Дело № 2-3899/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2019 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Пулатовой З.И.
при секретаре Соколовой И.А.
с участием истца Ивановой В.В.
представителя истца Никифоровой Ю.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой В.В. к индивидуальному предпринимателю Петрову В.В. об установлении факта трудовых отношений, взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, обязании произвести отчисления, внести записи в трудовую книжку,
УСТАНОВИЛ:
Иванова В.В. обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Петрову А.К. об установлении факта трудовых отношений, взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, обязании произвести отчисления, внести записи в трудовую книжку, в обоснование указав, что в период с 04.05.2019 по 31.08.2019 осуществляла трудовую деятельность в кафетерии «Русская душа» по сменному графику, выполняя трудовую функцию помощника повара, размер заработной платы составлял 8 500 рублей (МРОТ) за вычетом налоговых отчислений.
При приеме на работу ответчику передана трудовая и медицинская книжки, оригинал диплома о среднем профессиональном образовании.
При прекращении трудовых отношений 31.08.2019 работодатель не произвел окончательный расчет, не внес записи в трудовую книжку об осуществлении трудовой деятельности в указанный период, задержал выдачу документов, в связи с чем истец просила суд установить факт трудовых отношений с индивидуальным предпринимателем Петровым А.К. по должности помощника повара с 04.05.2019 по 31.08.2019, взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату за август 2019 года в размере 11 280 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 3 700 рублей, обязав работодателя оформить документы, связанные с осуществлением трудовой деятельности.
В судебном заседании истец и ее представитель уточнили исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просили обязать ответчика внести запись в трудовую книжку об осуществлении Ивановой В.В. трудовой деятельности в должности помощника повара, взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату за август 2019 года в размере 15 638 рублей 18 копеек с учетом переработки, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 3 892 рублей 50 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, обязать ответчика произвести необходимые отчисления.
Уточненные требования поддержали, в дополнение указав, что Иванова В.В. осуществляла трудовую деятельность по адресу: г. Псков, ул. Вокзальная, д. 21Б, со 02.05.2019 проходила в кафетерии стажировку в должности повара, в дальнейшем, по устной договоренности с Петровым А.К., осуществляла деятельность в должности повара с совмещением должности посудомойщицы.
Ответчик, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, судебная корреспонденция возвращена за истечением срока хранения, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения истца, его представителя, показания свидетелей <данные изъяты> исследовав материалы дела, материал проверки Государственной инспекции труда в Псковской области, приходит к следующему.
В целях обеспечения эффективной защиты работников посредством национальных законодательств и практики, разрешения проблем, которые могут возникнуть в силу неравного положения сторон трудового правоотношения, Генеральной конференцией Международной организации труда 15.06.2006 принята Рекомендация № 198 «О трудовом правоотношении» (далее - Рекомендация МОТ о трудовом правоотношении, Рекомендация).
В пункте 2 Рекомендации МОТ о трудовом правоотношении указано, что характер и масштабы защиты, обеспечиваемой работникам в рамках индивидуального трудового правоотношения, должны определяться национальным законодательством или практикой либо и тем, и другим, принимая во внимание соответствующие международные трудовые нормы.
В пункте 9 этого документа предусмотрено, что для целей национальной политики защиты работников в условиях индивидуального трудового правоотношения существование такого правоотношения должно в первую очередь определяться на основе фактов, подтверждающих выполнение работы и выплату вознаграждения работнику, невзирая на то, каким образом это трудовое правоотношение характеризуется в любом другом соглашении об обратном, носящем договорной или иной характер, которое могло быть заключено между сторонами.
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Из указанного положения нормы трудового права следует, что трудовые отношения обладают рядом характерных признаков, которые позволяют их отличить от гражданско-правовых отношений. Одним из основных признаков трудовых отношений является личное выполнение за плату конкретной трудовой функции. Под трудовой функцией подразумеваются работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы. При этом предметом трудового договора (соглашения) является труд работника, предметом же гражданско-правовых договоров является овеществленный конечный результат труда, а труд в них - лишь способ выполнения взятых на себя обязательств.
В силу положений ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя в случае, если трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Данная норма направлена на обеспечение баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, а также надлежащей защиты прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации как социальном правовом государстве (ч. 1 ст. 1, ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации).
В силу ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
При этом следует иметь в виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (статья 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом (абз. 2 п.12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
Из совокупного толкования норм трудового права следует, что к характерным признакам трудового правоотношения относятся: личный характер прав и обязанностей работника; обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию; подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда; возмездный характер (оплата производится за труд).
Таким образом, на работодателя законом возложена обязанность оформления трудовых отношений с работником. Ненадлежащее выполнение работодателем указанных обязанностей не может являться основанием для отказа в защите нарушенных трудовых прав работника.
Заключив трудовой договор с работодателем, физическое лицо приобретает правовой статус работника, содержание которого определяется положениями статьи 37 Конституции Российской Федерации и охватывает в числе прочего ряд закрепленных данной статьей трудовых и социальных прав и гарантий, сопутствующих трудовым правоотношениям либо вытекающих из них. К их числу относятся права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, а также право на отдых и гарантии установленных федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (статья 37, части 3, 4 и 5, Конституции Российской Федерации). Кроме того, лицо, работающее по трудовому договору, имеет право на охрану труда, в том числе на основе обязательного социального страхования (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации).
В целях предотвращения злоупотреблений со стороны работодателей и фактов заключения гражданско-правовых договоров вопреки намерению работника заключить трудовой договор, а также достижения соответствия между фактически складывающимися отношениями и их юридическим оформлением федеральный законодатель предусмотрел в части четвертой статьи 11 ТК РФ возможность признания в судебном порядке наличия трудовых отношений между сторонами, формально связанными договором гражданско-правового характера, и установил, что к таким случаям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего распорядка, коллективным договором, трудовым договором (ст. 136 ТК РФ).
В соответствии с положениями части 1 статьи 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Для расчета суммы компенсации за дни неиспользованного отпуска необходимо средний дневной заработок работника умножить на количество дней (календарных или рабочих) неиспользованного отпуска (абзацы 2, 4 пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922).
Судом установлено, что Петров В.В. является индивидуальным предпринимателем, деятельность которого связана с продажей различных видов пищевой продукции (л.д. 33-39).
Суды общей юрисдикции, разрешая подобного рода споры и признавая сложившиеся отношения между работодателем и работником либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 Трудового кодекса РФ.
Поиск работы осуществлен истцом посредством получения информации, размещенной в печатном периодичном издании о поиске работников (л.д. 51).
Из представленных фотоматериалов следует, что Иванова В.В. осуществляла трудовую функцию в кафетерии, расположенном по адресу: <адрес>, в помещении которого имеются реквизиты руководителя ИП Петрова А.К. (л.д. 14-17).
Из объяснения ответчика, данного при проведении проверки Государственной инспекцией труда в Псковской области от 30.09.2019, следует, что он осуществляет деятельность без наемных работников, в связи с чем предоставить штатное расписание на 2019 год, правила внутреннего трудового распорядка, иные локальные акты работодателя не представляется возможным.
В судебном заседании свидетель <данные изъяты> показала, что в июне, августе 2019 года заходила в кафе, расположенном на ул. Вокзальной г. Пскова, в котором работала истец – убирала со стола, вытирала пыль, была одета в форменную одежду. В кафе также работала женщина, которая принимала заказы за барной стойкой.
Свидетель <данные изъяты> показала, что Иванова В.В. работала в кафе, расположенном напротив автовокзала г. Пскова, в июле, августе 2019 года в кафетерии выполняла работу по уборке помещения, находилась в форменной одежде.
Суд руководствуется положениями ч. 1 ст. 68 ГПК РФ, в соответствии с которым объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Таким образом, признание обстоятельств, являющихся видом объяснений сторон, на основании ч. 1 ст. 55 ГПК РФ выступает одним из средств судебного доказывания, то есть суд решает вопрос о его относимости и допустимости по правилам ст. 67 ГПК РФ и оценивает данное признание в совокупности и взаимосвязи с другими доказательствами.
Оснований для критической оценки представленных истцом доказательств у суда не имеется.
Учитывая отсутствие со стороны ответчика возражений и доказательств в обоснование возражений относительно факта осуществления Ивановой В.В. трудовой деятельности, периода ее осуществления, факта переработок в августе 2019 года, суд приходит к выводу о доказанности фактического осуществления Ивановой В.В. трудовой деятельности у ИП Петрова А.К. по должности помощника повара с 04.05.2019 по 31.08.2019, взыскивая с ответчика в пользу истца невыплаченную заработную плату с учетом переработки (л.д. 63), компенсацию за неиспользованный отпуск в заявленных размерах.
В силу ст. 66 ТК РФ работодатель обязан внести в трудовую книжку работника сведения о выполняемой работе, о принятии на работу и увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора, в связи с чем требование истца о внесении записи в трудовую книжку записи о приеме на работу и увольнении Ивановой В.В. также подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями федерального закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ и главы 34 Налогового кодекса РФ на ответчика законодательно возложена обязанность произвести все необходимые отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, налоговую службу РФ за истца, в связи с чем суд обязывает ИП Петрова А.К. произвести необходимые налоговые отчисления (уплатить страховые взносы) в МИФНС № 1 по Псковской области, Пенсионный фонд, ФОМС, ФСС.
Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает положения ст. 237 ТК РФ, согласно которым моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 63 Постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая обстоятельства дела, принцип разумности и справедливости, степень вины работодателя, принимая во внимания факт доказанности осуществления работником трудовой деятельности в установленный период, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в бюджет муниципального образования «Город Псков» в размере 1 381 рубля.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ивановой В.В. к индивидуальному предпринимателю Петрову В.В. об установлении факта трудовых отношений, взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, обязании произвести отчисления внести записи в трудовую книжку удовлетворить.
Установить факт трудовых отношений между Ивановой В.В. и индивидуальным предпринимателем Петровым В.В. по должности помощника повара с 04.05.2019 по 31.08.2019.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Петрова В.В. в пользу Ивановой В.В. заработную плату за август 2019 года в размере 15 638 рублей 18 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 3 892 рублей 50 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Обязать индивидуального предпринимателя Петрова В.В. произвести необходимые налоговые отчисления (уплатить страховые взносы) в МИФНС № 1 по Псковской области, Пенсионный фонд, ФОМС, ФСС.
Обязать индивидуального предпринимателя Петрова В.В. внести в трудовую книжку записи о приеме на работу и увольнении Ивановой Веры Викторовны.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Петрова В.В. государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Город Псков» в размере 1 381 рубля.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья З.И. Пулатова
Мотивированное решение изготовлено 24.12.2019.