Дело №
УИД 41RS0№-97
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
РЕШЕНИЕ
«20» мая 2021 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО4, рассмотрев жалобу ФИО3 Службы охраны окружающей среды Краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю № от 07 декабря 2020 года о признании виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю (далее-старший госинспектор) № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 Службы охраны окружающей среды Краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» (далее-ФИО3 «Камчатский водоканал») ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с постановлением, ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 обратилась в суд с жалобой, просила постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь, в частности, на следующие доводы. Материалы проверки, в том числе Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, не могут являться доказательствами, поскольку получены с грубым нарушением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в частности, приказ №-КНД о проведении внеплановой выездной проверки издан ДД.ММ.ГГГГ, на согласование направлен в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ. Внеплановая выездная проверка началась раньше, чем о ней был уведомлен руководитель ФИО3 «Камчатский водоканал». Проведение проверки без распоряжения (приказа) о проведении относится к категории грубых нарушений, влекущих отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица. В установленные сроки в административный орган направлены возражения по Акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о рассмотрении возражений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не поступали. Неверно установлено время совершения административного правонарушения, поскольку ДД.ММ.ГГГГ является днем подготовки протокола исследования взятых проб, а не их сравнительный анализ, на основании которого должностным лицом сделан вывод о наличии в ее действиях признаков состава административного правонарушения. Акты обследования территорий от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не содержат информации по прибору учета сточных вод. Большинство выявленных нарушений не соответствуют целям и предмету проверки, основанием которой являлся приказ Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора о проведении внеплановой выездной проверки №-КНД от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с многочисленными нарушениями проведения выездной внеплановой проверки в отношении ФИО3 «Камчатский водоканал», результаты и выявленные нарушения, отраженные в Акте проверки, не могут быть применены в качестве доказательств нарушений требований природоохранного законодательства. Протокол об административном правонарушении содержит несколько событий, которые явились основанием привлечения к административной ответственности: учет объем а сточных вод - подп. 9 п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование; нарушение требований к качеству воды в месте сброса сточных вод - подп. 13 п. 2.3 того же Решения. Кроме того, из протокола об административном правонарушении непонятно на каком объекте обнаружено правонарушение, так как в протоколе отмечено, что ФИО3 «Камчатский водоканал» осуществляет пользование водным объектом – ручей Совхозный с нарушением подп. 9, 13 п. 2.3 Решения. В ее действиях отсутствует субъективная и объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку у нее, как должностного лица, отсутствовал умысел на совершение административного правонарушения, причинно-следственная связь между ее бездействием и наступившими последствиями не установлена, следовательно, производство по делу об административном правонарушении, в отсутствии хотя бы одного из квалифицирующих признаков, подлежит прекращению.
В судебном заседании ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 полагала постановление подлежащим отмене с прекращением производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании изложенных в жалобе доводов, которые поддержала в полном объеме, к тому же, не является субъектом вмененного правонарушения. Считала, что неверно определено время свершения административного правонарушения, поскольку ни в одном акте обследования выпуска № «Волна» не установлен факт отсутствия расходомера. В обжалуемом постановлении вменено нарушение подп. 9, 13 п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование, которые образуют два разных события административного правонарушения. Кроме того, в постановлении имеется ссылка на Решение о предоставлении водного объекта в пользование, которое не имеет отношения к данному делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2, прихожу к следующему.
Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее-ВК РФ) водопользователь - это физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Частью 1 ст. 9 ВК РФ установлено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 названного Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 35 ВК РФ Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с подп. 2 ч. 2 ст. 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения. Вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (п. 5 ч. 2 ст. 39 ВК РФ). Выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности (п. 6 ч. 2 ст. 39 ВК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 2 ст. 55 ВК РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден «Порядок ведения собственниками водных объектов и пользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» (далее - Порядок), согласно которому измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям (п. 6); учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод (формы 1.1 - 1.4 Приложения к Порядку) должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод (п. 7); по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов (формы 1.5 - 1.6 Приложения к Порядку) (п. 9).
Статьей 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Исследованием материалов дела установлено, что должностными лицами Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю, на основании приказа врио руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора №-кнд от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках государственного экологического надзора, с целью соблюдения ФИО3 «Камчатский водоканал» требований природоохранного законодательства РФ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3 «Камчатский водоканал» проведена внеплановая выездная проверка, в том числе, по месту фактического осуществления деятельности, в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, выпуск сточных вод № «Волна», код объекта №Т, II категории негативного воздействия на окружающую среду, категория риска - средняя (л.д. 16-20).
