гр. дело № 2-4999/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«14» декабря 2018 г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Медведевой Е.Ю.
с участием истца Герета В.Г., представителя ответчика по доверенности Калининой О.И., представителя третьего лица Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Кудинова Д.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герета Василия Григорьевича к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о признании решения незаконным, включении периодов работы в ООО «Каскад 2000» и ОАО «Сервис-Модерн» в страховой стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с даты обращения, взыскании госпошлины,
у с т а н о в и л:
Истец Герета В.Г. обратился в суд с настоящим иском, указал, что в связи с достижением пенсионного возраста 06.08.2018г. он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее УПФР) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. К заявлению приложил документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы. По сведениям УПФР продолжительность страхового стажа, подлежащего зачету по состоянию на 06.08.2018 г. составила 8 лет 6 месяцев 8 дней.
Решением УПФР № 560931/18 от 12.10.2018 г. в назначении страховой пенсии по старости истцу отказано со ссылкой на п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливаемой на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку не выполнено одно из условий, необходимых для назначения страховой пенсии по старости, а именно, наличие страхового стажа продолжительностью 9 лет. При этом не включены в стаж следующие периоды работы; с 01.01.2004 г. по 05.04.2004 г. - в ООО «Каскад 2000»; с 01.01.2012 г. по 16.08.2012 г. - в ОАО «Сервис-Модерн».
Истец считает отказ в назначении пенсии незаконным, так как в оспариваемые периоды он работал в указанных организациях, о чем свидетельствуют записи в трудовой книжке и справка Сбербанка России о начислении зарплаты.
На основании изложенного истец просит признать решение УПФР № 560931/18 от 12.10.2018 г. об отказе в назначении пенсии незаконным; включить периоды работы с 01.01.2004 г. по 05.04.2004 г. в ООО «Каскад 2000» в должности заместителя директора и с 01.01.2012 г. по 16.08.2012 г. в ОАО «Сервис-Модерн» в должности директора филиала ОАО «Сервис-Модерн» в страховой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости; обязать УПФР назначить пенсию по старости с даты обращения за ее назначением - 06.08.2018 г.; взыскать оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Истец Герета В.Г. исковые требования поддержал, пояснил изложенное.
Представитель ответчика по доверенности Калинина О.И. с иском не согласилась, представлены письменные возражения (л.д.44-45).
Представитель третьего лица Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Кудинов Д.А. полагается на усмотрение суда.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пояснений сторон, заявления, решения, имеющихся в деле, судом установлено, что Герета В.Г. является получателем пенсии за выслугу лет с 05.12.2002г. по линии Министерства обороны РФ. При назначении пенсии за выслугу лет Министерством обороны РФ учтены периоды военной службы с 05.08.1976г. по 04.12.2002г. (л.д.46
06.08.2018г. Герета В.Г. обратился в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) согласно п.6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.47-50).
Решением УПФР от 12.10.2018г. № 560931/18 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) согласно названного закона, поскольку не выполнено условие, необходимое для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости, а именно наличие страхового стажа - 9 лет (л.д.21-23).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов, и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», необходимо соблюдение одновременно следующих условий:
- достижение общеустановленного возраста выхода на страховую пенсию по старости женщинам - 55 лет, мужчинам - 60 лет;
- наличие страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости не менее - 15 лет;
- величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с переходными положениями, предусмотренными ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, предусматривающими постепенное увеличение необходимого для назначения страховой пенсии страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, закреплено, что для застрахованных лиц (мужчин), достигших возраста 60 лет в 2018 году, требуемая продолжительность страхового стажа составляет 9 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - в размере не менее 13.8. При этом необходимая продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (ч.2.3 ст.35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).
В силу ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или иной) деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 13 данного закона при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости указанной категории граждан, в него не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1.
При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет, либо пенсии по инвалидности в соответствии с указанным Законом.
Периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1, подтверждаются справкой, установленной формы, которая выдается уполномоченной организацией федеральных органов исполнительной власти, осуществляющей, пенсионное обеспечение Российской Федерации.
Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа предусмотрены ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г., в соответствии с которой периоды работы и (или) иной деятельности до даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) счете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального персонифицированного учета и (или) документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Периоды после даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 г. N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ).
