Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-286/2020 ~ М-247/2020 от 26.02.2020

УИД 26RS0009-01-2020-000348-29

дело 2-286/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Благодарный                                     09 июня 2020 года

Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Алиевой А.М., при секретаре Марковской Е.В., с участием:

представителя истца Московой О.П., действующей на основании доверенности № 1 от 09.01.2020, представителя ответчика адвоката Кирилловой М.А., представившей суду удостоверение № 2579 и ордер № н 196582 от 09.06.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонного) к Хаджиибрагимову ФИО7, ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, и взыскании незаконно полученных сумм пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты и единовременной выплаты и исключении из информационного ресурса информации о признании инвалидом,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) обратилось в Благодарненский районный суд с исковым заявлением к Хаджиибрагимову С.О., ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России, в котором просит суд признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ, выданные филиалом Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю», согласно которым Хаджиибрагимову ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу а. <адрес>, проживающего по адресу: а. Эдельбай <адрес>, установлена вторая группа инвалидности бессрочно; взыскать с Хаджиибрагимова ФИО9 в пользу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Благодарненскому городскому округу <адрес> (межрайонного) незаконно полученные: пенсию по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рубля 80 копеек, ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек, единовременную выплату за январь 2017 года в сумме <данные изъяты> рублей; обязать Федеральное Казённое учреждение «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю Минтруда России» исключить из информационного ресурса информацию о признании Хаджиибрагимова ФИО10 инвалидом.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Благодарненскому району Ставропольского края (далее по тексту - Управление ПФР) ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по категории «инвалид 2 группы» обратился гражданин Хаджиибрагимов ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец а. <адрес>, проживающий по адресу: <адрес>, а. Эдельбай, <адрес>, предоставив при этом справку серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ, выданную филиалом Федерального государственного бюро МСЭ. Согласно указанной справки ему с ДД.ММ.ГГГГ была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно. Из бюро МСЭ в Управление ПФР ДД.ММ.ГГГГ также поступила выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой гражданину Хаджиибрагимову С.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшему по адресу: <адрес>, а. Эдельбай, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно.

На основании указанных документов решением начальника Управления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ гражданину Хаджиибрагимову С.О. с ДД.ММ.ГГГГ была пожизненно назначена ежемесячная денежная выплата по категории «инвалид 2 группы».

Хаджиибрагимов С.О. ДД.ММ.ГГГГ также обратился в Управление ПФР с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по инвалидности. На основании вышеуказанных документов и документов о стаже и заработке решением Управления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ гражданину Хаджиибрагимову С.О. с ДД.ММ.ГГГГ была назначена трудовая пенсия по инвалидности по категории «инвалид 2 группы».

Согласно информации, поступившей в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (далее - Отделение ПФР) из федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ), стало известно, что в архиве бюро МСЭ нет дела освидетельствования гражданина Хаджиибрагимова ФИО12, а сведения, указанные в справке и выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ, выданных бюро МСЭ, на основании которых Хаджиибрагимову С.О. были назначены пенсия по инвалидности и ЕДВ, не соответствуют информации, имеющейся в протоколе заседаний бюро МСЭ. Так, в протоколе заседаний бюро МСЭ - филиала ФГУ «ГБ МСЭ» по <адрес> от 29.03.2010г. имеется следующая запись: Фамилия, имя, отчество, адрес – Хаджиибрагимов ФИО13, <адрес>, год рождения – 1966; перв., Акт освидетельствования , группа инвалидности до освидетельствования -0, группа инвалидности после освидетельствования - 2; причина инвалидности - общее заболевание; срок инвалидности - 01.11, а согласно имеющейся в Управлении ПФР выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ гражданину Хаджиибрагимову С.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, а. Эдельбай, <адрес> была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.

Полученные сведения свидетельствуют о том, что Хаджиибрагимов С.О. не проходил медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ и как следствие, знал об этом при предъявлении недействительной справки в Управление ПФР с целью получения пенсии по инвалидности и ЕДВ. Законом обязанность по предоставлению надлежащих документов, необходимых для установления причины инвалидности, возложена на заявителя.