В деле представлено Решение о предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.002-Р-РСБХ-С-2017-01288/00 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края (далее-Решение), согласно которому ФИО3 «Камчатский водоканал» (Водопользователь) является водопользователем водного объекта – части <адрес>, Кирпичная, с целью сброса сточных вод, способ использования - водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (л.д. 30-38).
Как следует из подп. 9 п. 2.3 Решения, объем сброса сточных вод из выпуска № «Волна» не должен превышать 111,52 тыс. м?/год. Учет объема сброса должен определяться инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений: учет объема сброса сточных вод осуществляется с помощью расходометра марки СИГНУР «ЭХО-Р-02».
Согласно подп. 13 п. 2.3 Решения вода в <адрес>, в результате воздействия сбрасываемых сточных вод на водный объект, должна отвечать следующим требованиям: взвешенные вещества-фоновое значение + 0,25; БПКполн-3,0; амоний-ион-0,5; нитрит-анион-0,08; нитрат-анион-40,0; сульфат-анион (сульфаты)-100,0; хлорид-анион (хлориды)-300,0; фосфаты (по Р)-0,05; железо-0,1; алкилсульфонаты (АПАВ)-0,5; нефтепродукты (нефть)-0,05.
В соответствии с Актом обследования территории на предмет соблюдения природоох-ранных требований № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ), проведено обследование объектов ФИО3 «Камчатский водоканал»: выпуска № «Волна» (г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>), выпуска № «Халактырка» (г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>), выпуска № «Совхозный» (г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>), выпуска № «Заозерный» (г. Петропавловск - Камчатский, <адрес>). Обследование проводилось с участием заместителя ФИО3 Службы охраны окружающей среды ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО5, действовавшего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54-57).
В ходе обследования ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО3 «Камчатский водоканал» осуществляет сбор и транспортировку по канализационным сетям сточных вод с последующим их сбросом через выпуск № «Волна» в <адрес>, Кирпичная. ФИО3 «Камчатский водоканал» осуществляет использование водного объекта на основании Решения о
предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.002-Р-РСБХ-С-2017-01283/00 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края. Через выпуск осуществляется сброс неочищенных сточных вод (очистные сооружения отсутствуют), географические координаты выпуска 53°01"54.89""сш 158°41"50.35"" вд. Управлением в рамках проверки, при участии экспертной организации (филиал ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Камчатскому краю), в период с 14 час. 40 мин. до 16 час. 00 мин. проведен отбор проб в точках: №-сточных вод из канализационного колодца, последнего перед сбросом сточных вод в водный объект (географические координаты 53°01"54.1""сш 158°41"43.68""вд); №-природных вод поверхностного водного объекта (<адрес>, Кирпичная): точка №-в месте сброса сточных вод (географические координаты 53°01"54.89""сш 158°41"50.35""вд); точка № (фоновая)-в 10 м вверх по течению от места сброса сточных вод (географические координаты 53°01"54.7""сш 158°41"51.0""вд); точка №-в 20 м ниже по течению от места сброса сточных вод (географические координаты 53°01"55.0""сш 158°41"49.8""вд).
Как следует из Акта обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ), проведено обследование объектов ФИО3 «Камчатский водоканал»: выпуск сточных вод № «Совхозный» (г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>), выпуск сточных вод № «Волна» (г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>), выпуск сточных вод № «Халактырка» (г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>), канализационные очистные сооружения «Нагорный» (г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>). Обследование проводилось с участием заместителя ФИО3 Службы охраны окружающей среды ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО5, действовавшего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.58-60).
В ходе обследования ДД.ММ.ГГГГ установлено, ФИО3 «Камчатский водоканал» осуществляет сброс неочищенных сточных вод через выпуск № «Волна» водный объект <адрес>, Кирпичная. Выпуск расположен в черте г. Петропавловска-Камчатского, в районе <адрес> (географические координаты 53°01"54.89""сш 158°41"50.35""вд). Управлением в рамках проверки, при участии экспертной организации (филиал ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Камчатскому краю) в период с 11 час. 40 мин. до 13 час. 00 мин проведен отбор проб в точках: №-сточные воды из канализационного колодца, последнего перед сбросом сточных вод в водный объект (географические координаты 53°01"54.1""сш 158°41"43.68""вд); №-природных вод поверхностного водного объекта (<адрес>, Кирпичная): точка №-в месте сброса сточных вод (географические координаты 53°01"54.89""сш 158°41"50.35""вд); точка № (фоновая)-в 10 м вверх по течению от места сброса сточных вод (географические координаты 53°01"54.7""сш 158°41"51.0""вд); точка № - в 20 м ниже по течению от места сброса сточных вод (географические координаты 53°01"55.0""сш 158°41"49.8""вд). Представителями лаборатории ФИО3 «Камчатский водоканал» отобраны параллельные пробы сточной воды из указанного колодца.
В соответствии с Актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ), проведено обследование объектов ФИО3 «Камчатский водоканал»: выпуск сточных вод № «Совхозный» (г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>), выпуск сточных вод № «Волна» (г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>), канализационные очистные сооружения «Нагорный» (г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>). Обследование проводилось с участием заместителя ФИО3 Службы охраны окружающей среды ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО5, действовавшего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61-63).
В ходе обследования ДД.ММ.ГГГГ установлено, через выпуск № «Волна» ФИО3 «Камчатский водоканал» осуществляется сброс неочищенных сточных вод (очистные сооружения отсутствуют) в <адрес>, Кирпичная. Управлением в рамках проверки, при участии экспертной организации (филиал ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Камчатскому краю) в 10 час. 40 мин проведен отбор проб сточных вод из канализационного колодца на сети выпуска № (перед сбросом в водный объект): колодец расположен в районе гаражных строений (ориентир-<адрес>) географические координаты 53°01"59.58""сш 158°41"40.67""вд. Представителями лаборатории ФИО3 «Камчатский водоканал» отобраны резервные и параллельные пробы сточной воды из указанного колодца. Резервная проба опломбирована (без использования консервантов) в пластиковой бутылке, вместимостью 1,5 дм3.
Согласно Акту внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (далее-Акт проверки №), проведенной в отношении ФИО3 «Камчатский водоканал», проверке подверглись объекты негативного воздействия на окружающую среду, в том числе, выпуск сточных вод № «Волна», код объекта №Т, II категории негативного воздействия на окружающую среду, категория риска - средняя. Проверка по выпуску № «Волна» проводилась ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. С Актом проверки ознакомлен заместитель ФИО3 Службы охраны окружающей среды ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО5, копия акта вручена (л.д. 104-143).
Как зафиксировано Актом проверки №, сброс сточных вод в <адрес>, Кирпичная, осуществляется на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.002-Р-РСБХ-С-2017-01288/00 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края. Допустимый сброс - 111,52 тыс. м3/год. Фактический объем водоотведения за 2019 год составил 37,87 тыс. м3/год (по данным 2 ТП-водхоз). Превышение допустимого объема сброса не установлено. Через выпуск № «Волна» осуществляется сброс неочищенных сточных вод (очистные сооружения отсутствует). Расчет НДС выполнен по следующим веществам: ион аммония, нитриты, нитрата хлориды, сульфаты, фосфаты, железо общее, АПАВ, взвешенные вещества, БПКполн; нефтепродукты. На предприятии осуществляется производственный экологический контроль собственной лабораторией за качеством сбрасываемых стоков по указанным показателям. Наблюдения за токсичностью сточных вод и природных вод в месте сброса программой ПЭК не предусмотрено. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований природоохранного законодательства РФ: 1) Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения: сброс сточных вод в <адрес>, Кирпичная через выпуск № «Волна» осуществляется без очистки; 2) При осуществлении производственного экологического контроля за качеством сбрасываемых вод не ведется контроль за токсичностью, фенолами, цинком, медью. В отчет ПЭК за 2019 год по объекту №Т (выпуск № «Волна»): отсутствует информация о качестве и объеме сбрасываемых стоков; 3) Нарушение требований к охране водного объекта, которое может повлечь его загрязнение: концентрации загрязняющих веществ в сточных водах на выпуске № «Волна» превышают допустимые значения, содержащиеся в расчете НДС декларации о воздействии взвешенным веществам, БПКполн, иону аммония, фосфатам, железу общему, АПАВ, нефтепродуктам; 4) При сбросе стоков с превышением допустимых значений план мероприятий по охране сужающей среды не разработан, временно разрешенные сбросы не установлены; 5) Невыполнение условий подп. 8,13 п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование: выпуск сточных вод № не оборудован расходомером, расчетный метод учета сбрасываемых стоков в установленном порядке не согласован; согласно протоколу анализа природных вод №П-4-20 от ДД.ММ.ГГГГ воды <адрес> превышают ПДК рыбохозяйственного значения в месте сброса сточных вод выпуска № «Волна» по следующим веществам: БПКполн., ион-аммония, фосфат-ион, железо, нефтепродукты.
Из Протокола результатов анализа природных вод №П-4-20 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предметом исследования явились пробы воды согласно протоколу отбора проб № от ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что вода <адрес> в месте сброса сточных вод превышает допустимые значения по следующим веществам: БПКполн - в 7,91 раза; ион-аммония - в 11,8 раз; фосфат-ион - в 14,2 раза; железо - в 9,5 раз; нефтепродукты - в 2,2 раза (л.д. 76-77).
В соответствии с Приказом (распоряжением) о переводе работника на другую работу №ЛС от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность ФИО3 Службы охраны окружающей среды ФИО3 «Камчатский водоканал» (л.д.97).
Как следует из должностной инструкции ФИО3 Службы охраны окружающей среды ФИО3 «Камчатский водоканал» №, утвержденной директором ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 относится к категории руководителей (п. 1.1). Руководит работой ФИО3 по контролю соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды на объектах предприятия, в том числе, по согласованию работ в границах водоохранной зоны водного объекта (п. 2.15). Обеспечивает соблюдение требований законодательства РФ и других регламентирующих документов, касающихся деятельности в сфере охраны окружающей среды, недропользования (п. 2.30). ФИО3 несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством РФ (п. 4.2) (л.д.99-102).
Установив в ходе проведенной внеплановой выездной проверки допущенные ФИО3 «Камчатский водоканал» на выпуске № «Волна» нарушения обязательных требований природоохранного законодательства Российской Федерации, в том числе, нарушения подп. 9,13 п. 2.3 «Условий использования водного объекта или его части» Решения о предоставлении водного объекта в пользовании №-ДД.ММ.ГГГГ.002-Р-РСБХ-С-2017-01288/00 от ДД.ММ.ГГГГ, старшим госинспектором ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении № в отношении ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2, предусмотренном ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 159-162).
В соответствии с протоколом об административном правонарушении, ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 не выполнила надлежащим образом свои должностные обязанности, не приняла необходимых мер по своевременной организации работ по соблюдению условий Решения о предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.002-Р-РСБХ-С-2017-01288/00 от ДД.ММ.ГГГГ. Протокол об административном правонарушении составлен с участием ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2, которая с протоколом ознакомлена, копию получила.
Постановлением старшего госинспектора № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 166-172).
Факт совершения ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и его вина установлены государственным инспектором на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; Решения о предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.002-Р-РСБХ-С-2017-01288/00 от ДД.ММ.ГГГГ; Актами обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; Акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; протокола анализа природных вод № П-4-20 от ДД.ММ.ГГГГ, иных материалов дела.
Считая постановление незаконным и подлежащим отмене, ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 обратилась в суд с жалобой, при рассмотрении которой законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов (п. 8 ч. 1 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Частью 3 ст. 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Рассматривая доводы жалобы ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 о том, что вмененное ей превышение ПДК рыбохозяйственного значения является составом административного правонарушения, предусмотренного главой 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прихожу к следующему.
Одним из нарушений, вмененных ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2, явилось пользование поверхностным водным объектом (<адрес>, Кирпичная) с нарушением подп. 13 п. 2.3 «Условия использования водного объекта или его части» Решения о предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.002-Р-РСБХ-С-2017-01288/00 от ДД.ММ.ГГГГ, что выразилось в месте сброса сточных вод из выпуска № «Волна» с превышением ПДК рыбохозяйственного значения по веществам: БПКполн - в 7,91 раза; ион-аммония - в 11,8 раз; фосфат-ион - в 14,2 раза; железо - в 9,5 раз; нефтепродукты - в 2,2 раза.
Нарушение подп. 13 п. 2.3 «Условия использования водного объекта или его части» Решения квалифицировано по ст. ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Данная статья включена в главе 7 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Административные правонарушения в области охраны собственности», целью которой является защита прав собственников, владельцев, водопользователей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере государственной собственности на водные объекты и установленный порядок пользования ими.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается в самовольном занятии юридическим либо физическим лицом водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
При этом, согласно Акту проверки №, должностными лицами Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю в ходе проверки установлено, что осуществление ФИО3 «Камчатский водоканал» на выпуске № «Волна» сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод с превышением ПДК рыбохозяйственного значения влечет нарушение требований к охране водного объекта.
В данном случае, совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что в действиях ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2, связанных с нарушением подп. 13 п. 2.3 «Условия использования водного объекта или его части» Решения, усматривается нарушение правил водопользования при сбросе в водный объект (<адрес>, Кирпичная) сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются общественные отношения, связанные с использованием водных объектов. Под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
В силу изложенного, необоснованным является вывод старшего госинспектора о том, что ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2, нарушив на выпуске № «Волна» требования подп. 13 п. 2.3 «Условия использования водного объекта или его части» Решения, совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при приме-нении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица относится к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о
переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что составы ч. 1 ст. 8.14 и ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях имеют различные родовые объекты, в ходе рассмотрения настоящей жалобы невозможна переквалификация действий ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 в части нарушения на выпуске № «Волна» требований подп. 13 п. 2.3 «Условия использования водного объекта или его части» Решения.
При таких обстоятельствах, подлежит исключению из объема обвинения по данному делу вмененное ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 нарушение подп. 13 п. 2.3 «Условия использования водного объекта или его части» Решения о предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.002-Р-РСБХ-С-2017-01288/00 от ДД.ММ.ГГГГ.
Вторым нарушением, вменным в вину ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2, явилось нарушение на выпуске № «Волна» требований подп. 9 п. 2.3 «Условия использования водного объекта или его части» Решения, которое выразилось в том, что на выпуске отсутствует расходомер, расчетный метод учета сбрасываемых стоков в установленном порядке с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов не согласован.
В соответствии со ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, время совершения и событие административного правонарушения, которые в силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях относятся к обстоятельствам, подлежащим установлению по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, помимо иных обстоятельств, наличие события административного правонарушения.
По смыслу закона выяснение наличия события административного правонарушения предполагает выяснение вопроса о времени и месте совершения административного правонарушения.
Время совершения административного правонарушения имеет существенное значение как для квалификации административного правонарушения (в соответствии с действующим на момент его совершения законодательством), так и для определения сроков давности для привлечения лица к административной ответственности.
ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 считала, что время совершения административного правонарушения установлено неверно, так как, ДД.ММ.ГГГГ является днем подготовки протокола исследования взятых проб, а не их сравнительный анализ, на основании которого должностным лицом сделан вывод о наличии в ее действиях признаков состава административного правонарушения.
В ходе рассмотрения довода ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2, прихожу к следующему.
Как следует из протокола об административном правонарушении и постановления, старший госинспектор пришел к выводу, что нарушение ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 требований подп. 9 п. 2.3 «Условия использования водного объекта или его части» Решения допущено ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в постановлении отсутствуют доводы, на основании которых старшим госинспектором сделан такой вывод, можно предположить, что время (календарная дата) выявленного нарушения определено на основании Протокола результатов анализа природных вод №П-4-20 от ДД.ММ.ГГГГ, которым на выпуске № «Волна» в месте сброса сточных вод установлено превышение ПДК рыбохозяйственного значения, а не отсутствие расходометра для учета объема сброса сточных вод.
Из Актов обследования от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не следует, что на выпуске сточных № «Волна» должностными лицами Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, проводившими проверку в отношении ФИО3 «Камчатский водоканал», выявлено отсутствие расходометра.
Вывод об отсутствии расходомера указан в итоговом Акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленном на основании сведений, зафиксированных в Актах обследования от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, которыми не установлено отсутствие расходомера.
В связи с изложенным, невозможно определить, при каких обстоятельствах старшим госинспектором ДД.ММ.ГГГГ выявлено нарушение ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 подп. 9 п. 2.3 Решения, в части отсутствия на выпуске № «Волна» средства для учета объема сброса сточных вод.
Правовая оценка совершению ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 административного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ в постановлении не дана.
Таким образом, утверждение старшего госинспектора о нарушении ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ требований подп. 9 п. 2.3 «Условия использования водного объекта или его части» Решения о предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.002-Р-РСБХ-С-2017-01288/00 от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сделан без исследования всех представленных в деле доказательств в их совокупности.
Изложенные обстоятельства позволяют утверждать, что старшим госинспектором фактически не установлено время допущенного ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 нарушения подп. 9 п. 2.3 «Условия использования водного объекта или его части» Решения, то есть, время совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которое входит в предмет доказывания в соответствии с положениями ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Такое рассмотрение дела не отвечает установленным ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем и полном выяснении обстоятельств каждого дела.
Допущенные старшим госинспектором нарушения процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на исход дела и привели к преждевременному выводу о виновности ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2, в связи с чем, постановление не может быть признано законным, подлежит отмене.
При установленных обстоятельствах, суд не вправе входить в обсуждение доводов жалобы ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 об отсутствии в ее действиях события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При этом, дело может быть возвращено на новое рассмотрение лишь в случае, если не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел, составляет 2 месяца со дня совершения административного правонарушения.
Согласно постановлению, административное правонарушение ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 совершено ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, постановление старшего госинспектора № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 по ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по делу прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 - удовлетворить частично.
Исключить из объема обвинения по данному делу указание на нарушение ФИО3 «Камчатский водоканал» ФИО2 подп. 13 п. 2.3 «Условия использования водного объекта или его части» Решения о предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.002-Р-РСБХ-С-2017-01288/00 от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО3 Службы охраны окружающей среды Краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - отменить.
Прекратить производство по данному делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.П. Лаевская