Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-74/2021 (2-2411/2020;) ~ М-2263/2020 от 21.07.2020

№ 2-74/2021 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 2021 года Центральный районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Панина С.А.,

при секретаре Новиковой С.С.,

с участием:

представителя истца Бормотовой И.Н. по доверенности Бормотова С.В.,

представителя ответчика УПФР в г. Воронеже по доверенности Сухановой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бормотовой Ирины Николаевны к УПФР в г. Воронеже об обязании включить в страховой стаж периодов работы, признании права на назначение трудовой пенсии по старости с момента возникновения права на нее, с 08 февраля 2020 года,

установил:

03 февраля 2020 года Бормотова И.Н. обратилась в УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 96 - 100).

Решением № 83333/2020 от 19 мая 2020 года истице отказано в назначении страховой пенсии на общих основаниях из-за отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента – не менее 18,6 (л.д. 25 – 29).

Не согласившись с указанными решением, Бормотова И.Н. обратилась в суд с исковыми требованиями к УПФР в г. Воронеже с требованиями о включении в страховой стаж периодов работы и периода проживания супруги военнослужащего с супругом в период прохождения службы на территории Республики Беларусь, признании права на назначение трудовой пенсии по старости с момента возникновения права на нее (л.д. 6 – 8).

Определением суда от 17 ноября 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к производству суда принято уточненное исковое заявление, в котором истица просила:

- обязать УПФР в г. Воронеже включить ей в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости периоды работы:

с 24.07.1987 по 06.08.1987 – на Балаковской городской хозрасчетной стеклотарной базе;

с 12.10.1987 по 05.07.1989 – в войсковой части полевой почты ;

с 03.10.1989 по 30.11.1993 – период службы в войсковой части ;

с 16.04.1997 по 02.05.1998 – период проживания супруги военнослужащего с супругом военнослужащим в период прохождения им военной службы по контракту на территории республики Беларусь;

- признать за ней право на назначение трудовой пенсии по старости с момента возникновения права на нее;

- признать расчет ИПК для определения ее права на получение страховой пенсии, произведенного ответчиком, неверным (л.д. 43 – 50).

Определением суда от 17 декабря 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к производству суда принято уточненное исковое заявление, в котором истица просила:

- признать неправильным расчет ИПК на право получения пенсии;

- обязать УПФР в г. Воронеже включить ей в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости периоды работы:

с 24.07.1987 по 06.08.1987 – на Балаковской городской хозрасчетной стеклотарной базе;

с 12.10.1987 по 20.07.1989 – период работы в войсковой части ;

с 03.10.1989 по 15.03.1992 – период проживания с супругом военнослужащим;

с 15.03.1992 по февраль 1994 - период службы в войсковой части ;

с 16.04.1997 по 02.05.1998 – период проживания с супругом военнослужащим;

- признать за ней право на назначении трудовой пенсии по старости к моменту возникновения права на нее с момента подачи заявления с 08 февраля 2020 года (л.д. 118 – 119).

В судебном заседании представитель истца Бормотовой И.Н. по доверенности Бормотов С.В. поддержал уточненные исковые требования, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика УПФР в г. Воронеже по доверенности Суханова Н.Н. исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении, считая отказ в назначении пенсии законным и обоснованным по основаниям, указанным в письменных возражениях (л.д. 82 – 84).

Истица Бормотова И.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, о причине ее неявки суду неизвестно.

Выслушав объяснениям лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела и отказного пенсионного дела истицы, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года, вступившим в силу с 01.01.2015.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Условия для назначения страховой пенсии по старости определены нормами ст. 8 Федерального закона Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ О страховых пенсиях".

В соответствии с нормами ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно приложению 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ возраст, по достижении которого граждане приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в 2019 г. подлежит увеличению на 12 месяцев, и составляет для женщин 56 лет.

Согласно нормам п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ гражданам, которые указаны в ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019 года, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.

Соответственно, возраст выхода на страховую пенсию по старости для женщин ДД.ММ.ГГГГ рождения составляет 55 лет 6 месяцев.

Как следует из положений ст. 8, ч. 2,3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ для назначения страховой пенсии по старости необходимо наличие требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, которые определяются в зависимости от года выхода на пенсию. В 2020 году требуемый страховой стаж составляет 11 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 18,6.

Из материалов дела следует, что 03.02.2020 Бормотова И.Н. обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (л.д. 51).

Как установлено судом, из объяснений лиц, участвующих в деле, решения ответчика № 83333/20 от 19.05.2020 (с приложением), истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и п. 1 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006, поскольку не выполнено одно из условий необходимых для назначения страховой пенсии по старости, а именно требуемой величины индивидуально пенсионного коэффициента в размере не менее 18,6.

В страховой (трудовой) стаж не были включены следующие периоды по трудовой книжке:

- период работы с 24.07.1987 по 06.08.1987 – на Балаковской городской хозрасчетной стеклотарной базе;

- период работы с 12.10.1987 по 05.07.1989 – в войсковой части полевой почты ;

- период службы с 03.10.1989 по 30.11.1993 – поскольку сведения о службе в войсковой части внесены в трудовую книжку с нарушением п. 2.3, п. 2.13 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, т.к. в основании внесения записи о приеме не указана дата и номер издания приказа. Кроме того, указанные сведения о военной службе противоречат сведениям, указанным в военном билете серии НБ от 16.03.1992, выданном <адрес> военным комиссариатом <адрес> и архивным справкам , от 10.09.2019, выданным Центральным архивом архивной службы Вооруженных сил Министерства обороны Республики Беларусь, согласно которым военная службы в военной части протекала с марта 1992 г. по февраль 1994 г. на территории Республики Беларусь;

- период проживания супруги военнослужащего с супругом военнослужащим в период прохождения им военной службы по контракту на территории Республики Беларусь с 16.04.1997 по 02.05.1998, поскольку указанные сведения не подтверждены компетентным органом Республики Беларусь справкой о страховом (трудовом) стаже.