Данное обстоятельство послужило основанием для прекращения Управлением ПФР выплаты пенсии по инвалидности ответчику с 01.05.2017 в соответствии с п.п.3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», принимая во внимание открывшиеся обстоятельства, в целях предотвращения необоснованного расходования средств Пенсионного фонда Российской Федерации Управлением ПФР выплата ЕДВ гражданину Хаджиибрагимову С.О. была прекращена 01.05.2017.

Считает, что Хаджиибрагимовым С.О. незаконно получены за период с 29.01.2013 по 30.04.2017 пенсия по инвалидности в сумме <данные изъяты> рублей 80 копеек, за период с 08.04.2010 года по 30.04.2017 ежемесячная денежная выплата в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек, а также единовременная выплата за январь 2017 года в сумме <данные изъяты> рублей.

Таким образом, сумма незаконно полученных денежных средств составляет <данные изъяты> рублей, из расчета <данные изъяты> (пенсия по инвалидности)+<данные изъяты> (ЕДВ)+<данные изъяты> (единовременная выплата).

В целях возмещения бюджетных средств Хаджиибрагимову С.О. было предложено в добровольном порядке оплатить незаконно полученные денежные средства. Данное требование им исполнено не было.

В соответствии с Концепцией создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 1506-р, поставщиками информации для формирования и ведения Федерального реестра инвалидов (далее - ФРИ) являются: Фонд социального страхования Российской Федерации; Пенсионный фонд Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги инвалидам; федеральные учреждения медико-социальной экспертизы; иные организации, участвующие в предоставлении таких услуг.

Согласно этапности формирования Федерального реестра инвалидов, предусмотренной Концепцией создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», с 1 января 2017 года поставщиками информации в Федеральный реестр инвалидов являются: ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»; Пенсионный фонд Российской Федерации; Федеральная служба по труду и занятости; Фонд социального страхования Российской Федерации; Министерство здравоохранения Российской Федерации; Министерство образования и науки Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, а также путевками на санаторно-курортное лечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Федеральный реестр инвалидов содержит в себе всю информацию об инвалидах, что позволяет избежать многократного и разнонаправленного документооборота между органами власти и необходимости предоставления инвалидом документов для получения услуг и повышения эффективности госуправления в области социального обеспечения и качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг инвалидам.

Следовательно, органам Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» являющимся одним из поставщиков информации в Федеральный реестр инвалидов, необходимо удалить информацию о признании ответчика инвалидом.

Представитель истца Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) в судебном заседании иск поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснив, что после приостановления выплат ответчик в Управление не являлся, почему приостановили выплаты не интересовался, новой справки не представил.

    Ответчик Хаджиибрагимов С.О. в судебное заседание не явился, в связи с отсутствием сведений о фактическом месте жительства и пребывания ответчика, который по месту регистрации не проживает, судом для представления его интересов в судебном разбирательстве, назначен представитель.

    Представитель ответчика в лице адвоката Кирилловой М.А. в судебном заседании просила суд в отсутствие позиции ответчика в удовлетворении исковых требований отказать, как необоснованных.

Представитель ответчика - ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором просил требования ГУ - УПФ РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) к Хаджиибрагимову С.О. рассмотреть на усмотрение суда, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев доводы иска, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В обоснование заявленных требований представителем ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонного) представлены следующие документы в копиях:

- паспорт ответчика Хаджиибрагимова С.О.;

- заявление ответчика Хаджиибрагимова С.О. о назначении пенсии;

- заявление ответчика Хаджиибрагимова С.О. о назначении ежемесячной денежной выплаты;

- расчет излишне выплаченных сумм ответчику Хаджиибрагимову С.О.;

- решения о назначении пенсии по инвалидности;

- решения о назначении ЕДВ;

