П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Салехардский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Яковлева Д. В. с участием
защитников юридического лица ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № и ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № 14
представителей Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № и ФИО4 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № 139
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ст. 8.38 КоАП РФ в отношении
МП "Салехардэнерго" муниципального образования <адрес>, расположенного по <адрес>, ИНН 8901008521, ОГРН 1028900507240
У С Т А Н О В И Л:
МП "Салехардэнерго" муниципального образования <адрес> виновно в эксплуатации водозаборного сооружения с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, которые могут повлечь массовую гибель рыб и других водных биоресурсов.
Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
В пользовании МП "Салехардэнерго" муниципального образования <адрес> находятся канализационные очистные сооружения, расположенные на реке Васьёган (Вась-Юган) бассейна реки Обь в 3 километрах 700 метрах северо-восточнее <адрес> (на территории муниципального образования <адрес>).
С апреля 2014 года по апрель 2015 года юридическое лицо осуществляло сброс сточных вод с значительным превышением предельно допустимых нормативов, что противоречит п. 1 ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды", п. "а" ст. 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоёмах СССР (утверждено постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ № 1045), п. 21 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 997).
В частности сбрасываемые МП "Салехардэнерго" муниципального образования <адрес> в апреле 2015 года сточные воды содержали взвешенные вещества в концентрации 8,6 (250 % превышение над нормой), аммонийные ионы в концентрации 11,8 (1934 % превышение над нормой), нитрин ионы в концентрации 0,29 (161 % превышение над нормой), фосфат ионы в концентрации 7,4 (1233 % превышения над нормой), БПК в концентрации 10,8 (186 % превышение над нормой).
Перечисленные выше нарушения создают угрозу массовой гибели рыбы и иных водных биологических ресурсов.
В судебном заседании защитники юридического лица ФИО1 и ФИО2 отрицали виновность в совершении административного правонарушения.
Подтвердили, что МП "Салехардэнерго" муниципального образования <адрес> действительно эксплуатирует канализационные очистные сооружения, расположенные на <адрес>ёган бассейна реки Обь. При этом сбрасываемые предприятием сточные воды не соответствуют экологическим стандартам. Однако, это связано с тем, что канализационные очистные сооружения сами по себе требуют реконструкции. Юридическое лицо вынуждено эксплуатировать объект в том состоянии, котором они переданы от Администрации муниципального образования <адрес>. Одновременно с этим МП "Салехардэнерго" муниципального образования <адрес> предпринимаются меры к минимизации негативного воздействия на водный объект - установлены дополнительные комплексы механической очистки воды, ограничен приём отходов с ассенизационного автотранспорта.
Кроме того, сторона защиты просила признать недопустимым доказательством экспертное заключение ФГБНУ "Госрыбцентр", поскольку такое исследование выполнено за рамками проверки, проведённой по правилам Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Несмотря на такие объяснения защитников виновность юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждается следующими материалами дела.
Решением Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пользование МП "Салехардэнерго" муниципального образования <адрес> для сброса сточных вод предоставлен водохозяйственный участок № 15.ДД.ММ.ГГГГ реки Васьёган бассейна реки Обь (л.д. 10 - 20).
ДД.ММ.ГГГГ юридическому лицу выдано разрешение № на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, в котором определены предельно допустимые концентрации сухого остатка, взвешенных веществ, ионов аммония, ионов нитрата, ионов фосфата, ионов хлорида, БПК, нефтепродуктов и АПАВ (л.д. 21 -22).
Однако, сбрасываемые МП "Салехардэнерго" муниципального образования <адрес> сточные воды указанным требованиям не явно отвечали.
В соответствии с протоколами комплексных химических анализов за период с апреля 2014 года по июнь 2015 года содержание всех перечисленных выше загрязняющих веществ значительно превышали предельно допустимые показатели (л.д. 35 - 58).
Согласно экспертного заключения ФГБНУ "Госрыбцентр" от ДД.ММ.ГГГГ № в воде, которая изымается в реке Васьёган выше по течению канализационных очистных сооружений, превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для водотоков рыбохозяйственного назначения не выявлено. В то же время ниже водозаборного объекта МП "Салехардэнерго" муниципального образования <адрес> ситуация резко меняется. Многие показатели химического состава воды превышают предельно допустимые концентрации для водоёмов рыбохозяйственного значения. В этой связи вода реки Васьёган по содержанию ионов аммония, фосфатов и величине БПК относится к классу грязных вод, а по содержанию нитритов и нитратов - к категории умеренно грязных вод, по содержанию нефтепродуктов - к классу грязных вод. Под влиянием сточных вод маломинерализованные северные реки снижают свою устойчивость к загрязнению, что влечёт заморные явления как в зимний, так и в летний периоды. Опасность высокого содержания ионов аммония влечёт за собой высокую вероятность образования свободного аммиака, являющегося ядом для рыб (л.д. 70 - 72).