Страховой стаж для определения права на пенсию Бормотовой И.Н. составляет 21 год 4 месяца 7 дней, в том числе на территории Российской Федерации 11 лет 03 месяца 29 дней.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента для определения права и размера страховой пенсии составляет – 14,201, что менее установленного ИПК, требуемого для назначения страховой пенсии по старости – 18,6.

Таким образом, правовые основания для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федерального закона N 400-ФЗ) и п.1 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006г. у Бормотовой И.Н. отсутствуют, поскольку не выполнено одно из условий, необходимых для назначении страховой пенсии по старости, а именно требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 18,6 (л.д. 25 – 29).

Согласно ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на адрес лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1); периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами адрес, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии с Федеральным законом от дата N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, установлены в ст. 12 Федерального закона N 400-ФЗ, которая предусматривает, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (п. 3), период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности (п. 7), при этом периоды, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.

В ст. 13 Федерального закона N 400-ФЗ о порядке исчисления страхового стажа предусмотрено, что исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии (п. 1); при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (п. 8).

В п. 35 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 для установления страховых пенсий указано, что период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению 4, а указанный период, имевший место начиная с 1 января 2009 г. подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением N 4 к Правилам, и справкой государственного учреждения службы занятости населения по форме, предусмотренной приложением N 2 к Правилам, а в случае если военнослужащий проходил военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу) в воинском формировании Российской Федерации (СССР), дислоцированном на территории иностранного государства, независимо от времени ее прохождения, - только справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением N 4 к Правилам; основанием выдачи справки по форме, предусмотренной приложением N 4 к Правилам, являются сведения личного дела военнослужащего, документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, а также трудовая книжка супруги (супруга) военнослужащего, при этом периоды проживания, указанные в такой справке, совпадающие с периодами работы, содержащимися в трудовой книжке, не учитываются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при исчислении страхового стажа.

Согласно п. 4 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих - граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению медицинской организации их дети нуждались в постороннем уходе. В указанные периоды супругам военнослужащих - граждан, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Указанные периоды проживания супругов военнослужащих на основании п. "г" ст. 92 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" до 01 января 2002 г. включались в общий трудовой стаж для определения их права на пенсию по старости и установления ее размера. Однако данный закон утратил свою силу и не применяется с 1 января 2002 г.

Одновременно был введен в действие ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым с 1 января 2002 г. был установлен новый порядок установления и исчисления трудовых пенсий. При этом включение периодов проживания жен (мужей) военнослужащих вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено не было.

Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" была установлена норма, согласно которой одним из условий назначения пенсии по старости является наличие не менее пяти лет страхового стажа. При этом ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Статьей 11 указанного Закона предусмотрена возможность зачета в страховой стаж отдельных нестраховых периодов, однако к такого рода периодам не было отнесено время проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства.

На основании Федерального закона N 146-ФЗ от 22.07.2008 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий" выделение Пенсионному фонду РФ средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов производится за следующие нестраховые периоды период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.

При подсчете продолжительности нестраховых периодов, за которые предусматривается выделение Пенсионному фонду РФ средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, не учитываются периоды, включенные при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии со статьей 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Также между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006.

Согласно положениям указанного Договора от 24.01.2006 при определении права на пенсию согласно законодательству договаривающихся сторон и при конвертации пенсионный прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории обеих договаривающихся сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Размер пенсий каждый договаривающаяся сторона определяет исходя из страхового стажа и дохода, приобретенного на ее территории в соответствии со своим законодательством.

Из ст. 23 Договора с Республикой Беларусь следует, что граждане могут выбрать при наличии оснований один из следующих способов реализации своего права на пенсионное обеспечение:

1) - за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13.03.1992г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает договаривающаяся сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией;

- за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992г. на территориях договаривающихся сторон, каждая договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории;

2) по желанию и на основании заявлений граждан договаривающихся сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству договаривающийся стороны, гражданами которой они являются, без применения положений Договора от 24.01.2006г. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

В случае назначения пенсии с применением пункта 1 статьи 23 договора от 24.01.2006 для суммирования периодов страхового (трудового) стажа в целях определения права на пенсию согласно законодательству Российской Федерации компетентный орган, принявший заявление о назначении пенсии, запрашивает у компетентного органа другой договаривающейся стороны подтверждение периодов страхового (трудового) стажа, приобретенных в соответствии с ее законодательством. В подтверждение страхового стажа оформляется справка о страховом (трудовом) стаже по установленной форме. Соответствующее взаимодействие осуществляют территориальные органы Пенсионного фонда РФ и органы по труду, занятости и социальной защиты Республики Беларусь.

Как следует из трудовой книжки АТ-V от 19 ноября 1987 года на имя Бормотовой И.Н., 24.07.1987 она была принята машинисткой на Балаковскую городскую хозрасчетную стеклотарную базу; 06.08.1987 уволена по собственному желанию (ст. 31 КЗОТ РСФСР); 12.10.1987 принята в войсковую часть на должность машинистки, 05.07.1989 – уволена по собственному желанию в связи с выездом из СССР к новому месту службы мужа по ст. 31 КЗОТ РСФСР; 03.10.1989 поступила на службу в Советскую Армию в качестве военнослужащей-женщины, уволена по семейным обстоятельствам в запас на основании приказа командира в/ч от 30.11.1993; 01.12.1993 принята на работу оператором ЦТП на участок на предприятии теплоэнергетики, 15.04.1997 – уволена по сокращению штата (л.д. 21-23).

Бормотова И.Н. является супругой военнослужащего ФИО1.

Согласно справкам, выданным Военным комиссариатом Воронежской области от 04.06.2020, ФИО1 проходил военную службу по контракту с 05.08.1977 по 02.05.1998 на должностях офицерского состава. С 22.08.1989 по 02.05.1998 военную службу проходил на территории республики Беларусь. С 06.02.1992 по 02.05.1998 проходил службу под юрисдикцией Российской Федерации. Вместе с ним проживала супруга Бормотова И.Н. с 01.08.1982 по 23.07.1987, с 07.08.1987 по 11.10.1987, с 06.07.1989 по 02.10.1989, с 16.04.1997 по 02.05.1998 (л.д. 12-13).