- справка об установлении инвалидности МСЭ-2009 № 2904316 от 29.03.2010;

- выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ;

- письмо федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении факта отсутствия дела освидетельствования в отношении Хаджиибрагимова С.О.;

- ответ ГБУЗ СК «Благодарненская РБ» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что врачебной комиссией направление Хаджиибрагимову С.О. в филиал Бюро МСЭ ФГУ «ГБ МСЭ» <адрес> в 2010 году не выдавалось;

- ответ ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ на запрос управления о прохождении МСЭ ответчиком, согласно которому сведений об освидетельствовании Хаджиибрагимова С.О. в Бюро Учреждения нет. В архиве учреждения «дело освидетельствования в Бюро СМЭ» Хаджиибрагимова С.О. отсутствует. Сведения о Хаджиибрагимове С.О. в «Алфавитной книге», «книге регистрации направлений на МСЭ формы /у» за 2010 году отсутствуют. Сведений о выдаче Хаджиибрагимову С.О. индивидуальной программы реабилитации в архиве Учреждения нет. Согласно имеющейся в архиве Учреждения «Книге протоколов заседаний бюро МСЭ-филиала ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>» за 2010 год, в протоколе заседания от ДД.ММ.ГГГГ имеется запись о прохождении освидетельствования гражданином (Ф.И.О., адрес) – «Хаджиибрагимов ФИО14, <адрес>», год рождения – «1966»; наименование направляющего лечебного учреждения – «Грач. р-н», первичный, повторный – «перв.», № акта медицинского освидетельствования – «953», группа инвалидности до освидетельствования –«0», группа инвалидности после освидетельствования – «2»; причина инвалидности – «общ. забол.»; срок инвалидности до – «04.11».

- запрос Управления в ГБУЗ СК «Благодарненская РБ» о направлении ответчика в филиал №1 Бюро МСЭ ФГУ «ГБ МСЭ»;

- запрос Управления в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> о регистрации ответчика по месту жительства по состоянию на март 2010 года с ответом о регистрации ответчика с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, а. Эдельбай, <адрес>;

- уведомление от ДД.ММ.ГГГГ Управления ПФР по Благодарненскому городскому округу <адрес> (межрайонное) в адрес Хаджиибрагимова С.О. о прекращении выплаты пенсии и ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ и необходимости возмещения ответчиком денежных средств.

Представителем соответчика – ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» суду представлены:

- копия книги учёта выданных бланков справок МСЭ филиала № 1 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю», согласно которой в отношении Хаджиибрагимова С.О. имеется запись от 29.03.2010 о выдаче ему справки МСЭ № 2904316 и номере акта освидетельствования № 953;

- копия книги 5 протоколов заседаний Бюро МСЭ филиал № 1 г. Ставрополь в отношении Хаджиибрагимова С.О.;

- копия табеля учёта использования рабочего времени и расчета заработной платы Бюро № 1 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России за март 2010 года;

Согласно положениям статей 1, 7, 8 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом; в соответствии с п. 2, п. 3 которых, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Правил признания лица инвалидом, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

В силу п. 7 Правил признания лица инвалидом в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).

Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования; при этом установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу, о чем должно быть указано в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией.

В судебном заседании установлено, что Бюро филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» выдана справка, выписка из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ об установлении в отношении Хаджиибрагимова С.О. второй группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания. Управлением Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) на основании заявления Хаджиибрагимова С.О. и представленной им справки об установлении 2 группы инвалидности была назначена пенсия по инвалидности в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», выплата пенсии по инвалидности Хаджиибрагимову С.О. осуществлялась Управлением Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) по ДД.ММ.ГГГГ.

Разделом III Правил признания лица инвалидом закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил, гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; в направлении указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, a также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Приказом Минтруда России от 29 января 2014 года № 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государстве услуги, в том числе, перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.

Согласно п. 31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Poccии от 31 января 2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

Результатом предоставления государственной услуги при установлении инвалидности является выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение (пункт 11 Административного регламента).

Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность обстоятельств, а именно, длительное лечение гражданина в медицинских организациях, проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий, период временной нетрудоспособности, направление на медико-социальную экспертизу.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 года № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.

Согласно п.27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.

Аналогичные положения содержались в п. 28 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ от 01 августа 2007 года № 514, действовавшего до принятия приказа № 624н от 29 июня 2011 года.

Исходя из вышеуказанного следует, что для установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно- профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

Согласно Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н (которые применялись до ДД.ММ.ГГГГ) к основным видам нарушений функций организма человека относятся: нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций); нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.); нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности); нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений); нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета; нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности: 1 степень - незначительные нарушения, 2 степень - умеренные нарушения, 3 степень - выраженные нарушения, 4 степень - значительно выраженные нарушения.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности.

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека (п.7).

Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контролировать свое поведение второй степени; способности к обучению второй степени; способности к трудовой деятельности второй степени.

В этой связи, признание гражданина инвалидом II группы свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы. А для установления группы инвалидности бессрочно необходимо к тому же выявление в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (п. 25 Правил №95), что означает непосредственное участие гражданина в самой процедуре проведения медико-социальной экспертизы.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол (п. 26 Правил №95).

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (п. 28 Правил №95).

Форма протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в учреждении МСЭ (далее - протокол) отражает факт признания гражданина инвалидом, т.е. это является решением учреждения МСЭ, и содержит подробную информацию, связанную с установлением ему инвалидности - об установленной группе инвалидности, причине и сроке ее установления, что подтверждается формами протоколов, утвержденными приказами Минтруда России от 17.10.2012г. №322н, от 13.04.2015г. №229н, от 29.12.2015г. №1171н, в которых имеется раздел «Решения, заключения медико-социальной экспертизы». Протокол подписывается в ходе проведения медико-социальной экспертизы всеми специалистами, проводившими медико-социальную экспертизу.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 36 Правил №95).

Изложенное выше означает, что на руки гражданину в подтверждение факта установления ему инвалидности выдается документ в виде справки МСЭ, которая содержит решение специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, отраженное ими в протоколе, на основании данных которого также оформляется акт медико-социальной экспертизы и выписка из него, что согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02 ноября 2004 года № КАС04-569, согласно которому справка ВТЭК не является медицинским документом, а является документом строгой отчетности, составленным на основании приведенных выше именно медицинских документов (первичные документы медицинского учреждения, направляющего лицо на медико-социальную экспертизу; протокол заседания и акт освидетельствования лица, заключение консультанта и др.). Цель выдачи справки инвалиду заключается в подтверждении факта установления инвалидности для реализации инвалидами своих прав и гарантий в области экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих им условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с Классификациями и критериями, утверждёнными Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 года № 1024н, критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 11 Классификации критериев).

Таким образом, признание гражданина инвалидом II группы бессрочно свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые, как минимум, предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серия МСЭ-2009 , выданной Бюро – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ Хаджиибрагимову ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающему по адресу: а. Эдельбай, <адрес>, на основании акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно.

ДД.ММ.ГГГГ Хаджиибрагимов С.О. лично обратился в ГУ-УПФ РФ по Благодарненскому району Ставропольского края (в настоящее время - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Благодарненскому городскому округу (межрайонное) с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по инвалидности второй группы в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ – Управлением Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому району Ставропольского края, на основании заявления Хаджиибрагимова С.О. назначена ежемесячная денежная выплата как инвалиду (2 группа) с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно.

ДД.ММ.ГГГГ Хаджиибрагимову С.О. лично обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему пенсии в соответствии со ст. 8 №173-ФЗ, предъявив при этом справку МСЭ.

Решением ГУ-УПФ РФ по Благодарненскому району Ставропольского края, Хаджиибрагимову С.О. назначена пенсия по инвалидности с 29 января 2013 года.