Кроме того, по информации ФГБНУ "Госрыбцентр" от ДД.ММ.ГГГГ № вода реки Васьёган (бассейн реки Обь) имеет сильное загрязнение, что может привести к массовой гибели рыб и других водных биологических ресурсов (л.д. 74).
Оснований для исключения перечисленных выше доказательств из числа допустимых не имеется.
Утверждения защитников о том, что экспертное заключение ФГБНУ "Госрыбцентр" от ДД.ММ.ГГГГ № получено с нарушением требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являются несостоятельными.
Действительно, деятельность МП "Салехардэнерго" муниципального образования <адрес> изучалась Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в рамках плановой проверки.
В акте № 10, датированном ДД.ММ.ГГГГ, зафиксированы все нарушения, которые в последующем вошли в содержание протокола об административном правонарушении (л.д. 59 - 65).
Представители контролирующего органа Тёткина О. И. и ФИО3 в судебном заседании правильно отметили, что при назначении экспертизы в ФГБНУ "Госрыбцентр" пределы плановой проверки не расширялись. Специальное исследование проводилось для того, чтобы достоверно установить степень вреда ранее выявленных нарушений на экологическую ситуацию в реке Васьеган.
Учитывая изложенное, суд считает доказанными те фактические обстоятельства, которые зафиксированы в протоколе об административном правонарушении.
Причём МП "Салехардэнерго" муниципального образования <адрес> виновно в допущенных нарушениях правил охраны водных биологических ресурсов, так как предприятие не предприняло все зависящее от него меры по соблюдению обязательных для исполнения требований (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Аргументы стороны защиты о том, что сами по себе канализационные очистные сооружения находятся в муниципальной собственности и требуют существенной реконструкции, не исключают административной ответственности юридического лица.
Действия МП "Салехардэнерго" муниципального образования <адрес> судом квалифицируются по ст. 8.38 КоАП РФ как эксплуатация водозаборного сооружения с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, которая могут повлечь массовую гибель рыб и других водных биоресурсов
Оснований для отнесения данного правонарушения к категории малозначительных в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности к настоящему времени не истекли.
Существенных нарушений закона на стадии возбуждения дела не допущено.
При назначении наказания суд в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ принимает по внимание характер совершённого административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
МП "Салехардэнерго" муниципального образования <адрес> нарушило правила охраны водных биологических ресурсов, допустило значительное превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, чем создало вероятность массовой гибели рыб и иных водных биологических ресурсов.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют (ст. 4.3 КоАП РФ).
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, суд признаёт:
- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение. Это выразилось в том, что юридическое лицо в настоящее время предпринимает активные меры по уменьшению объёма сбрасываемых сточных вод и по уменьшению степени их загрязнённости (п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ);
- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении. Это выразилось в том, что предприятие добровольно предоставило в контролирующих орган результаты комплексных химических анализов, выполненных собственной испытательной лабораторией (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).
Принимая во внимание перечисленные выше сведения в совокупности, суд считает возможным назначить юридическому лицу наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.38 КоАП РФ.
Учитывая ряд обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а также социальную значимость канализационных очистных сооружений, назначение административного приостановления деятельности объекта является избыточной мерой ответственности.
Между тем, исключительных обстоятельств, которые бы позволили применить в отношении МП "Салехардэнерго" муниципального образования <адрес> положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.5 - 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать МП "Салехардэнерго" муниципального образования <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Штраф подлежит уплате не позднее следующего дня после вступления настоящего постановления в законную силу по следующим реквизитам: Получатель – Управление Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автониму округу (Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству) ИНН 720319674, КПП 720301001, р/с 40101810500000010001 банк РКЦ <адрес>, БИК 047182000, КБК 07611690040046000140, ОКТМО 71951000.
Неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечёт административную ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Настоящее постановление может быть обжаловано или опротестовано в суд <адрес> в течение 10 суток со дня получения его копии заинтересованным лицом.
Судья городского суда Д. В. Яковлев