Согласно архивной справке <данные изъяты>» от 29.09.2020 Бормотова И.Н. обучалась в <данные изъяты> с 24.09.1997 (пр. -т от 29.09.1997) по 30.06.2000 (пр. -т от 01.07.2000) по специальности «<данные изъяты>», на вечерней форме обучения; отчислена в связи с окончанием; после окончания выдан диплом А , регистрационный , и присвоена квалификация <данные изъяты> (л.д. 76).

Из архивной справки ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 08.10.2020 следует, что в приказе командира войсковой части полевая почта от 23 ноября 1988 г. значится:

«…Принять с 21 ноября 1988 года Бормотову И.Н. в теплохозяйство на должность машиниста-кочегара с окладом 115 рублей в месяц».

В приказе командира войсковой части полевая почта от 25 декабря 1988 г. № значится:

«… Уволить с 25 декабря 1988 г. служащую СА Бормотову И.Н., машиниста-кочегара теплохозяйства, по статье 31 КЗОТ РСФСР в связи с призывом на действительную военную службу».

В приказе командира войсковой части полевая почта 26 декабря 1988 г. значится:

«…В соответствии с Положением о прохождении действительной военной службы военнослужащими-женщинами в ВС СССР, рядовую Бормотову И.Н., призванную на действительную военную службу войсковой частью полевая почта , зачислить в списки личного состава части, все виды обеспечения и полагать вступившей с 26.12.88 г. в исполнение обязанностей повара роты материального обеспечения».

В приказе командира войсковой части полевая почта от 06 июля 1989 г. значится:

«… Рядовую Бормотову И.Н., повара роты материального обеспечения уволенную с действительной военной службы по ст. 62 с учетом предоставленного отпуска пропорционально прослуженному времени за 1989 год, исключить из списков личного состава части и всех видом обеспечения с 20.07.1989 года (л.д. 80 - 81).

Согласно архивной выписке Центрального Архива Архивной службы вооруженных сил Министерства обороны Республики Беларусь от 10.09.2019 из приказа командира войсковой части от 13 марта 1992 года следует, что рядовую Бормотову И.Н. – назначенную приказом командира войсковой части от 17 марта 1992 г. на должность <данные изъяты>, с 15 марта 1992 года зачислить в списки личного состава части, на все виды обеспечения и полагать приступившей к исполнению служебных обязанностей.

Из приказа командира войсковой части от 17 февраля 1994 года следует, что рядового Бормотову И.Н., <данные изъяты>, уволенного Приказом командира войсковой части от 04.02.94 в запас, по статье 26 ч. 3 Закона о всеобщей воинской обязанности по пункту 8 (по служебному несоответствию), с учетом предоставленного отпуска за 1994 год, с 20 февраля с.г. исключить из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направить на учет в <адрес> ГВК, <адрес> (л.д. 93).

Согласно архивной выписке Центрального Архива Архивной службы вооруженных сил Министерства обороны Республики Беларусь от 10.09.2019 из Приказа командира войсковой части от 17 марта 1992 года следует, что в соответствии с Положением о прохождении действительной военной службы женщинам, призванным на военную службу в добровольном порядке, Бормотовой И.Н., с 17 марта 1992 г. зачислить в списки личного состава части, на все виды обеспечения, присвоить воинское звание «рядовой», допустить к приему дел и должности оператора войсковой части и полагать вступившей в ее исполнение (л.д. 94).

Из ответа Управления внутренних дел Могилевского облисполкома от 04.12.2020 на судебный запрос следует, что ФИО1. значился зарегистрированным по месту жительства по адресу; <адрес> период с 04.05.1994 по 02.10.1998. Бормотова И.Н. значилась зарегистрированной по указанному адресу с 04.05.1994 по 25.03.2011; с 25.03.2011 по 25.03.2016 была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 25.03.2016 по 28.06.2016 зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 108 – 112).

В заявлении от 21.12.2020 в адрес ответчика истица просила назначить ей страховую пенсию по старости согласно ст. 23 п. 1 договора между Российской Федерацией и Республики Беларусь от 24.01.2006 по принципу пропорциональности и учесть требования ст. 11 п.1 данного договора, а также ст. 12 п.1.

Стаж на территории Республики Беларусь продолжительностью 09 лет 04 месяцев 13 дней учтен УПФР в г. Воронеже по справке от 30.03.2020 , выданной Управлением социальной защиты администрации <адрес>.

Согласно ответу ответчика от 06.11.2020 в общий трудовой стаж истицы во внесудебном порядке включены периоды проживания последней с супругом военнослужащим с 01.08.1982 по 22.02.1983, с 23.08.1984 по 23.07.1987, с 07.08.1987 по 11.10.1987, с 06.07.1989 по 02.10.1989 (л.д. 68-73).

Поскольку периоды проживания Бормотовой И.Н. с супругом военнослужащим ФИО1 на территории Республики Беларусь с 03.10.1989 по 15.03.1992 и с 16.04.1997 по 02.05.1998 подтверждены компетентным органом Республики Беларусь, в том числе на основании ответа по судебному запросу, с учетом изложенного выше правового регулирования, суд считает, что указанные периоды подлежат включению УПФР в г. Воронеже в общий трудовой стаж Бормотовой И.Н.

Суд также принимает во внимание, что в соответствии решением ответчика в страховой (трудовой) стаж последней включен период военной службы с 16.03.1992 по 30.11.1993, протекавшей на территории Республики Беларусь.

Период работы истицы с 21.11.1988 по 05.07.1989 в войсковой части подтвержден архивной справкой от 08.10.2020 , выданной ФГКУ «Центральный архив МО РФ» (л.д. 80-81) также подлежит включению УПФР в г. Воронеже в страховой (трудовой) стаж Бормотовой И.Н.

Согласно указанной справке, составленной на основании приказом командира войсковой части истица с 21.11.1988 была принята на работу в теплохозяйство на должность машиниста-кочегара и уволена 25.12.1988 в связи с призывом на действительную военную службы; 26.12.1988 принята на должность повара роты материального обеспечения, уволена в соответствии с приказом от 06.07.1989 с исключением из списков личного состава.