Вместе с тем, из сообщения ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с информацией о гражданах в возрасте 18 лет и старше, инвалидность которым была установлена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без срока переосвидетельствования (бессрочно) бюро – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», проведена проверка, которой установлено, что в процессе проверки записей в Книге протоколов заседания бюро за 2010 год выявлено, что дела освидетельствования Хаджиибрагимова С.О. нет, в протоколе заседаний бюро от ДД.ММ.ГГГГ имеется запись: «Фамилия, имя, отчество, адрес – Хаджиибрагимов ФИО16, <адрес>, год рождения - 1966; перв., Акт освидетельствования ; Группа инвалидности до освидетельствования – 0; группа инвалидности после освидетельствования – 2; причина инвалидности – общ. забол.; срок инвалидности – 01.11.

Однако, согласно имеющейся в Управлении ПФР выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, от ДД.ММ.ГГГГ, серия МСЭ-2009 Хаджиибрагимов С.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: Благод. р-н, а. Эдельбай, <адрес>, была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.

Согласно представленному ответу ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ на запрос управления о прохождении МСЭ ответчиком, согласно имеющейся в архиве Учреждения «Книге протоколов заседаний бюро МСЭ-филиала ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес> за 2010 год, в протоколе заседания от ДД.ММ.ГГГГ имеется запись о прохождении освидетельствования гражданином (Ф.И.О., адрес) – «Хаджиибрагимов Сабир Оразович, <адрес>», год рождения – «1966», наименование направляющего лечебного учреждения – «Грач. р-н», первичный, повторный – «перв.», № акта медицинского освидетельствования – «953», группа инвалидности до освидетельствования – «0», группа инвалидности после освидетельствования – «2», причина инвалидности – «общ.забол.», срок инвалидности до – «04.11», иных сведений об освидетельствовании Хаджиибрагимова С.О. в Бюро – Учреждения либо ином бюро МСЭ <адрес> нет. В архиве учреждения «дело освидетельствования в Бюро СМЭ Хаджиибрагимова С.О. отсутствует. Сведения о Хаджиибрагимове С.О. в «Алфавитной книге», «книге регистрации направлений на МСЭ формы /у» за 2010 году отсутствуют. Сведений о выдаче Хаджиибрагимову С.О. индивидуальной программы реабилитации в архиве Учреждения нет.

При этом согласно копии паспорта ответчика Хаджиибрагимов С.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, он зарегистрирован по адресу: <адрес>, а. Эдельбай, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и основания возникновения права на пенсионное обеспечение установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года. В период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года порядок назначения трудовых пенсий и основания возникновения права на пенсионное обеспечение регулировались Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации».

Согласно ст. 9 приведенного закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

В силу положений ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.

Прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) (п.3 ч.1 ст.25 ФЗ № 400-ФЗ).

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч.1 ст.28 ФЗ №400-ФЗ).

Частью 2 ст.28 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Такой способ исправления подобных ошибок, допущенных при их назначении, как прекращение выплаты пенсии в связи с отсутствием права на неё, является единственно возможным и применяется независимо от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе длительности периода выплаты пенсии (срока, прошедшего с момента её назначения), даже при отсутствии виновных действий со стороны их получателя.

Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (Постановление от 15.09.2009г. по делу «Москаль (Moskal) против Польши»).

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, призвана обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом, как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан.

Данный вывод находит подтверждение в практике Европейского Суда по правам человека, который, признавая за государством право на исправление ошибок, допущенных органами публичной власти при назначении социальных выплат, вместе с тем полагает, что, обнаружив ошибку, власти должны действовать своевременно, последовательно и сообразно обстоятельствам; если ошибка совершена самими органами публичной власти, без какой бы то ни было вины третьего лица (получателя выплат), должен быть использован подход, основанный на пропорциональности последствий, не допускающий возложения чрезмерного бремени на получателя выплат; оценивая же степень добросовестности этого лица, органы публичной власти должны учитывать, в частности, насколько очевидный для получателя выплат характер носила ошибка, был ли он способен обнаружить ее самостоятельно (Постановление от 15.09.2009г. по делу «Москаль (Moskal) против Польши»).

Таким образом, из представленных в суд материалов дела, доказательств и пояснений сторон следует, что Хаджиибрагимовым С.О. для получения пенсии по инвалидности и ЕДВ в УПФР представлена справка серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ об установлении ему, Хаджиибрагимову С.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, впервые второй группы инвалидности (бессрочно), вследствие общего заболевания, содержащая как установлено в судебном заседании недостоверную информацию, и при отсутствии дела освидетельствования, а также при отсутствии каких-либо доказательств о фактическом наличии у Хаджиибрагимова С.О., как на ДД.ММ.ГГГГ, так и на момент рассмотрения дела в суде, совокупности обстоятельств, определенных законом для установления ему какой-либо группы инвалидности, что, по мнению суда, свидетельствует о признаках недобросовестности в действиях Хаджиибрагимова С.О. и согласно ч.2 ст.25 ФЗ №400-ФЗ является основанием для прекращения ему выплаты пенсии и ЕДВ, факт получения которых подтвержден в суде представленным истцом расчетом излишне выплаченных сумм: пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей 80 копеек, ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек, единовременной выплаты за январь 2017 года в сумме <данные изъяты> рублей.

Каких-либо иных допустимых доказательств длительного лечения ответчика в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий; периодов временной нетрудоспособности; направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо выдачи справки об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, в нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.

Для взыскания с лица, причинившего истцу ущерб необходимо установление его вины в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для назначения пенсии.

На основании ч.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п.п. 3 ст. 1109 ГК РФ).

По смыслу положений п.п.3 ст.1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением гражданами пенсий и других социальных выплат.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2018г. -П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки ФИО4», гражданин, которому назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата, не может ставиться перед безусловной необходимостью претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях, если впоследствии выявляется незаконность принятого в отношении его решения, в том числе в связи с признанием представленной им справки об установлении инвалидности недействительной, - безотносительно к характеру нарушений, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, притом что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий гражданина (абз.1 п.4 Постановления).

Возложение на гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу по направлению медицинской организации, пенсионного органа или органа социальной защиты либо без направления, по собственной инициативе, ответственности при нарушении работниками учреждения медико-социальной экспертизы процедуры принятия решения означало бы, по существу, вменение ему в обязанность контролировать их действия, при том, что в рамках легальной процедуры проведения такой экспертизы он не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением того или иного решения (абз.8 п.4 Постановления).

Судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств Пенсионного фонда Российской Федерации, обусловленным выплатой пенсии по инвалидности, назначенной на основе решения уполномоченной организации, признанного впоследствии недействительным ввиду допущенных при его принятии процедурных нарушений, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена пенсия. Это соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ N 7-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П и др. Иной подход приводил бы к нарушению вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 7, 18, 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге - к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (статья 39, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) (абз.9 п. 4 Постановления).

Как указывалось выше, в связи с предоставлением Хаджиибрагимовым С.О. в ГУ-УПФР по <адрес> справки бюро МСЭ серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ об установлении ему впервые второй группы инвалидности (бессрочно), вследствие общего заболевания, Хаджиибрагимову С.О. производилась выплата пенсии по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной выплаты, а также единовременная выплата за январь 2017 года.

Как следует из материалов дела, медико-экспертные документы на Хаджиибрагимова С.О. в бюро МСЭ отсутствуют. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, Хаджиибрагимовым С.О. не представлено.

Разрешая заявленные ГУ-УПФР по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) исковые требования, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, суд исходит из того, что ответчиком Хаджиибрагимовым С.О. не представлено доказательств прохождения им в установленном порядке в 2010 году медико-социальной экспертизы в бюро № 1 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю», а также медицинских документов, которые могли бы подтвердить наличие заболевания у Хаджиибрагимова С.О., являющегося основанием для установления ему группы инвалидности без срока переосвидетельствования, что свидетельствует о незаконном получении Хаджиибрагимовым С.О. справки МСЭ, без проведения освидетельствования.

Какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами в нарушение положений ст.ст.59, 60 ГПК РФ данные выводы не опровергаются.

Недобросовестность поведения Хаджиибрагимова С.О. в данном случае выразилась в намеренной подаче заявления о назначении и последующем получении пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты при его осведомленности о не прохождении медико-социальной экспертизы по направлению соответствующего учреждения, отсутствия медицинских документов, подтверждающих имеющиеся заболевания или иных оснований для признания его <данные изъяты> без указания срока переосвидетельствования.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Бюро – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», об установлении Хаджиибрагимову С.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, второй группы инвалидности бессрочно.

Принимая во внимание, что безосновательное получение ответчиком справки МСЭ об установлении инвалидности второй группы бессрочно, а также недобросовестность в его действиях установлены в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу о взыскании с Хаджиибрагимова С.О. незаконно полученной пенсии по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 289024 рубля 80 копеек, ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 101315 рублей 00 копеек, единовременной выплаты за январь 2017 года в сумме 5000 рублей.

Согласно п. 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития РФ от 11 октября 2012 года № 310н, медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" (далее - ЕАВИИАС). Сведения о гражданах, в отношении которых проводится медико-социальная экспертиза, формируются, в том числе в электронном виде и подлежат включению в федеральный реестр инвалидов в режиме реального времени одновременно с внесением информации в ЕАВИИАС специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). Специалисты бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) несут персональную ответственность за соблюдение порядка и условий признания лица инвалидом, соблюдение принципов профессиональной этики и деонтологии, формирование сведений, подлежащих включению в ЕАВИИАС, и за последующее их включение в федеральный реестр инвалидов. Персональная ответственность специалистов бюро (экспертных составов главного бюро, экспертных составов Федерального бюро) закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

С учётом изложенного суд полагает необходимым обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации исключить из информационного ресурса информацию о признании Хаджиибрагимова ФИО17 инвалидом.

Согласно требованиям ч.1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, в бюджет Благодарненского городского округа (ч. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ) пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с Хаджиибрагимова С.О. в бюджет Благодарненского городского округа Ставропольского края государственную пошлину в размере 7 153 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

исковые требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонного) к Хаджиибрагимову Сабиру Оразовичу, ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России - удовлетворить.

Признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ, выданные филиалом Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю», согласно которым Хаджиибрагимову ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу а. <адрес>, проживающему по адресу: <адрес>, а. Эдельбай, <адрес>, установлена вторая группа инвалидности бессрочно.

Взыскать с Хаджиибрагимова ФИО19, в пользу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Благодарненскому городскому округу <адрес> (межрайонного): пенсию по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей 80 копеек, ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек, а также единовременную выплату за январь 2017 года в сумме <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей 80 копеек.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации исключить из информационного ресурса информацию о признании Хаджиибрагимова ФИО20 инвалидом.

Взыскать с Хаджиибрагимова ФИО21 в бюджет Благодарненского городского округа Ставропольского края государственную пошлину в размере 7 153 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Благодарненский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 15 июня 2020 года.

Судья                                         А.М. Алиева

2-286/2020 ~ М-247/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу СК (межрайонное)
Ответчики
ФКУ "ГБ МСЭ по ставропольскому краю" Минтруда России
Хаджиибрагимов Сабир Оразович
Другие
Кириллова М.А.
Московая О.П.
Суд
Благодарненский районный суд Ставропольского края
Судья
Алиева Айша Магомедиминовна
Дело на сайте суда
blagodarnensky--stv.sudrf.ru
26.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2020Передача материалов судье
27.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
20.04.2020Судебное заседание
03.06.2020Производство по делу возобновлено
08.06.2020Судебное заседание
09.06.2020Судебное заседание
15.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее