысканию пени, начисляемой на недоимки по страховым взносам с плательщика страховых взносов.
Частью 2 статьи 25 Закона № 212-ФЗ установлено, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (части 5, 6, 7 статьи 25 названного Закона).
Доказательствами того, что сумма задолженности по страховым взносам, а также начисленная пеня за несвоевременную уплату обязательных платежей была погашена в полном объеме, суд на момент разрешения данного спора не располагает. Доказательства отсутствия оснований для уплаты страховых взносов, пеней за просрочку платежей за указанный в административном иске период суду не представлены. Административный ответчик своих возражений против методики и правильности расчета суммы задолженности не представил, судом данный расчет проверен и сомнений в его правильности у суда не возникло. Оснований для не начисления пени на сумму недоимки, судом не установлено.
Таким образом, заявленное требование об уплате пени из расчета одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России по день фактической уплаты страховых взносов суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, суд признает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Таким образом, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1098,01 рублей.
Руководствуясь ст. 293 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области удовлетворить.
Взыскать со Слепневой Ларисы Пантелеевны, проживающей по адресу: г. Благовещенск, ул. Амурская,15 в пользу Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области:
задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015-2016 гг. на страховую часть пенсии в сумме 20 891 рублей 30 копеек;
пени на задолженность 2012-2016 гг. на страховую часть пенсии — 4 039 рублей 77 копеек;
пени, исчисленные с 07.04.2016 г. на задолженность 2012-2016 гг. (СЧ — 34397,91 руб.) с учетом 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ по день С фактической оплаты задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование,
задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2015-2016 гг. в Федеральный фонд ОМС — 4 097 рублей 91 копейка;
пени на задолженность 2012-2016 гг. в Федеральный ФОМС — 904 рубля 79 копеек;
пени, исчисленные с 07.04.2016 г. на задолженность 2012-2016 гг. (ФФОМС — 10682,42 руб.) с учетом 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ по день фактической оплаты задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Взыскать со Слепневой Ларисы Пантелеевны в доход в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1098,01 рублей.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Д.В. Кастрюков