При этом суд не принимает во внимание запись в трудовой книжке о приеме на работу в спорный период (с 12.10.1987) (л.д. 21), поскольку она противоречит первичным документам, приказам по кадрам. Применительно к ст. 56 ГПК РФ доказательств работы в период с 12.10.1987 до 21.11.1988 в должности машинистки в войсковой части , данных о работе в этот период истицей и ее представителем не представлено, в архивной справке ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» сведения об этом периоде не указаны.

Таким образом, в удовлетворении требования о включении в страховой (трудовой) стаж периода с 12.10.1987 до 21.11.1988 надлежит отказать.

Суд также находит необоснованным требование истицы о включении в страховой стаж периода работы на Балаковской стеклотарной базе в качестве машинистки в период с 24.07.1987 по 06.08.1987, поскольку сведения о данном периоде были внесены в трудовую книжку после окончания указанного периода, сама трудовая книжка была заведена 19.10.1987 (л.д. 21), то есть задним числом, после увольнения истицы с указанного предприятия.

В соответствии с п.п. 2.2, 2.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, действовавшей в спорный период, заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу. Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

Применительно к положениям ст. 56 ГПК РФ истицей в материалы дела не предоставление какие-либо иные доказательств (архивных справок, расчетных листков и т.д.), подтверждающих факт работы в спорный период на указанном предприятии.

Также суд не находит обоснованным требование истицы о включении в страховой страж периода службы в войсковой части с 15.03.1992 по февраль 1994 года.

Согласно трудовой книжке (л.д. 22) истица с 03.10.1989 по 30.11.1993 призывалась проходила службу в качестве военнослужащей, была уволена по семенным обстоятельства в запас «по ст. 62» (за указанный период отсутствуют сведения о приказах о приеме и увольнении). С 01.12.1993 по 15.04.1997 работала оператором ЦТП на участке Предприятия теплоэнергетики, уволена по сокращению штатов.

Из справки военного комиссариата Воронежской области от 04.06.2020 следует, что Бормотова И.Н. значилась проживающей с военнослужащим ФИО1 в том числе в период с 06.07.1989 по 15.03.1992, с 16.04.1997 по 02.05.1998 (л.д. 55).

Согласно ответу ответчика от 06.11.2020, письменным возражениям (л.д. 82-84) в страховой (трудовой) стаж истицы включен период службы с 16.03.1992 по 30.11.1993, а также период работы на предприятии теплоэнергетики с 01.12.1993 по 15.04.1997 (л.д. 68-72).

Факт работы с 01.12.1993 на должности оператора ЦТП подтверждается справкой работодателя (л.д. 95).

В то же время, в соответствии с п. 7 ст. 10 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (действовавшего в спорный период) военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением занятий научной, преподавательской и творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Военнослужащим запрещается оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждение и льготы.

С учетом изложенного, принимая во внимание частичное включение спорного периода во внесудебном порядке, как военной службы и другой части периода, как работы, суд не усматривает оснований для удовлетворения требования о включении в страховой стаж периода службы в войсковой части с 15.03.1992 по февраль 1994 года.

В соответствии с нормами части 1 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, определяются на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в котором этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (далее ИПК) – это параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

На основании части 10 статьи 15 указанного закона величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года определяется суммированием размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015г., которая равна 64 рублям 10 копейкам и суммы коэффициентов, определенных за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 статьи 15 Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды имевшие место после 01.01.2015 определяются в соответствии с ч. 11 ст. 15 названного Закона. Для определения величины ИПК учитывается сумма ежегодных отношений страховых взносов застрахованного лица к предельной величине базы для начисления страховых взносов в ПФР в соответствующем году.

Соответственно, размер трудовой пенсии по старости по состоянию на 31.12.2014 определяется по нормам статей 14, 29, 29.1, 30, 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в индивидуальном порядке и зависит от продолжительности общего трудового стажа и размера заработной платы, имевших место до 01.01.2002, а также от страховых взносов и иных поступления в Пенсионный фонд РФ после 1 января 2002г. при их наличии.

Бормотовой И.Н. на основании ее заявления от 12.02.2020 выбран вариант пенсионного обеспечения в соответствии с п.1 ст. 23 Договора от 24.01.2006.

В этой связи, при назначении пенсии по пропорциональному принципу, учитывается стаж, приобретенный с 12.03.1992 на территории Республики Беларусь с применением положений национального законодательства.

В ходе рассмотрения дела представитель истицы ссылался на наличие у последней достаточного ИПК (более 18,6) с учетом включения спорных периодов, представив свой расчет (л.д. 120-123, 133-141).

Проверив расчет, представленный стороной истца, суд считает, что он составлен не в соответствии с требованиями пенсионного законодательства и считает правильным расчет ИПК, составленный ответчиком по различным вариантам расчета (л.д. 64-65, 152).

С учетом изложенного, требования истицы о признании неправильным расчета ИПК Бормотовой И.Н. для права на получение пенсии удовлетворению не подлежит.

С учетом частичного включения спорных периодов в страховой (трудовой) стаж, отсутствия у истицы Бормотовой И.Н. необходимой предусмотренной величины ИПК для определения права и размера страховой пенсии (не менее 18,6), правовых оснований для признания права на назначение истице страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ и п. 1 ст. 23 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 по состоянию на 08.02.2020 не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать УПФР в г. Воронеже включить Бормотовой Ирине Николаевне в страховой (трудовой) стаж периоды:

с 21.11.1988 по 05.07.1989 – период работы в войсковой части ;

с 03.10.1989 по 15.03.1992 – период проживания с супругом военнослужащим;

с 16.04.1997 по 02.05.1998 – период проживания с супругом военнослужащим.

В остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья С.А. Панин

Решение суда изготовлено в окончательной форме 05 февраля 2021 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

№ 2-74/2021 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 2021 года Центральный районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Панина С.А.,

при секретаре Новиковой С.С.,

с участием:

представителя истца Бормотовой И.Н. по доверенности Бормотова С.В.,

представителя ответчика УПФР в г. Воронеже по доверенности Сухановой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бормотовой Ирины Николаевны к УПФР в г. Воронеже об обязании включить в страховой стаж периодов работы, признании права на назначение трудовой пенсии по старости с момента возникновения права на нее, с 08 февраля 2020 года,

установил:

03 февраля 2020 года Бормотова И.Н. обратилась в УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 96 - 100).