Пенсионный фонд РФ осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ (определение от 25.10.2018 г. № 2703-О) закрепленное ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» (ранее аналогичная норма была установлена п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») правило о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение трудовой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и, в конечном счете, выплату трудовых пенсий застрахованным лицам в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда, что не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.
На основании вышеизложенных доказательств судом установлено, что ответчик не зачел в страховой стаж следующие периоды: периоды военной службы с 05.08.1976г. по 04.12.2002г., учтенные при назначении пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ в соответствии с ч. 4 ст.13 Федерального закона «О страховых пенсиях»; периоды работы с 01.01.2004г. по 05.04.2004г. - в ООО «Каскад-2000»: с 01.01.2012г. по 16.08.2012г. - в ОАО «Сервис-Модерн», так как сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении периода работы и начисленных (уплаченных)страховых взносов страхователем не предоставлены в нарушение требований ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном» учетев системе обязательного пенсионного страхования», поэтому спорные периоды не учтены в страховой стаж в соответствии в соответствии с п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением от 02.10.2014г. № 1015 и ч. 1 ст. 11, ч.2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, согласно которой в спорные периоды страховые взносы работодателями не начислялись и не выплачивались (л.д.56-60).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента Герета В.Г. на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости составляет - 20,400. Индивидуальный пенсионный коэффициент – параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд считает, что по состоянию на 09.08.2018г. отсутствуют правовые основания для установления страховой пенсии по старости истцу (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) в соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливаемой на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
При этом суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
Между тем, согласно вышеназванной выписке в определенные периоды работодатель начислял страховые взносы, а в спорные периоды страховые взносы и не начислялись, и не выплачивались, что по мнению суда, свидетельствует об отсутствии трудовой деятельности истца.
В связи с изложенным суд считает, что отсутствуют основания для включения в стаж спорных периодов работы и соответственно не подлежат удовлетворению исковые требования о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с даты обращения, взыскании госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 197 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Герета Василия Григорьевича к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о признании решения незаконным, включении периодов работы в ООО «Каскад 2000» и ОАО «Сервис-Модерн» в страховой стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с даты обращения, взыскании госпошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судьягр. дело № 2-4999/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«14» декабря 2018 г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Медведевой Е.Ю.
с участием истца Герета В.Г., представителя ответчика по доверенности Калининой О.И., представителя третьего лица Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Кудинова Д.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герета Василия Григорьевича к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о признании решения незаконным, включении периодов работы в ООО «Каскад 2000» и ОАО «Сервис-Модерн» в страховой стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с даты обращения, взыскании госпошлины,
у с т а н о в и л:
Истец Герета В.Г. обратился в суд с настоящим иском, указал, что в связи с достижением пенсионного возраста 06.08.2018г. он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее УПФР) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. К заявлению приложил документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы. По сведениям УПФР продолжительность страхового стажа, подлежащего зачету по состоянию на 06.08.2018 г. составила 8 лет 6 месяцев 8 дней.
Решением УПФР № 560931/18 от 12.10.2018 г. в назначении страховой пенсии по старости истцу отказано со ссылкой на п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливаемой на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку не выполнено одно из условий, необходимых для назначения страховой пенсии по старости, а именно, наличие страхового стажа продолжительностью 9 лет. При этом не включены в стаж следующие периоды работы; с 01.01.2004 г. по 05.04.2004 г. - в ООО «Каскад 2000»; с 01.01.2012 г. по 16.08.2012 г. - в ОАО «Сервис-Модерн».
Истец считает отказ в назначении пенсии незаконным, так как в оспариваемые периоды он работал в указанных организациях, о чем свидетельствуют записи в трудовой книжке и справка Сбербанка России о начислении зарплаты.
На основании изложенного истец просит признать решение УПФР № 560931/18 от 12.10.2018 г. об отказе в назначении пенсии незаконным; включить периоды работы с 01.01.2004 г. по 05.04.2004 г. в ООО «Каскад 2000» в должности заместителя директора и с 01.01.2012 г. по 16.08.2012 г. в ОАО «Сервис-Модерн» в должности директора филиала ОАО «Сервис-Модерн» в страховой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости; обязать УПФР назначить пенсию по старости с даты обращения за ее назначением - 06.08.2018 г.; взыскать оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Истец Герета В.Г. исковые требования поддержал, пояснил изложенное.
Представитель ответчика по доверенности Калинина О.И. с иском не согласилась, представлены письменные возражения (л.д.44-45).
Представитель третьего лица Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Кудинов Д.А. полагается на усмотрение суда.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пояснений сторон, заявления, решения, имеющихся в деле, судом установлено, что Герета В.Г. является получателем пенсии за выслугу лет с 05.12.2002г. по линии Министерства обороны РФ. При назначении пенсии за выслугу лет Министерством обороны РФ учтены периоды военной службы с 05.08.1976г. по 04.12.2002г. (л.д.46
06.08.2018г. Герета В.Г. обратился в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) согласно п.6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.47-50).
Решением УПФР от 12.10.2018г. № 560931/18 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) согласно названного закона, поскольку не выполнено условие, необходимое для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости, а именно наличие страхового стажа - 9 лет (л.д.21-23).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов, и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», необходимо соблюдение одновременно следующих условий:
- достижение общеустановленного возраста выхода на страховую пенсию по старости женщинам - 55 лет, мужчинам - 60 лет;
- наличие страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости не менее - 15 лет;
- величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с переходными положениями, предусмотренными ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, предусматривающими постепенное увеличение необходимого для назначения страховой пенсии страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, закреплено, что для застрахованных лиц (мужчин), достигших возраста 60 лет в 2018 году, требуемая продолжительность страхового стажа составляет 9 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - в размере не менее 13.8. При этом необходимая продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (ч.2.3 ст.35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).
В силу ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или иной) деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 13 данного закона при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости указанной категории граждан, в него не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1.
При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет, либо пенсии по инвалидности в соответствии с указанным Законом.
Периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1, подтверждаются справкой, установленной формы, которая выдается уполномоченной организацией федеральных органов исполнительной власти, осуществляющей, пенсионное обеспечение Российской Федерации.
Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа предусмотрены ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г., в соответствии с которой периоды работы и (или) иной деятельности до даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) счете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального персонифицированного учета и (или) документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Периоды после даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 г. N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ).
Пенсионный фонд РФ осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ (определение от 25.10.2018 г. № 2703-О) закрепленное ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» (ранее аналогичная норма была установлена п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») правило о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение трудовой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и, в конечном счете, выплату трудовых пенсий застрахованным лицам в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда, что не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.
На основании вышеизложенных доказательств судом установлено, что ответчик не зачел в страховой стаж следующие периоды: периоды военной службы с 05.08.1976г. по 04.12.2002г., учтенные при назначении пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ в соответствии с ч. 4 ст.13 Федерального закона «О страховых пенсиях»; периоды работы с 01.01.2004г. по 05.04.2004г. - в ООО «Каскад-2000»: с 01.01.2012г. по 16.08.2012г. - в ОАО «Сервис-Модерн», так как сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении периода работы и начисленных (уплаченных)страховых взносов страхователем не предоставлены в нарушение требований ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном» учетев системе обязательного пенсионного страхования», поэтому спорные периоды не учтены в страховой стаж в соответствии в соответствии с п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением от 02.10.2014г. № 1015 и ч. 1 ст. 11, ч.2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, согласно которой в спорные периоды страховые взносы работодателями не начислялись и не выплачивались (л.д.56-60).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента Герета В.Г. на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости составляет - 20,400. Индивидуальный пенсионный коэффициент – параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд считает, что по состоянию на 09.08.2018г. отсутствуют правовые основания для установления страховой пенсии по старости истцу (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) в соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливаемой на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
При этом суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
Между тем, согласно вышеназванной выписке в определенные периоды работодатель начислял страховые взносы, а в спорные периоды страховые взносы и не начислялись, и не выплачивались, что по мнению суда, свидетельствует об отсутствии трудовой деятельности истца.
В связи с изложенным суд считает, что отсутствуют основания для включения в стаж спорных периодов работы и соответственно не подлежат удовлетворению исковые требования о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с даты обращения, взыскании госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 197 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Герета Василия Григорьевича к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о признании решения незаконным, включении периодов работы в ООО «Каскад 2000» и ОАО «Сервис-Модерн» в страховой стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с даты обращения, взыскании госпошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья