Дело № 2-1620/17
Решение
Именем Российской Федерации
21 июня 2017 года г. Щелково
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбика А.В., при секретаре судебного заседания Бутовой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алексеенко ФИО10, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО13 к Администрации городского поселения Монино Щелковского района Московской области о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения.
Установил:
Истцы обратились в Щелковский городской суд Московской области с указанным иском мотивируя тем, что старший лейтенант Алексеенко А.А., спортсмен спортивной команды (мастеров гребли, высшей лиги) <данные изъяты> проходил военную службу в Вооруженных силах РФ с 23 июня 1992 года.
ДД.ММ.ГГГГ Алексеенко А.А. был досрочно уволен в запас в связи с организационно - штатными мероприятиями выслуга лет в ВС РФ календарная составила 17 лет 4 месяца.
Приказом начальника военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «<данные изъяты>» № № от 04.12.2009 г. Алексеенко А.А. с 06.12.2009 г. исключен из списков личного состава ВУНЦ, всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в объединенный военный комиссариат г. Щелково Московской области.
Из выписки из протокола № заседания жилищной комиссии гарнизона от 26.10.2009 года следует, что рассмотрев рапорт спортсмена-регбиста старшего лейтенанта Алексеенко А.А. о продлении договора краткосрочного найма служебного помещения на период прохождения службы по адресу: <адрес>, указанный жилищный орган постановил предоставить по договору служебного найма на период прохождения службы спортсмену-регбисту квартиру по адресу: <адрес> на состав семьи 2 человека.
Согласно домовой поквартирной книги в указанной выше квартире зарегистрированы Алексеенко А.А., ФИО3, ФИО1
В связи с предоставлением данной квартиры Алексеенко А.А. дал согласие на увольнение с военной службы. В представлении на увольнение с военной службы отмечено, что Алексеенко А.А. обеспечен жилой площадью по нормам, установленным законодательством. Однако после увольнения со службы 18.12.2009 г. был оформлен договор найма служебного жилого помещения. На момент увольнения с военной службы военный городок Монино находился в перечне закрытых военных городков, однако, распоряжением Правительства РФ от 17.03.2010 г. № 349-р пос. Монино исключен из указанного перечня. По настоящее время истцы и их несовершеннолетний сын зарегистрированы и проживают в указанной спорной квартире.
Таким образом, право истца и членов его семьи на жилищное обеспечение в связи с увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям реализовано не было и потому Алексеенко А.А., ФИО3, а также их несовершеннолетний сын ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. проживают в спорном служебном жилом помещении. Поскольку состав семьи Алексеенко А.А. увеличился, то с учетом требований закона нормы предоставления общей площади жилого помещения не превышены.
На основании изложенного, просят суд:
Признать за Алексеенко ФИО14, действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, ФИО3 право пользования жилым помещением - двухкомнатной квартирой по адресу: <адрес>, на условиях социального найма.
В судебное заседание истцы не явились, извещены.
Представитель истцов по доверенности Головкин Р.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации городского поселения Монино в судебное заседание не явился, извещен. Ранее представлен отзыв, в котором указано, что спорное жилое помещение в собственность городского поселения Монино не передано.
Третье лицо Министерство обороны РФ извещено, явку представителя не обеспечило.
В порядке ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), в том числе, путем обеспечения жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих.
Материалами дела установлено, что старший лейтенант Алексеенко А.А., спортсмен спортивной команды (мастеров гребли, высшей лиги) Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина проходил военную службу в Вооруженных силах РФ с 23 июня 1992 года.
ДД.ММ.ГГГГ Алексеенко А.А. был досрочно уволен в запас в связи с организационно - штатными мероприятиями выслуга лет в ВС РФ календарная составила 17 лет 4 месяца.
Приказом начальника военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «<данные изъяты> от 04.12.2009 г. Алексеенко А.А. с 06.12.2009 г. исключен из списков личного состава ВУНЦ, всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в объединенный военный комиссариат г. Щелково Московской области.
Из выписки из протокола № заседания жилищной комиссии гарнизона от 26.10.2009 года следует, что рассмотрев рапорт спортсмена-регбиста старшего лейтенанта Алексеенко А.А. о продлении договора краткосрочного найма служебного помещения на период прохождения службы по адресу: <адрес>, указанный жилищный орган постановил предоставить по договору служебного найма на период прохождения службы спортсмену-регбисту квартиру по адресу: <адрес> на состав семьи 2 человека.
Согласно домовой поквартирной книги в указанной выше квартире зарегистрированы Алексеенко А.А., ФИО3, ФИО1
Согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Учитывая общую продолжительность военной службы более 17 лет, а также то, что основанием увольнения с военной службы являлись организационно-штатные мероприятия, Алексеенко А.А. имеет право на предоставление ему и членам его семьи жилого помещения для постоянного проживания, на условиях социального найма.
Оформление права пользования на занимаемую истцами квартиру на протяжении длительного времени во внесудебном порядке является невозможным по причине того, что обращение в различные органы и инстанции, в том числе к ответчику результатов не дали, поскольку только в судебном порядке возможно установить право пользования квартирой по вышеуказанному адресу по договору социального найма.
Военный городок Монино исключен из состава жилищного фонда закрытых военных городков, однако квартира, занимаемая истцами, до настоящего времени носит статус служебного жилого помещения, несмотря на то, что жилой дом, в котором расположена спорная квартира передан и принят в муниципальную собственность, кроме того в регистрационном органе сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Согласно ст.2 п.2 №423 ФЗ от 08.12.2011 года «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт -Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта РФ - города федерального значения либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Аналогичной нормы, касающейся служебных жилых помещений, ни ЖК РФ, ни Вводный закон не содержат.
Тем не менее, исходя из аналогии закона (ст. 7 ЖК РФ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07 и 14 июня 2006 года).
Из разъяснений, содержащихся в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
Согласно п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Доказательств, подтверждающих отнесение спорного жилого помещения в установленном законом порядке к специализированному жилищному фонду после передачи его в муниципальную собственность, не имеется.
Доводы истца о том, что в связи с предоставлением данной квартиры Алексеенко А.А. дал согласие на увольнение с военной службы материалами дела не опровергнуты.
В представлении на увольнение с военной службы отмечено, что Алексеенко А.А. обеспечен жилой площадью по нормам, установленным законодательством.
Учитывая изложенное и принимая во внимание факт передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность, суд приходит к выводу, что истцы с членами своей семьи приобрели права пользования жилым помещением на условиях социального найма и утрате спорным жилым помещением статуса служебного жилого помещения, установленного до передачи квартиры в муниципальную собственность и вселения истца в спорную квартиру.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алексеенко ФИО15, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3 к Администрации городского поселения Монино Щелковского района Московской области о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения – удовлетворить.
Признать за Алексеенко ФИО16, действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, ФИО3 право пользования жилым помещением - двухкомнатной квартирой по адресу: <адрес>, на условиях социального найма.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.В. Торбик