Решением № 83333/2020 от 19 мая 2020 года истице отказано в назначении страховой пенсии на общих основаниях из-за отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента – не менее 18,6 (л.д. 25 – 29).

Не согласившись с указанными решением, Бормотова И.Н. обратилась в суд с исковыми требованиями к УПФР в г. Воронеже с требованиями о включении в страховой стаж периодов работы и периода проживания супруги военнослужащего с супругом в период прохождения службы на территории Республики Беларусь, признании права на назначение трудовой пенсии по старости с момента возникновения права на нее (л.д. 6 – 8).

Определением суда от 17 ноября 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к производству суда принято уточненное исковое заявление, в котором истица просила:

- обязать УПФР в г. Воронеже включить ей в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости периоды работы:

с 24.07.1987 по 06.08.1987 – на Балаковской городской хозрасчетной стеклотарной базе;

с 12.10.1987 по 05.07.1989 – в войсковой части полевой почты ;

с 03.10.1989 по 30.11.1993 – период службы в войсковой части ;

с 16.04.1997 по 02.05.1998 – период проживания супруги военнослужащего с супругом военнослужащим в период прохождения им военной службы по контракту на территории республики Беларусь;

- признать за ней право на назначение трудовой пенсии по старости с момента возникновения права на нее;

- признать расчет ИПК для определения ее права на получение страховой пенсии, произведенного ответчиком, неверным (л.д. 43 – 50).

Определением суда от 17 декабря 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к производству суда принято уточненное исковое заявление, в котором истица просила:

- признать неправильным расчет ИПК на право получения пенсии;

- обязать УПФР в г. Воронеже включить ей в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости периоды работы:

с 24.07.1987 по 06.08.1987 – на Балаковской городской хозрасчетной стеклотарной базе;

с 12.10.1987 по 20.07.1989 – период работы в войсковой части ;

с 03.10.1989 по 15.03.1992 – период проживания с супругом военнослужащим;

с 15.03.1992 по февраль 1994 - период службы в войсковой части ;

с 16.04.1997 по 02.05.1998 – период проживания с супругом военнослужащим;

- признать за ней право на назначении трудовой пенсии по старости к моменту возникновения права на нее с момента подачи заявления с 08 февраля 2020 года (л.д. 118 – 119).

В судебном заседании представитель истца Бормотовой И.Н. по доверенности Бормотов С.В. поддержал уточненные исковые требования, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика УПФР в г. Воронеже по доверенности Суханова Н.Н. исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении, считая отказ в назначении пенсии законным и обоснованным по основаниям, указанным в письменных возражениях (л.д. 82 – 84).

Истица Бормотова И.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, о причине ее неявки суду неизвестно.

Выслушав объяснениям лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела и отказного пенсионного дела истицы, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года, вступившим в силу с 01.01.2015.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Условия для назначения страховой пенсии по старости определены нормами ст. 8 Федерального закона Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ О страховых пенсиях".

В соответствии с нормами ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно приложению 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ возраст, по достижении которого граждане приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в 2019 г. подлежит увеличению на 12 месяцев, и составляет для женщин 56 лет.

Согласно нормам п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ гражданам, которые указаны в ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019 года, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.

Соответственно, возраст выхода на страховую пенсию по старости для женщин ДД.ММ.ГГГГ рождения составляет 55 лет 6 месяцев.

Как следует из положений ст. 8, ч. 2,3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ для назначения страховой пенсии по старости необходимо наличие требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, которые определяются в зависимости от года выхода на пенсию. В 2020 году требуемый страховой стаж составляет 11 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 18,6.

Из материалов дела следует, что 03.02.2020 Бормотова И.Н. обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (л.д. 51).

Как установлено судом, из объяснений лиц, участвующих в деле, решения ответчика № 83333/20 от 19.05.2020 (с приложением), истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и п. 1 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006, поскольку не выполнено одно из условий необходимых для назначения страховой пенсии по старости, а именно требуемой величины индивидуально пенсионного коэффициента в размере не менее 18,6.

В страховой (трудовой) стаж не были включены следующие периоды по трудовой книжке:

- период работы с 24.07.1987 по 06.08.1987 – на Балаковской городской хозрасчетной стеклотарной базе;

- период работы с 12.10.1987 по 05.07.1989 – в войсковой части полевой почты ;

- период службы с 03.10.1989 по 30.11.1993 – поскольку сведения о службе в войсковой части внесены в трудовую книжку с нарушением п. 2.3, п. 2.13 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, т.к. в основании внесения записи о приеме не указана дата и номер издания приказа. Кроме того, указанные сведения о военной службе противоречат сведениям, указанным в военном билете серии НБ от 16.03.1992, выданном <адрес> военным комиссариатом <адрес> и архивным справкам , от 10.09.2019, выданным Центральным архивом архивной службы Вооруженных сил Министерства обороны Республики Беларусь, согласно которым военная службы в военной части протекала с марта 1992 г. по февраль 1994 г. на территории Республики Беларусь;

- период проживания супруги военнослужащего с супругом военнослужащим в период прохождения им военной службы по контракту на территории Республики Беларусь с 16.04.1997 по 02.05.1998, поскольку указанные сведения не подтверждены компетентным органом Республики Беларусь справкой о страховом (трудовом) стаже.

Страховой стаж для определения права на пенсию Бормотовой И.Н. составляет 21 год 4 месяца 7 дней, в том числе на территории Российской Федерации 11 лет 03 месяца 29 дней.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента для определения права и размера страховой пенсии составляет – 14,201, что менее установленного ИПК, требуемого для назначения страховой пенсии по старости – 18,6.

Таким образом, правовые основания для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федерального закона N 400-ФЗ) и п.1 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006г. у Бормотовой И.Н. отсутствуют, поскольку не выполнено одно из условий, необходимых для назначении страховой пенсии по старости, а именно требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 18,6 (л.д. 25 – 29).

Согласно ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на адрес лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1); периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами адрес, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии с Федеральным законом от дата N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, установлены в ст. 12 Федерального закона N 400-ФЗ, которая предусматривает, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (п. 3), период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности (п. 7), при этом периоды, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.

В ст. 13 Федерального закона N 400-ФЗ о порядке исчисления страхового стажа предусмотрено, что исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии (п. 1); при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (п. 8).

В п. 35 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 для установления страховых пенсий указано, что период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению 4, а указанный период, имевший место начиная с 1 января 2009 г. подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением N 4 к Правилам, и справкой государственного учреждения службы занятости населения по форме, предусмотренной приложением N 2 к Правилам, а в случае если военнослужащий проходил военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу) в воинском формировании Российской Федерации (СССР), дислоцированном на территории иностранного государства, независимо от времени ее прохождения, - только справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением N 4 к Правилам; основанием выдачи справки по форме, предусмотренной приложением N 4 к Правилам, являются сведения личного дела военнослужащего, документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, а также трудовая книжка супруги (супруга) военнослужащего, при этом периоды проживания, указанные в такой справке, совпадающие с периодами работы, содержащимися в трудовой книжке, не учитываются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при исчислении страхового стажа.

Согласно п. 4 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих - граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению медицинской организации их дети нуждались в постороннем уходе. В указанные периоды супругам военнослужащих - граждан, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Указанные периоды проживания супругов военнослужащих на основании п. "г" ст. 92 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" до 01 января 2002 г. включались в общий трудовой стаж для определения их права на пенсию по старости и установления ее размера. Однако данный закон утратил свою силу и не применяется с 1 января 2002 г.

Одновременно был введен в действие ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым с 1 января 2002 г. был установлен новый порядок установления и исчисления трудовых пенсий. При этом включение периодов проживания жен (мужей) военнослужащих вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено не было.

Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" была установлена норма, согласно которой одним из условий назначения пенсии по старости является наличие не менее пяти лет страхового стажа. При этом ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Статьей 11 указанного Закона предусмотрена возможность зачета в страховой стаж отдельных нестраховых периодов, однако к такого рода периодам не было отнесено время проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства.

На основании Федерального закона N 146-ФЗ от 22.07.2008 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий" выделение Пенсионному фонду РФ средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов производится за следующие нестраховые периоды период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.

При подсчете продолжительности нестраховых периодов, за которые предусматривается выделение Пенсионному фонду РФ средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, не учитываются периоды, включенные при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии со статьей 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Также между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006.

Согласно положениям указанного Договора от 24.01.2006 при определении права на пенсию согласно законодательству договаривающихся сторон и при конвертации пенсионный прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории обеих договаривающихся сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Размер пенсий каждый договаривающаяся сторона определяет исходя из страхового стажа и дохода, приобретенного на ее территории в соответствии со своим законодательством.

Из ст. 23 Договора с Республикой Беларусь следует, что граждане могут выбрать при наличии оснований один из следующих способов реализации своего права на пенсионное обеспечение:

1) - за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13.03.1992г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает договаривающаяся сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией;

- за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992г. на территориях договаривающихся сторон, каждая договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории;

2) по желанию и на основании заявлений граждан договаривающихся сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству договаривающийся стороны, гражданами которой они являются, без применения положений Договора от 24.01.2006г. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

В случае назначения пенсии с применением пункта 1 статьи 23 договора от 24.01.2006 для суммирования периодов страхового (трудового) стажа в целях определения права на пенсию согласно законодательству Российской Федерации компетентный орган, принявший заявление о назначении пенсии, запрашивает у компетентного органа другой договаривающейся стороны подтверждение периодов страхового (трудового) стажа, приобретенных в соответствии с ее законодательством. В подтверждение страхового стажа оформляется справка о страховом (трудовом) стаже по установленной форме. Соответствующее взаимодействие осуществляют территориальные органы Пенсионного фонда РФ и органы по труду, занятости и социальной защиты Республики Беларусь.

Как следует из трудовой книжки АТ-V от 19 ноября 1987 года на имя Бормотовой И.Н., 24.07.1987 она была принята машинисткой на Балаковскую городскую хозрасчетную стеклотарную базу; 06.08.1987 уволена по собственному желанию (ст. 31 КЗОТ РСФСР); 12.10.1987 принята в войсковую часть на должность машинистки, 05.07.1989 – уволена по собственному желанию в связи с выездом из СССР к новому месту службы мужа по ст. 31 КЗОТ РСФСР; 03.10.1989 поступила на службу в Советскую Армию в качестве военнослужащей-женщины, уволена по семейным обстоятельствам в запас на основании приказа командира в/ч от 30.11.1993; 01.12.1993 принята на работу оператором ЦТП на участок на предприятии теплоэнергетики, 15.04.1997 – уволена по сокращению штата (л.д. 21-23).

Бормотова И.Н. является супругой военнослужащего ФИО1.

Согласно справкам, выданным Военным комиссариатом Воронежской области от 04.06.2020, ФИО1 проходил военную службу по контракту с 05.08.1977 по 02.05.1998 на должностях офицерского состава. С 22.08.1989 по 02.05.1998 военную службу проходил на территории республики Беларусь. С 06.02.1992 по 02.05.1998 проходил службу под юрисдикцией Российской Федерации. Вместе с ним проживала супруга Бормотова И.Н. с 01.08.1982 по 23.07.1987, с 07.08.1987 по 11.10.1987, с 06.07.1989 по 02.10.1989, с 16.04.1997 по 02.05.1998 (л.д. 12-13).

Согласно архивной справке <данные изъяты>» от 29.09.2020 Бормотова И.Н. обучалась в <данные изъяты> с 24.09.1997 (пр. -т от 29.09.1997) по 30.06.2000 (пр. -т от 01.07.2000) по специальности «<данные изъяты>», на вечерней форме обучения; отчислена в связи с окончанием; после окончания выдан диплом А , регистрационный , и присвоена квалификация <данные изъяты> (л.д. 76).

Из архивной справки ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 08.10.2020 следует, что в приказе командира войсковой части полевая почта от 23 ноября 1988 г. значится:

«…Принять с 21 ноября 1988 года Бормотову И.Н. в теплохозяйство на должность машиниста-кочегара с окладом 115 рублей в месяц».

В приказе командира войсковой части полевая почта от 25 декабря 1988 г. № значится:

«… Уволить с 25 декабря 1988 г. служащую СА Бормотову И.Н., машиниста-кочегара теплохозяйства, по статье 31 КЗОТ РСФСР в связи с призывом на действительную военную службу».

В приказе командира войсковой части полевая почта 26 декабря 1988 г. значится:

«…В соответствии с Положением о прохождении действительной военной службы военнослужащими-женщинами в ВС СССР, рядовую Бормотову И.Н., призванную на действительную военную службу войсковой частью полевая почта , зачислить в списки личного состава части, все виды обеспечения и полагать вступившей с 26.12.88 г. в исполнение обязанностей повара роты материального обеспечения».

В приказе командира войсковой части полевая почта от 06 июля 1989 г. значится:

«… Рядовую Бормотову И.Н., повара роты материального обеспечения уволенную с действительной военной службы по ст. 62 с учетом предоставленного отпуска пропорционально прослуженному времени за 1989 год, исключить из списков личного состава части и всех видом обеспечения с 20.07.1989 года (л.д. 80 - 81).

Согласно архивной выписке Центрального Архива Архивной службы вооруженных сил Министерства обороны Республики Беларусь от 10.09.2019 из приказа командира войсковой части от 13 марта 1992 года следует, что рядовую Бормотову И.Н. – назначенную приказом командира войсковой части от 17 марта 1992 г. на должность <данные изъяты>, с 15 марта 1992 года зачислить в списки личного состава части, на все виды обеспечения и полагать приступившей к исполнению служебных обязанностей.

Из приказа командира войсковой части от 17 февраля 1994 года следует, что рядового Бормотову И.Н., <данные изъяты>, уволенного Приказом командира войсковой части от 04.02.94 в запас, по статье 26 ч. 3 Закона о всеобщей воинской обязанности по пункту 8 (по служебному несоответствию), с учетом предоставленного отпуска за 1994 год, с 20 февраля с.г. исключить из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направить на учет в <адрес> ГВК, <адрес> (л.д. 93).

Согласно архивной выписке Центрального Архива Архивной службы вооруженных сил Министерства обороны Республики Беларусь от 10.09.2019 из Приказа командира войсковой части от 17 марта 1992 года следует, что в соответствии с Положением о прохождении действительной военной службы женщинам, призванным на военную службу в добровольном порядке, Бормотовой И.Н., с 17 марта 1992 г. зачислить в списки личного состава части, на все виды обеспечения, присвоить воинское звание «рядовой», допустить к приему дел и должности оператора войсковой части и полагать вступившей в ее исполнение (л.д. 94).

Из ответа Управления внутренних дел Могилевского облисполкома от 04.12.2020 на судебный запрос следует, что ФИО1. значился зарегистрированным по месту жительства по адресу; <адрес> период с 04.05.1994 по 02.10.1998. Бормотова И.Н. значилась зарегистрированной по указанному адресу с 04.05.1994 по 25.03.2011; с 25.03.2011 по 25.03.2016 была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 25.03.2016 по 28.06.2016 зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 108 – 112).

В заявлении от 21.12.2020 в адрес ответчика истица просила назначить ей страховую пенсию по старости согласно ст. 23 п. 1 договора между Российской Федерацией и Республики Беларусь от 24.01.2006 по принципу пропорциональности и учесть требования ст. 11 п.1 данного договора, а также ст. 12 п.1.

Стаж на территории Республики Беларусь продолжительностью 09 лет 04 месяцев 13 дней учтен УПФР в г. Воронеже по справке от 30.03.2020 , выданной Управлением социальной защиты администрации <адрес>.

Согласно ответу ответчика от 06.11.2020 в общий трудовой стаж истицы во внесудебном порядке включены периоды проживания последней с супругом военнослужащим с 01.08.1982 по 22.02.1983, с 23.08.1984 по 23.07.1987, с 07.08.1987 по 11.10.1987, с 06.07.1989 по 02.10.1989 (л.д. 68-73).

Поскольку периоды проживания Бормотовой И.Н. с супругом военнослужащим ФИО1 на территории Республики Беларусь с 03.10.1989 по 15.03.1992 и с 16.04.1997 по 02.05.1998 подтверждены компетентным органом Республики Беларусь, в том числе на основании ответа по судебному запросу, с учетом изложенного выше правового регулирования, суд считает, что указанные периоды подлежат включению УПФР в г. Воронеже в общий трудовой стаж Бормотовой И.Н.

Суд также принимает во внимание, что в соответствии решением ответчика в страховой (трудовой) стаж последней включен период военной службы с 16.03.1992 по 30.11.1993, протекавшей на территории Республики Беларусь.

Период работы истицы с 21.11.1988 по 05.07.1989 в войсковой части подтвержден архивной справкой от 08.10.2020 , выданной ФГКУ «Центральный архив МО РФ» (л.д. 80-81) также подлежит включению УПФР в г. Воронеже в страховой (трудовой) стаж Бормотовой И.Н.

Согласно указанной справке, составленной на основании приказом командира войсковой части истица с 21.11.1988 была принята на работу в теплохозяйство на должность машиниста-кочегара и уволена 25.12.1988 в связи с призывом на действительную военную службы; 26.12.1988 принята на должность повара роты материального обеспечения, уволена в соответствии с приказом от 06.07.1989 с исключением из списков личного состава.

При этом суд не принимает во внимание запись в трудовой книжке о приеме на работу в спорный период (с 12.10.1987) (л.д. 21), поскольку она противоречит первичным документам, приказам по кадрам. Применительно к ст. 56 ГПК РФ доказательств работы в период с 12.10.1987 до 21.11.1988 в должности машинистки в войсковой части , данных о работе в этот период истицей и ее представителем не представлено, в архивной справке ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» сведения об этом периоде не указаны.

Таким образом, в удовлетворении требования о включении в страховой (трудовой) стаж периода с 12.10.1987 до 21.11.1988 надлежит отказать.

Суд также находит необоснованным требование истицы о включении в страховой стаж периода работы на Балаковской стеклотарной базе в качестве машинистки в период с 24.07.1987 по 06.08.1987, поскольку сведения о данном периоде были внесены в трудовую книжку после окончания указанного периода, сама трудовая книжка была заведена 19.10.1987 (л.д. 21), то есть задним числом, после увольнения истицы с указанного предприятия.

В соответствии с п.п. 2.2, 2.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, действовавшей в спорный период, заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу. Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

Применительно к положениям ст. 56 ГПК РФ истицей в материалы дела не предоставление какие-либо иные доказательств (архивных справок, расчетных листков и т.д.), подтверждающих факт работы в спорный период на указанном предприятии.

Также суд не находит обоснованным требование истицы о включении в страховой страж периода службы в войсковой части с 15.03.1992 по февраль 1994 года.

Согласно трудовой книжке (л.д. 22) истица с 03.10.1989 по 30.11.1993 призывалась проходила службу в качестве военнослужащей, была уволена по семенным обстоятельства в запас «по ст. 62» (за указанный период отсутствуют сведения о приказах о приеме и увольнении). С 01.12.1993 по 15.04.1997 работала оператором ЦТП на участке Предприятия теплоэнергетики, уволена по сокращению штатов.

Из справки военного комиссариата Воронежской области от 04.06.2020 следует, что Бормотова И.Н. значилась проживающей с военнослужащим ФИО1 в том числе в период с 06.07.1989 по 15.03.1992, с 16.04.1997 по 02.05.1998 (л.д. 55).

Согласно ответу ответчика от 06.11.2020, письменным возражениям (л.д. 82-84) в страховой (трудовой) стаж истицы включен период службы с 16.03.1992 по 30.11.1993, а также период работы на предприятии теплоэнергетики с 01.12.1993 по 15.04.1997 (л.д. 68-72).

Факт работы с 01.12.1993 на должности оператора ЦТП подтверждается справкой работодателя (л.д. 95).

В то же время, в соответствии с п. 7 ст. 10 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (действовавшего в спорный период) военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением занятий научной, преподавательской и творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Военнослужащим запрещается оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждение и льготы.

С учетом изложенного, принимая во внимание частичное включение спорного периода во внесудебном порядке, как военной службы и другой части периода, как работы, суд не усматривает оснований для удовлетворения требования о включении в страховой стаж периода службы в войсковой части с 15.03.1992 по февраль 1994 года.

В соответствии с нормами части 1 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, определяются на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в котором этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (далее ИПК) – это параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

На основании части 10 статьи 15 указанного закона величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года определяется суммированием размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015г., которая равна 64 рублям 10 копейкам и суммы коэффициентов, определенных за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 статьи 15 Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды имевшие место после 01.01.2015 определяются в соответствии с ч. 11 ст. 15 названного Закона. Для определения величины ИПК учитывается сумма ежегодных отношений страховых взносов застрахованного лица к предельной величине базы для начисления страховых взносов в ПФР в соответствующем году.

Соответственно, размер трудовой пенсии по старости по состоянию на 31.12.2014 определяется по нормам статей 14, 29, 29.1, 30, 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в индивидуальном порядке и зависит от продолжительности общего трудового стажа и размера заработной платы, имевших место до 01.01.2002, а также от страховых взносов и иных поступления в Пенсионный фонд РФ после 1 января 2002г. при их наличии.

Бормотовой И.Н. на основании ее заявления от 12.02.2020 выбран вариант пенсионного обеспечения в соответствии с п.1 ст. 23 Договора от 24.01.2006.

В этой связи, при назначении пенсии по пропорциональному принципу, учитывается стаж, приобретенный с 12.03.1992 на территории Республики Беларусь с применением положений национального законодательства.

В ходе рассмотрения дела представитель истицы ссылался на наличие у последней достаточного ИПК (более 18,6) с учетом включения спорных периодов, представив свой расчет (л.д. 120-123, 133-141).

Проверив расчет, представленный стороной истца, суд считает, что он составлен не в соответствии с требованиями пенсионного законодательства и считает правильным расчет ИПК, составленный ответчиком по различным вариантам расчета (л.д. 64-65, 152).

С учетом изложенного, требования истицы о признании неправильным расчета ИПК Бормотовой И.Н. для права на получение пенсии удовлетворению не подлежит.

С учетом частичного включения спорных периодов в страховой (трудовой) стаж, отсутствия у истицы Бормотовой И.Н. необходимой предусмотренной величины ИПК для определения права и размера страховой пенсии (не менее 18,6), правовых оснований для признания права на назначение истице страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ и п. 1 ст. 23 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 по состоянию на 08.02.2020 не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать УПФР в г. Воронеже включить Бормотовой Ирине Николаевне в страховой (трудовой) стаж периоды:

с 21.11.1988 по 05.07.1989 – период работы в войсковой части ;

с 03.10.1989 по 15.03.1992 – период проживания с супругом военнослужащим;

с 16.04.1997 по 02.05.1998 – период проживания с супругом военнослужащим.

В остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья С.А. Панин

Решение суда изготовлено в окончательной форме 05 февраля 2021 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

1версия для печати

2-74/2021 (2-2411/2020;) ~ М-2263/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бормотова Ирина Николаевна
Ответчики
УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Панин Сергей Анатольевич
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
21.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2020Передача материалов судье
27.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.10.2020Предварительное судебное заседание
05.10.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.11.2020Предварительное судебное заседание
17.11.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.12.2020Предварительное судебное заседание
17.12.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.01.2021Предварительное судебное заседание
29.01.2021Предварительное судебное заседание
29.01.2021Судебное заседание
05.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2021Дело оформлено
28.06.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
30.06.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.07.2021Судебное заседание
28.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
29.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее